Здоровье ребенка и пути его обеспечения - Часть 3

ГЛАВА II. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗДОРОВЬЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

2.1. Цели, задачи исследования.

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от здоровья ребенка. В свою очередь условия и режим обучения, несомненно, способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» школа должна создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (18, с. 10).

Сегодня совершенно обоснованным становится требование о необходимости межсекгорального взаимодействия в сохранении и укреплении здоровья детей. Минздрав РФ выдвигает задачу превращения образовательных учреждений в важный элемент в системе охраны здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем, результаты социологических опросов показывают, что учителя не рассматривают сохранение здоровья учащихся как одну из задач школы. По их мнению, основная ее задача - образовательный процесс. Однако есть реальные предпосылки изменения позиции педагогов. Для этого они должны знать возможности анализа и коррекции здоровья школьников в повышении качества и эффективности образовательного процесса.

Состояние здоровья современных старшеклассников вызывает тревогу. Особо серьезная ситуация сложилась в школах нового типа с высокой интенсификацией учебного процесса, в которых осталось лишь 4% здоровых подростков. Свыше 80% школьников ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. В таких условиях у молодежи остается немного шансов для полноценной профессиональной и семейной жизни.

Родители отмечают отчетливую усталость детей (73,8%), ухудшение их здоровья за время обучения в школе (38,5%). По мнению школьников, обучение в современной школе не улучшает самочувствия (47,9%). Отрицательное влияние на здоровье оказывают негативное восприятие учеником своей школы, своего класса (21,9%), боязнь учителей (8,3%). Психологически комфортно чувствуют себя лишь 56,9-70,9% учащихся.

Примечательно, что 70,8% школьников в ряду жизненных ценностей ставят здоровье на первое место (выше материального достатка - 51,0%). Однако в силу своих возрастных психологических особенностей беспокойство по поводу проблем со здоровьем проявляют лишь 27,1 % учащихся. Личные проблемы и тревога о будущем оказываются куда значимее (55,2%) (18, с. 11).

Нагрузка в элитной школе и имеющиеся у 90% учащихся таких образовательных учреждениях высокие карьерные устремления требуют от детей и подростков значительных усилий. Крайне важно уловить ту грань, когда психическое, интеллектуальное и социальное развитие школьника не будет оказывать негативного влияния на процессы его физического и полового развития. Хрестоматийный образ милого хрупкого послушного слабенького очкарика-отличника привлекателен только для родителей, но не для медиков и будущих работодателей.

Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возможностям ребенка, оценка учебы была объективной, а пребывание в школе — комфортным и радостным. Вполне очевидно, что любое управленческое решение педагогического коллектива должно базироваться на точных знаниях о состоянии здоровья и резервных, адаптивных возможностях учеников.

Один из путей оптимизации процесса обучения - изменение критериев оценки успеваемости, более точное определение успеха и отношения к учебе, стремление к снижению тревожности учащихся за счет повышения уверенности в себе, ориентирование учебно-воспитательного процесса наличность ученика, создание условий успеха для каждого.

С этой целью вводятся новые критерии: средний показатель отношения к учебе и рейтинг. Второй путь оптимизации — учет влияния учебной нагрузки на здоровье школьников. Для этого необходимы простые и доступные критерии оценки здоровья и адапти-рованности учащихся, требующие минимального участия медицинских работников и минимального отвлечения учащихся на проведение врачебного осмотра.

В основу интегрального критерия здоровья школьников нами положены данные о выраженности сома-тоформной вегетативной дисфункции (СВД). Это расстройство больше известно под названием «вегето-сосудистая дистония» и «нейроциркуляторная дисто-ния».

