Значение успешного функционирования семьи для родителей, детей
Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования).
Нравственной основой культуры духовного общения между супругами является уважение и равноправие. Только общение супругов, основанное на взаимном уважении и равноправии, может принести удовлетворение и сблизить их. В ходе такого общения они учатся понимать друг друга, прощать мелочи, приспосабливаться к индивидуальным особенностям каждого, совершенствуют себя, своё умение взаимодействовать с другими людьми.
Значение семьи для супругов исходит из ее основных функций: в семье Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи.
Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
Эмоциональная функция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
Сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет
регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
Значение для ребенка. Ведущими в формировании личности ребёнка являются атмосфера семьи, её уклад, стиль. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. Как важную особенность семейного воспитания следует отметить то, что в условиях семьи ребёнок рано включается в систему этих отношений. В семьях с прочными контактами между взрослыми и ребёнком, уважительным отношением к детям, у последних активнее формируются такие качества как коллективизм, доброжелательность, самостоятельность. Ребёнок, если он может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.
Отношения в семье, непосредственно влияют на развитие ребёнка. Для ребёнка семья - единственное место, в котором он может чувствовать себя наиболее уверенно, там, где ему рады и его ждут. Именно в семье он, приобретает первый опыт любви, ненависти, общения, сочувствия. От того, как относились к нему самому, будет зависеть и его отношение к другим, ребёнок будет или общительным или молчаливым, добрым или злым. Помимо этого, немаловажным аспектом являются отношения между родителями в семье, ведь они являются примером, которому будет подражать ребёнок при построении своей будущей семьи, когда вырастет.
Позитивная атмосфера, созданная родителями, способствует развитию гармоничной личности. От поведения родителей, зависит и поведение ребенка в обществе.
Значение семьи для ребёнка:
- Придаёт чувство безопасности, способствует правильному освоению внешнего мира
- Копирование поведения семейного и перенесение его в общество
- Опыт родителей, становится опытом ребёнка
- Правильное воспитание при помощи методов поощрения или наказания
- Общение в семье способствует формированию понятий об общественных ценностях, при этом личностные особенности ребёнка не должны подавляться.