Значение человека в рамках герметической традиции
В архаических культурах древности имел место запрет на индивидуальную самобытность. Социо-культурные основания этого табу весьма любопытны. Исследователь культуры тропической Африки В.Иорданский, ссылаясь на этнографа Ж-Лафонтена, приводит следующие свидетельства. В Би-гусу (Африка) лиц, отмеченных печатью индивидуальности и необычности поведения, обвиняли д колдовстве. Дети росли с мыслью, что печать своеобразия опасна. Слишком большое отклонение от норм обычного поведения навлекало подозрение, способствовало отчуждению человека и, в конечном счете, могло привести к его устранению.
Запрет на индивидуальность действовал и в средневековье. Считалось, что теологические доктрины средневековья освободили человечество от космологической зависимости, от предзнаменований, власти духов и демонов. Вместе с тем новая, еще более сильная зависимость от Бога растворяла человеческую индивидуальность, позволяя ощутить себя лишь Божьей тварью или всего лишь искоркой Божьего духа. В средневековье не могло иметь места ни понятие личности, ни понятие индивидуальности. Само творчество осуществлялось как анонимный процесс, полностью оторванный от имен средневековых изобретателей, авторов, конструкторов. Ибо только Бог мог выступить великим искусником и творцом всего земного, и никто из людей не в праве был состязаться с ним в мастерстве. Индивид был полностью поставлен в зависимость от Бога, его «утверждение» могло происходить в форме отказа от себя, смирения и послушания. Христианство возвело бесплотность и немощность в ранг недостижимого идеала. Все плотское - греховно, дух же должен быть устремлен к божественной благодати, где перед лицом Господа все равны. Христианство породило не только концепцию бестелесной сущности человека, оно предложило и представление о без-именном или безымянном его существовании.
Но если уникальность, индивидуальность и своеобразие человеческой личности в средневековье игнорировались, то дебаты, посвященные принципу индивидуации занимали значительное место. Труд Фомы Аквинского под названием «Принцип индивидуации» поднимал следующие вопросы: все ли объективно сущее индивидуально? что понимать под принципом индивидуации? При каких условиях индивидуация осуществима? что нужно для завершения индивидуации? Б.Рассел совершенно справедливо замечал, что принцип индивидуации явился одной из важнейших проблем схоластической философии. Однако статус человека как индивидуальности^ полноценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был осознан лишь в эпоху Возрождения. Ренессансное мышление осознало значимость личности, индивидуальности, но это был уже XVI в.
Если рассмотреть значение человека в рамках древнейшей герметической традиции (отнесенной к Древнеегипетской цивилизации 4-6 тысячелетия до н. э.) - первой тайной мудрости, то уже в первом высшем Аркане Таро можно получить довольно стройную доктрину, изобилующую интерпретациями. Первый Аркан позволяет охарактеризовать сущность индивидуальности с учетом ее активности, через призму пары категорий: дух-материя. Человек духовно живет в мире идей, но он также является существом физическим, а следовательно, материальным и реализует себя в мире материальных форм. При нейтрализации бинера дух-материя получается трентал дух-энергия-материя. Двигаясь от идеи к предметам, возникает цепочка: идея-форма-предмет. Все эти образования также будут нести в себе печать индивидуальности.
В человеке различаются эти три основные компоненты: тепа-дух; атта - душа; согрив - тело. Когда человек занят умственным трудом, тепа (дух) в нем действеннее. Когда в человеке преобладает жизнь страстей или работа чистого воображения, самое деятельное начало - атта (душа). Дух человека считается определяющим душу. Душа, взяв в физическом плане элементы, переданные генетически от родителей, сумела создать себе физическое тело. Она поддерживает функции этого тела, исправляя повреждения своей физической оболочки.
Отражение трентала рок-проведение-воля человечества в отдельном человеке, где рок олицетворяет собой прошлое, проведение-настоящее, а воля устремлена в будущее, приобретает вид карма-совесть-воля человека. Совесть освещает путь, указывая, как нейтрализовать для настоящего момента дихотомию добро- зЛо. Воля человека определяет будущие события, но ограничена в выборе так называемой кармой. Карма понимается как общее отражение всех предыдущих инкарнаций души человека.
Возможны следующие комбинации:
1: Воля (читай будущее) вместе с совестью (настоящее) против
кармы (прошлого). Результат - очищение кармы.
2. Воля вместе с кармой против совести. Результат - видимые удачи в жизни при наличии отягощения кармы.
3. Борьба воли (будущего) с кармой (прошлого) без участия совести (настоящего). Результат зависит от соотношения сил воли и кармы.
4. Воля против объединенных кармы и совести. Результат - неудачи в жизни и отягощение кармы.
К подобным советам, рожденным в рамках эзотерической традиции, можно либо прислушиваться, либо нет, бесспорным фактом остается то, что проблема подлинно гуманных и этических деяний человеческой личности была архиважной для философии древних.