Знаменитые риторы Греции

Содержание

Введение          3
1. Гомер          4
2. Софисты          4
3. Платон, Сократ         7
4. Демосфен и Аристотель       8
Заключение          10
Список литературы        11

Введение

Историю риторики называют самым неизученным из разделов дисциплин гуманитарного цикла. Только об одном из этапов развития античной риторики – эллинистическом - А. Ф. Лосев пишет: «Необозримое количество риторических трактатов до сих пор не систематизировано и не осознано - до того вся эта риторика разнообразна, изощрена и глубока».
В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, «входя» в нее, получают как одну из ее составных частей некий общий образец - идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представления о том, как должно выглядеть «хорошее» речевое произведение - устная речь или письменный текст. В Греции этому идеалу не следовали – его формировали, поскольку именно в речах греческих ораторов сформировался образец красноречия. В данном реферате рассмотрим творчество величайших ораторов Греции.

1. Гомер

Истоки красноречия древности прослеживаются начиная с героических эпосов. Для античного мира - это прежде всего гомеровские поэмы. Гомер для древних греков - первый учитель красноречия. А. Ф. Лосев связывает это с той высотой, которой достигла к гомеровской эпохе культура слова: «У Гомера справедливо находим и изображение разных ораторов (Менелай, Нестор, Одиссей), и искусное членение речей, и высокую народную и общественную оценку оратора, и глубоко жизненное, практически эффективное значение речей в самые критические моменты изображаемых событий. И вообще речь как элемент гомеровского стиля - это огромная проблема, указать на которую совершенно необходимо.
Четкость и обдуманность структуры речи, направленность каждой ее части на хорошо осознанную оратором задачу, непринужденное владение словом обнаруживается в любой из множества речей, составляющих сложную словесную ткань «Илиады» и «Одиссеи». Так, например, обращая к царю Алкиною рассказ о своих бедствиях, Одиссей использует традиционное начало - похвалу хозяину (Царь Длинной, благороднейший муж из мужей феакийских...), а вслед за тем говорит о том, как он построит будущую речь: Что же я прежде, что после и что наконец расскажу вам? - прием, призванный облегчить восприятие речи слушателям и вошедший во все риторические руководства вплоть до самых современных. И вот результат пространного повествования Одиссея, которое занимает девятую, десятую и часть одиннадцатой главы поэмы: «Так говорил Одиссей, - все другие сидели безмолвно В светлой палате, и было у всех очаровано сердце».

2. Софисты

Время становления античной риторики как особой системы знаний, обобщившей многовековой предшествующий опыт относят к периоду расцвета афинской демократии (VI - V вв. до н. э.). О связи мастерства красноречия с характером общественной жизни мы тоже говорили. Общая закономерность прослеживается четко - чем более демократична и, соответственно, напряженна политическая, духовная жизнь общества, тем важнее роль риторики, тем выше уровень ее теоретических достижений, тем совершеннее ораторские образцы.
В республиканском греческом полисе центральная фигура - «aner politikos» - «политический муж»; гражданин греческого полиса был в высшей степени социально активен и, соответственно, обладал высоким уровнем риторического мастерства.
Явление величайшего оратора античности - Демосфена - не случайно завершает период греческой демократии. Он олицетворяет и высочайшие достижения, и одновременно конец греческой республики. Это - «великий и трагический символ» «крушения маленькой республиканской Греции», как определил роль этих риторов А. Ф. Лосев.
Целостную систему риторического воспитания и образования гражданина греческого полиса, включавшую обучение как мастерству публичного монологического выступления, так и искусству спора (эристике) разработали и осуществили софисты, создавшие, как пишет А. Ф. Лосев, «какой-то небывалый в Греции культ слова и тем самым небывалое превознесение риторики, использующей слово для разных жизненных целей. Мы не ошибемся, если скажем, что только софисты впервые заговорили в Греции о силе слова и построили теорию этой силы. Хотя греки всегда любили поговорить и славились своими проникновенными речами как до софистов, так и после них, тем не менее только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки» (2, с. 29). Все это дает основание считать софистов не только первыми теоретиками и практиками красноречия, но и вообще первыми европейскими филологами.
Слова софист, софизм, софистика ныне вне языка науки приобрели отрицательно-оценочное значение, впрочем, как и само слово риторика. Софистом называют человека, умеющего за тонкостями и деталями скрыть главное, с помощью ухищрений доказать истинность того, что соответствует его целям. Ход подобных рассуждений и искусство изощренно доказывать нужное, но не обязательно истинное, именуют софистикой. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по сути не истинное суждение. Риторикой пренебрежительно называют пустое словесное украшательство, уводящее от главного. Появление у этих слов вторичных значений, выражающих отрицательную оценку, имеет свои основания. Они связаны с особенностями мировоззрения софистов, их отношением к миру и слову. Для софистов все в мире относительно, все субъективно, а сама жизнь пестра, бесконечно разнообразна и изменчива. В самом деле, если, как говорил софист Протагор, «ощущения перестраиваются и изменяются в зависимости от возрастов и прочих телесных условий», а «люди в различное время воспринимают по-разному в зависимости от различий своих состояний», то почему бы не задаться целью доказать, как делает это один из анонимных последователей Протагора, что, например, прекрасное есть безобразное: «Вот и другой закон для смертных ты отчетливо увидишь. Не было ничего совершенно прекрасного и безобразного, но это сделал случай, принявши как безобразное и отличивши как прекрасное...) Так что же рассуждать? Я сказал, что докажу тождество безобразного и прекрасного и во всем этом я доказал». Известнейший софист Г оргий утверждает, что оратор может говорить «обо всех вещах самым лучшим образом», потому что «ничто из существующего не существует» (3, с. 487).
Риторика софистов — это была риторика — «манипулирующая», монологическая. Для них показателем высшего риторического мастерства было умение, говоря современным языком, манипулировать аудиторией: «употребить красное словцо, поразить слушателя неожиданными метафорами и вообще ораторскими, приемами, возбудить гнев и негодование как у отдельного человека, так и у толпы, а вместе с тем при помощи убедительного артистизма успокоить человеческое страдание». (2, с. 47).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!