Женщины в Риме - Часть 3

Глава 2. Женщина в Древнем Риме: материальная культура.

2.1.  Одежда римских женщин.

Одежда римских женщин, судя по дошедшим до наших дней статуям, не носила национального характера, как, например, мужская тога. Если и справедливо мнение, что в древнейшие времена между мужской и женской римской одеждой не было большого различия, а оба пола одевались почти одинаково, то римские женщины задолго до создания скульптурных памятников променяли свою тяжелую одежду на легкую и красивую греческую, которую они, впрочем, приспособили соответственно своему вкусу. Страсть к нарядам и изобретательность римских модниц находили себе пищу не только в выборе дорогих материй, которые позднее свозились в Рим отовсюду, но и в беспрестанном изменении покроя одежды (2, С. 476).
Одежда римлянок состояла из двух главных частей — туники и столы, на которую, выходя из дому, надевали верхнюю одежду или плащ и покрывало. Женская туника надевалась, как и мужская, прямо на тело.
Старинные туники походили на безрукавный греческий хитон, их всегда шили из шерстяной материи. Впоследствии вошло в обычай шить их из более легких и до рогих тканей (хлопчатобумажных, льняных или шелковых), тем более что туника была домашним или утренним костюмом римлянок.
В период империи римские матроны носили одеяния из тканей таких тонких и прозрачных, что они нисколько не скрывали тела. Это были знаменитые коийские ткани. Вместе с тем и покрой туники изменился: она превратилась в широкую и длинную, волочащуюся по земле одежду с рукавами или без рукавов, которую то подпоясывали, то носили без пояса или придавали ей форму хитона с разрезными рукавами, застегивающимися на крючки или пуговицы. Впрочем, были туники и с настоящими рукавами, закрывающими руку до локтя или до кисти. Поверх туники или другой нижней одежды надевали корсет (мамилларе, строфиум) из тонкой кожи, который, как и строфиум у греческих женщин, относился к предметам интимного туалета и должен был придавать большую полноту груди (2, С. 477).
Стола, верхняя одежда, была продолжением туники и также шилась с рукавами или без них. Безрукавную столу надевали обычно на тунику с рукавами. Походя на тунику, стола отличалась от нее отделкой, дорогой тканью и, главное, размерами. Она была гораздо длиннее человеческого роста и надевалась только с поясом, причем сначала ее подбирали кверху, по крайней мере настолько, чтобы видны были носки обуви, а потом собранные на груди складки расправляли поверх пояса и нередко опоясывали еще раз. Были столы и не такие длинные, которые тоже подпоясывались красивыми и дорогими поясами. Подол столы обшивался мелкоприсборенной оборкой, которая волочилась по земле как шлейф и была иногда оторочена пурпуром или вышита жемчугом и золотыми блестками. Ворот и проймы тоже обшивали широкой каймой, а иногда такая же кайма нашивалась или вышивалась спереди, но это делалось только для театральных стол. Стола считалась одеждой замужних женщин (матрон). Девушки носили вместо нее поверх туники простые, похожие на столу верхние туники или короткие туники с рукавами, доходившими до локтя, или такие же безрукавные накидки, как и греческие девушки (3, С. 396).
Выходя из дома, римские женщины накидывали поверх столы плащ — палла. По своему покрою он либо был чем-то средним между собственно накидкой и широкой верхней туникой, либо походил и на тогу, и на гиматий. По статуям видно, что женский плащ, похожий на тогу, отличался от мужской тоги лишь тем, что был несколько уже ее и красивее по своему покрою, а надевался точно так же, как и тога; греческий же гиматий был принят римлянками без всяких изменений. Иногда паллу заменяли накидкой на этрусский манер из толстой мохнатой материи или упомянутой выше верхней одеждой, похожей на тунику. Эта одежда не имела, по-видимому, определенной формы: покрой ее изменялся по прихоти носивших. Она состояла из двух отдельных половин, передней и задней, которые соединялись на плечах пряжками и сдерживались поясом, или была цельной и надевалась через голову, или распашной, иногда с двумя проймами для рук, иногда с одной.
На верхнюю одежду (паллу) надевали покрывало, без которого знатные римлянки никогда не показывались на людях. Оно делалось из тонкой прозрачной ткани и прикреплялось к головному убору так, что спускалось по щекам на плечи и могло быть собрано под подбородком.

2.2. Косметика и украшения.

