Здоровье ребенка и пути его обеспечения
Содержание
Введение 3
Глава I. Здоровье детей в России и пути его обеспечения 5
1.1. Состояние здоровья детей в Российской Федерации и Магнитогорске. 5
1.2. Понятие и сущность «здоровья». Здоровый образ жизни 9
1.3. Пути обеспечения здоровья детей 15
Глава II. Взаимосвязь здоровья и эффективность обучения старшеклассников 34
2.1. Цели, задачи исследования. 34
2.2. Результаты и их анализ. 38
Заключение 46
Список литературы 47
Введение
"...Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем".
Н.М.Амосов
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков делаются все более и более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что школа здоровья детям не прибавляет, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков? Довольно часто из бесед с учителями, директорами школ, завучами, работниками органов управления народным образованием можно услышать мнение, что все недостатки наших школ (связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей) носят объективный характер. Во многом такие высказывания справедливы: действительно, не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены, очень скудное, если не сказать большего, школьное финансирование. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе носят не объективный, а субъективный характер, т.е. связаны или с неправильными действиями учителей, или, что чаще, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников.
Это проистекает в первую очередь из-за элементарной безграмотности учителей в вопросах валеологии, а иной раз - и из-за лени, равнодушия, чисто формального отношения к своим обязанностям. Таким образом, возникает настоятельная потребность выявления путей и способов обеспечения здоровья у детей.
Объект исследования – здоровье детей и подростков в России.
Предмет исследования – пути и средства обеспечения здоровья детей.
В соответствии с вышесказанным тему данной курсовой работы можно сформулировать следующим обрезом: «Здоровье ребенка и пути его обеспечения».
В данной работе перед нами стояла следующая цель: определить возможные пути и способы обеспечения здоровья детей в России.
Для достижения поставленной цели ставились и решались следующие задачи:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
• охарактеризовать особенности уровня здоровья детей России и уральского региона (на примере г.Магнитогорска);
• охарактеризовать пути снижения обеспечения здоровья ребенка, как в домашних условиях, так и в рамках учебно-воспитательного процесса;
• опытным путем установить взаимосвязь здоровья и эффективности обучения старшеклассников.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, практической и теоретической части, заключения и списка литературы.