СВД следует понимать как нарушения уровня и сбалансированности эрго- и трофотропной активности надсегментарных вегетативных структур (прежде всего гипоталамуса) с неизбежным включением в этот процесс коры головного мозга и соматической нервной системы. Ретикулярная формация и его ключевое звено - гипоталамус - обеспечивают единство нервной, эндокринной и иммунной систем, общность механизмов их адаптации. То, что раньше представлялось как изолированные системы, сегодня рассматривается как единый комплекс защиты и адаптации организма, а в отдельности иммунная, нервная и эндокринная системы — как компоненты суперсистемы, имеющие обратную биологическую связь друг с другом. Поэтому нарушения функции гипоталамуса изменяют адаптивное поведение, формируют сложный клинический синдром, складывающийся из эмоциональных, поведенческих, вегетативных, соматических и чувствительных расстройств. Вполне очевидно, что СВД выходит за рамки чисто вегетативной патологии.

Спектр клинических проявлений вегетативной дисфункции охватывает практически все возможные органы и системы. При этом не удается выделить хотя бы один из симптомов, характерный только для этого заболевания. Многие симптомы входят в структуру иных, четко очерченных болезней, например, дефицита железа, гипофункции щитовидной железы, анемии, заболеваний желудочно-кишечного тракта и пр. Следовательно, вегетативную дисфункцию действительно можно рассматривать не только как заболевание, укладывающееся в узкие рамки конкретной нозологической формы, но и как проявление системных психонейроэндокринноиммунных расстройств. В связи с этим, вегетативная дистония может выступать в роли интегрального маркера соматического здоровья, существующих отклонений в психологическом и социальном благополучии и отражать степень адаптации организма. В свою очередь уровень адаптационных возможностей подростков может служить в качестве одного из критериев оценки состояния здоровья в этом возрасте. Существенно, что вегетативные расстройства весьма часто встречаются у школьников. По данным исследователей, СВД можно считать визитной карточкой пубертатного периода.

Важно, что диагностика СВД, исходя из определения данного заболевания в МКБ 10, строится в основном на оценке субъективных ощущений подростков. Это не требует участия врача в обследовании и поэтому может быть реализовано в форме компьютерного тестирования.

Анализ ответов позволяет обнаружить наличие СВД, степень ее тяжести, выделить основные патогенетические синдромы: эмоционально-тревожный, дезадаптационный, астенический, респираторный, абдоминальный, кардиальный, а у девушек - и нарушения менструальной функции. Выносится заключение о степени вегетативной дисфункции, которая выступает как интегральный критерий здоровья подростков, критерий адаптированности, в том числе и к условиям учебного процесса. С точки зрения педагога, СВД следует рассматривать двояко: как следствие чрезмерной для данного школьника учебной нагрузки и как фактор, ограничивающий дальнейшее повышение результативности учебы.

Несомненно, что существуют более объективные и точные способы получения информации о здоровье и адаптированности школьников. Однако они требуют специально подготовленного врача-исследователя или врачебной бригады, а также - значительных материальных и временных затрат. Такой подход обязателен для научных исследований, а для повседневной работы, которую можно проводить в любой школе, применяемый нами способ можно считать вполне адекватным.

2.2. Результаты и их анализ.

Тестирование проводится в компьютерном классе. Учащимся предлагается ответить на 65 вопросов, что занимает около 10 минут. Количество предъявляемых для ответов вопросов и их содержание были установлены после предварительного обследования старшеклассников (около 100 человек). После анализа результатов отбирались наиболее весомые в диагностическом плане вопросы.

Практика показывает, что подростки серьезно относятся к обследованию, так как распределение ответов, т. е. имеющейся симптоматики СВД, было практически таким же, как и при непосредственном опросе учащихся врачом (см. табл.1).

Таблица 1

Выраженность у подростков синдромов вегетативной дисфункции при разных способах ее выявления

Кроме того, в программе заложены контрольные вопросы на искренность, на которые практически все подростки должны отвечать утвердительно. Воспроизводимость результатов при повторном обследовании через 2 недели также оказалась достаточно высокой: совпадение результатов более 95% имелось у 47% обследованных, в пределах 95-90% - у 33%, менее 90 - у 20% школьников. Более серьезно к обследованию относились девушки.

