Живопись Франции XVII века. Возникновение классицизма
Иными путями идут художники Франции. Наиболее значительные достижения и характер искусства определяются, как и театр, расцветом национальной культуры, связанным с созданием абсолютистского государства, крепкой королевской властью Короля-Солнца Людовика XIV.
Подобно литературе, изобразительное искусство, архитектура отмечены здесь формированием того художественного стиля, который господствовал в европейских странах и в России частично в XVIII и преимущественно в первой трети XIX в. Его отголоски существовали и в XX в. Это — классицизм.
Ранний французский классицизм явился выражением силы единого государства, торжества воли и разума. Одним из его проявлений оказалось резкое возрастание нормативности в подходе к произведениям искусства. Основоположником стиля классицизма стал Никола Пуссен (1594—1665). Сильное влияние на него оказало античное искусство, а также искусство Возрождения, особенно Рафаэль и Тициан. Большую часть жизни Пуссен прожил в Риме и, естественно, находился в атмосфере искусства античности и Возрождения. Тематика его произведений связана с античностью, с мифологией («Спящая Венера», «Царство Флоры» и другие). «Царство Флоры» — одна из самых известных картин Пуссена, написанная на сюжет из «Метаморфоз» Овидия, где речь идет о происхождении цветов. Овидий по-своему излагает античные мифы, такие, как миф о Нарциссе, прекрасном юноше, влюбленном в свой собственный образ и любовавшимся им, глядя на свое отражение в воде. Боги его покарали, превратив в цветок, так и называющийся «нарцисс». В радостной и светлой картине, выполненной в звучной гамме с преобладанием золотистых тонов — именно такой колорит любил Пуссен,— выражено гармоничное мироощущение художника.
Распространенным жанром во французском искусстве этого времени был портрет, представленный тремя значительными мастерами: Н. Ларжильером, Н. Миньяром и Г. Риго. Их портреты отличаются пышностью, нарядностью, парадностью, несомненно связанной со всеми особенностями, принципами, этикетом правления Короля-Солнца, его величия, его вкусов, воплощенный и в главном архитектурном памятнике эпохи, в Версале, возведенном по его велению, под его эгидой и даже при его непосредственном участии. Версаль называли не имеющим равных «приютом всех искусств».
И в самом деле убранство дворца — весь декор, скульптура, живопись — все не только выражало время, личность короля. «Его личность пережила века, выжила до сегодняшнего дня через Версаль» (5). Но и в плане искусства Версаль во всей его красе и торжественности явился предвестием последующей эпохи, в которой пальма первенства в искусстве принадлежала Франции — стилю рококо.