Головные уборы у римлянок были почти те же, что и у греческих женщин,— повязки и круглые шапочки, иногда обтянутые сеткой из золотых и серебряных шнурков. Римские женщины обувались в сандалии и ботинки. В редких случаях надевали мягкие полусапожки. Знатные дамы носили цветные ботинки преимущественно светлых тонов, вышитые золотом и индийским жемчугом (2, С. 478).
Украшения римлянок свидетельствуют, что и у них простота в одежде довольно рано стала уступать место все большей изысканности. По всей видимости, эти изменения начались еще до Пунических войн и, распространяясь с чрезвычайной быстротой, вскоре превратились в настоящую страсть к роскоши и пышности. Римские женщины в своих нарядах и украшениях следовали преимущественно греческим модам и образцам. Все туалетные секреты, известные гречанкам «послеалександровской» эпохи, их разнообразные прически и даже любимые ими уборы и украшения — все это переняли у них римлянки, и не только переняли, но и усовершенствовали, довели до крайней степени утонченности. Кроме использования мазей и благовоний, румян и притираний, которые привозили в Рим изо всех стран того времени, римлянки особенно тщательно заботились о прическе (2, С. 479).
Уже Овидий, несмотря на то, что он с особым интересом останавливается на прическах и даже с некоторым увлечением рассуждает о необходимости согласовывать прическу с формой лица, замечает, что перечислить все прически, которые считаются модными в Риме, так же невозможно, как невозможно пересчитать желуди на ветвистом дубе, или диких зверей в Альпах.
Выделив, однако, из всего разнообразия причесок, которые мы видим на картинах и статуях, основные, можем отметить, что все они сводятся к трем главным операциям: расчесывание волос на пробор, завивание их и заплетание. Самую простую (и, несомненно, древнейшую) прическу представляют собой волосы, гладко расчесанные на пробор и завязанные узлом на затылке. Прически с искусственно завитыми волосами были двух видов: с длинными локонами, расположенными вокруг всей головы и обрамлявшими и с мелкими буклями, нередко взбитыми спереди в тупей; в обеих прическах завивали только часть волос, остальные просто зачесывали назад или заплетали в косы, которые укладывали по всей голове параллельно пробору и связывали сзади узлом. Только косы, без локонов и буклей, носили на самый разный манер, но чаще всего, разделив волосы пробором, несколько раз обвивали ими голову или пропускали их одна в другую петлями и т. д. Также были прически с использованием париков (2, С. 479).
Парики пришли в Италию, без сомнения, из Азии. Они стали особенно популярными после войн с германцами. Римлянам так понравились их светлые волосы, что галльское мыло для обесцвечивания волос и косы германских женщин стали в Риме очень прибыльным товаром, Впоследствии в стране появились свои красящие средства для волос.
Большое внимание римлянки уделяли красоте. О поддержании цвета лица больше всего хлопотали, конечно, стареющие кокетки. Кроме румян и различных притираний для лица, они пользовались тестом, замешанным на ослином молоке, и пудрой из рисовой и бобовой муки. Тесто, изобретенное женой Нерона Поппеей и по ее имени названное, должно было поддерживать свежесть лица и сглаживать морщины. Оно накладывалось на лицо толстым слоем, обычно на ночь, и утром снималось, как кора. С особой заботливостью ухаживали древние римляне за руками, ногтями, а также зубами. Для сохранения красоты зубов жевали мастику и чистили их порошком из пемзы; употребляли зубочистки, золотые и из мастикового дерева. Искусственные зубы тоже были известны, встречались даже целые челюсти на золотой проволоке (2, С. 479).
Все туалетные принадлежности хранились в особых несессерах, которые заключали в себе различной формы банки для румян, помад и духов; кисточки для накладывания румян и белил; уховертки металлические и роговые; ножнички и ножницы для ногтей; булавки; туалетные зеркала из серебра, овальной формы и с ручкой, как этрусские; инструменты для ухода за волосами — щипцы для завивки, гребни из слоновой кости и букового дерева; шапочки из выделанного бычьего пузыря, вероятно, купальные; широкие и узкие ленты, длинные булавки или шпильки, золотые и серебряные, головки которых, как видно по найденным в Помпее образцам, имели самую разную форму. К предметам туалета можно отнести и так называемые скалпториа инструменты для чесания в виде человеческой руки на ручке. Все эти предметы женского туалета римляне называли общим именем — мундус мулиэбрис — и отличали их от собственно украшений —  орнамента мулиэбриа. Последние состояли из тех же предметов, что и русские, но отличались от них большей чистотой форм, унаследованной, несомненно, от греческих мастеров, и большей ценностью. С тех пор как для римлян открылись восточные гавани, увлечение жемчугом и индийскими драгоценными камнями достигло в Риме невероятной степени. Особенно высоко ценились бесцветные камни и выше всех алмаз, этот драгоценнейший из всех даров земли, как его называет Плиний.
Из других камней римлянки предпочитали бледно-розовый сардоникс, оникс, аметист, гиацинт, топаз, хризолит, берилл, сапфир, изумруд и в особенности опал, который считался самым дорогим: опаловый перстень сенатора Нония оценивали в 1 миллион сестерциев. Достоинствами жемчуга считались его белизна, величина зерна, гладкость, правильность формы и вес — признаки на первый взгляд трудноразличимые, так как едва ли можно найти две жемчужины, разница между которыми бросалась бы в глаза. Лучшим считался жемчуг, походивший цветом на квасцы. Продолговатые, с одного конца заостренные, а с другого круглые жемчужины назывались серьги; по форме их сравнивали с маленькими алебастровыми сосудами. Лолла, дочь М. Лоллия и супруга императора Клавдия, появлялась вся покрытая жемчугом и изумрудами, сверкавшими у нее на голове, в ушах, на шее и на руках (3, С. 368). Эти драгоценности стоили 40 миллионов сестерциев. Знаменитая жемчужина, которую проглотила Клеопатра, растворив ее в уксусе, была оценена в десять миллионов сестерциев; жемчужина из серьги Метеллы, таким же образом проглоченная Клодием, стоила один миллион сестерциев; не менее шести миллионов сестерциев заплатил Юлий Цезарь за жемчужину, которую он подарил матери Брута. Даже плебеи любили, похвастаться жемчугом, утверждая, что в общественных местах он служит их женам таким же почетным отличием, каким служат консулам и другим важным особам ликторы (3, С. 405).
К собственно украшениям относились шейные цепочки и ожерелья различной формы, стоившие иногда до миллиона сестерциев и больше, кольца, браслеты, которым обычно придавали греческую форму свернувшейся змеи, головные обручи или диадемы, тоже преимущественно греческой формы, пряжки и застежки, иногда в виде целых фигурок, наконец, опахала из павлиньих перьев (стоившие очень дорого) или из тонких цветных дощечек и зонтики, а также разные безделушки, относящиеся к предметам туалета, например янтарные и хрустальные шары, которые носили в руках.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!