Дополнительно оператор или администратор компьютерной сети вводит результаты физической подготовки (физической работоспособности) по представлению преподавателя физкультуры, а также итоговую среднюю оценку успеваемости учащегося. Первый из параметров служит дополнительным критерием состояния здоровья, а второй — позволяет оценить взаимосвязь здоровья и успеваемости. Предусмотрена оценка состояния здоровья как отдельных лиц, так и учебной группы и учебного заведения в целом. Данная компьютерная программа нацелена на:

• оценку влияния социальных факторов (образа жизни) и процесса обучения на здоровье подростков;

• выработку управленческих решений, направленных на достижение максимальной педагогической эффективности с учетом здоровья школьников.

Такой мониторинг не заменяет общепринятой медицинской диагностики. В первую очередь он предназначен для решения педагогических проблем. Между тем в случае необходимости школьный врач может использовать полученные сведения для установления причин вегетативной дисфункции и ее коррекции.

О степени СВД можно судить по удельному весу имеющихся жалоб из числа возможных. Полезные данные врач и учитель получат из анализа синдромальной структуры.

Динамика выраженности СВД в течение учебного года представлена на рис. 1. Как видно, самые плохие показатели адаптации и здоровья школьников отмечены зимой, самые хорошие - после летних каникул.

Улучшение здоровья и адаптации после летнего отдыха происходило за счет снижения выраженности астенического, эмоционально-тревожного, болевого, абдоминального и кардиального синдромов. Очевидно, что процесс обучения и рациональность учебной нагрузки значимы для формирования и усугубления этих наиболее частых расстройств. В то же время выраженность ги-пертензионно-гидроцефального синдрома, в основе которого чаще лежат органические причины, на протяжении всего периода обучения и летнего отдыха оставалась неизменной (см. рис. 2).

Синдромы: 1 — абдоминальный, 2 — астенический, 3 — болевой, 4 — гипертензионно-гидроцефаль-ный, 5 — дезадаптационный, 6 — кардиальный, 7 — нарушения менструальной функции, 8 — нарушения терморегуляции, 9 — респираторный, 10 — эмоционально-тревожный.

Рассмотрим основные результаты, характеризующие взаимосвязь здоровья и успеваемости школьников 9-11-х классов. У юношей наиболее тесная обратная корреляционная связь отмечена между успеваемостью и гипертензионно-гидро-цефальным синдромом. Возможно, в основе плохой успеваемости у юношей может лежать органическая патология центральной нервной системы. Такие школьники нуждаются в лечении у врачей.

У девушек установлена обратная связь успеваемости с эмоционально-тревожным синдромом, астено-невротическими проявлениями, нарушениями менструального цикла. Более выраженная зависимость результатов учебы и СВД наблюдалась в группе со средним баллом более 4,2. Вероятно, девушки ответственнее относятся к занятиям, чаще тревожатся за отметки. Для них необходимы мероприятия, возможные для реализации в школе — рациональная учебная нагрузка, психологическая реабилитация, работа с валеологом.

У школьников с наилучшей успеваемостью (средний балл 4,31) средний показатель в группе с выраженностью СВД более 20% составил 2,51, менее 20% - 2,42; рейтинг - соответственно 3,42 и 3,36, а эффективность усилий в пересчете на 1 балл успеваемости (средний балл / средний показатель) снизилась с 1,79 до 1,72. Таким образом, больные подростки для достижения того же результата, что и здоровые, затрачивают больше усилий и усердия.

По мере утяжеления СВД разброс показателей успеваемости увеличивался. При СВД до 5% средний балл находился в пределах 3,5-4,5, при СВД 40-70% разброс составил 2,7-4,6. Во 2-ю группу попадают как явно не справляющиеся, так и поддерживающие высокую успеваемость за счет напряжения чрезмерного резервов здоровья.

Справедливости ради следует отметить, что связь успеваемости и здоровья не является столь однозначной. Эти данные представлены в табл. 2. Как видно, хорошая успеваемость требует определенного напряжения механизмов адаптации.

Таблица 2

Взаимосвязь успеваемости и выраженности вегетативной дезадаптации

Учащиеся 1-й и 2-й групп (7,8%) обладают хорошими резервами здоровья, однако при этом, вероятно, некоторые из них прилагают минимальные усилия для учебы. Для учащихся 6-й и 7-й групп со степенью выраженности СВД более 30% (удельный вес таких школьников значителен - 49,6%) улучшение успеваемости без вмешательства медиков и психологов невозможно. Педагогический прессинг приведет к дальнейшему ухудшению их здоровья.

В определенной мере учебный процесс можно рассматривать как аналог спортивной тренировки для достижения физического совершенства. Задача тренера состоит в контроле частоты пульса. Недостаточное ускорение пульса указывает на низкий уровень нагрузки для данного спортсмена, а превышение определенного уровня - на чрезмерность нагрузки с отрицательными последствиями для здоровья. Некоторое напряжение механизмов адаптации всегда благоприятно для полноценного развития организма ребенка и подростка. Это создает предпосылки к возрастанию способности переносить дополнительные нагрузки.

Задача медико-педагогического мониторинга должна состоять в поддержании напряжения адаптации с уровнем вегетативной дисфункции в 11-20%. Для этого необходима коррекция как здоровья, так и оптимизация учебной нагрузки. Таким путем можно достичь максимальной результативности обучения при минимальном отрицательном влиянии на здоровье учащихся.

Медико-педагогический анализ результатов тестирования учащихся позволил выделить 5 групп (см. рис.3):

1. Здоровые, хорошо успевающие ученики.

2. Учащиеся со средней успеваемостью и сред ним уровнем здоровья. В этой группе одновременно должны проводиться как медицинские, так и педагогические мероприятия. Это наиболее многочисленная группа.

3. Хорошо успевающие ученики с плохим здоровьем. Они входят в зону высокого риска срыва адаптации и снижения успеваемости по состоянию здоровья. Хорошую успеваемость необходимо поддерживать медицинскими и психологическими реабилитационными мероприятиями.

4. Здоровые, плохо успевающие ученики. В этой группе реальны учебно-воспитательные мероприятия.

5. Учащиеся с плохой успеваемостью при плохом здоровье. В этой группе усиление педагогического прессинга неэффективно без предшествующих врачебных реабилитационных мероприятий.

Таким образом, необходим дифференцированный подход врача и учителя к разным группам школьников. Возможности предлагаемой нами системы педагогического анализа учащихся параллельных также демонстрирует следующий пример медико- классов (см. табл. 3, рис. 4).

Таблица 3

Состояние здоровья и успеваемость у школьников параллельных 9-х классов

В трактовке результатов следует исходить из того, что при прочих равных условиях различия в состояния здоровья обусловлены влиянием учебно-воспитательного процесса. Класс А — самый здоровый, есть резервы улучшения успеваемости за счет педагогической работы со здоровыми лентяями. Класс Б — самый ровный по успеваемости, имеется более высокий уровень СВД, повышение успеваемости возможно за счет более высокой мотивации у учащихся и стимулирующей роли учителя. Дальнейшее повышение средней успеваемости класса без вмешательства медиков невозможно. Класс В — самый неблагополучный по успеваемости и здоровью. Истоки этого следует искать в школе.

В числе возможных причин - отрицательная роль учителя, неблагоприятный морально-психологический климат в классе.

Таким образом, проводимый анализ позволяет наметить пути повышения здоровья и адаптации: медицинские и педагогические. Многие из них могут быть реализованы без значительных материальных затрат: психологическая коррекция, психоэмоциональная реабилитация учителей, питание, физическое воспитание, формирование потребности в здоровом образе жизни, применение адаптогенов и пищевых добавок и пр. Вполне очевидно, что современная школа, направленная на высокий уровень образования, должна стать местом объединения усилий педагогов и врачей.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!