Зарубежный опыт социальной работы
История социальной работы в России не насчитывает и десятилетия, тогда как в цивилизованных странах она существует сто и более лет. В то же время российская забота о ближнем имеет свою многовековую предысторию. Общественная благотворительность в России получила свое развитие еще в домонгольский период. Русская культура буквально пронизана идеей милосердия: от Владимира Красного Солнышка, от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства — до самоотреченности, страстной защиты прав человека Андреем Сахаровым. Благотворительность и милосердие — генетически определенные черты русского национального характера.
В любой стране люди стареют, уходят от дел, переживают из-за связанного с этим снижения доходов, сужения круга общения, старческих болезней и т. д. Пожилые американцы, из тех, кто не утратил чувство юмора, любят майки с надписью:
«Когда-то было вит, женщины и песни. Теперь — пиво, старухи и телевизор». В разрекламированную идею о том, что выход на пенсию — это приятное погружение в «золотые годы», бесконечный «уик-энд» свободы и радости^,, больше верят молодые люди, которые об этом пишут, чем те,, j^toпереступает черту между работой и пенсией, переходит от заработной платы к пенсионной системе. И дома — а и пустое гнездо приходит пустое время.
Невозможно переделать трудовой ежедневный ритм на бесконечные прогулки, путешествия, начинать и заканчивать день чтением романов или просмотром боевиков. Можно выбросить за ненадобностью литературу по специальности, но как поступить с накопленным и уже никому не нужным запасом специальных знаний и опыта?
Пенсионерами американцы (и мужчины, и женщины) становятся по достижении 65 лет. Понятно, что рост продолжительности жизни увеличивает число пенсионеров. По разным оценкам, к 2000 г. их будет в США от 32 до 35 млн человек, за минусом тех, кто продолжает работать после 65. По инициативе президента Р. Рейгана в 1978 г. был принят закон, в соответствии с которым запрещается дискриминация пожилого возраста (до 70 лет) при приеме на работу. В то же время поправками к Закону о социальном обеспечении, принятыми в 1983 г., предусмотрено постепенное увеличение возраста выхода на пенсию:
сначала до 66 лет к 2000 г., а через пять лет — еще на один год. В Норвегии, Дании, Исландии и некоторых других странах уже сейчас возраст выхода на пенсию — 67 лет.
Проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации не предусматривает законодательного повышения пенсионного возраста, хотя он самый низкий во всем мире, но предлагаются меры материального стимулирования более позднего выхода на пенсию мужчин и женщин.
Еще один контраргумент к мифу о «золотом времени» пенсионеров-американцев: по данным официальной американской статистики, 15% пенсионеров живут за чертой бедности и вынуждены искать работу. В поисках работы пенсионерам оказывают помощь государственные и общественные организации, биржи труда. Для пенсионеров специально резервируются места с полной или частичной занятостью', но обычно это малопривлекательная и низкооплачиваемая работа, кроме того, требуется изрядная доля терпения и настойчивоеши, чтобы в пожилом возрасте освоить новую специальность, адаптироваться на новом месте работы.
Предприниматели организуют специальные семинары для своих работников, находящихся в предпенсионном возрасте, где рассказывается, как применять правила социального обеспечения и пользоваться системой медицинской помощи, каково обеспечение дохода пенсионеров со стороны предприятия. Службы социальной помощи, работающие с пожилыми людьми, берут на себя юридические, финансовые и психологические консультации. Но, несмотря на советы геронтологов заранее готовиться к выходу на пенсию и вопреки закрепившейся за американцами репутации прагматичных людей, они неохотно участвуют в работе таких семинаров. В некоторых случаях администрация требует обязательного присутствия. Нежелание становиться «семинаристом», возможно, объясняется тем, что принять участие в таких занятиях — значит подтвердить свое намерение о скором уходе на пенсию.
В домах для нетрудоспособных живут в основном престарелые люди, нуждающиеся в долговременном уходе, их средний возраст — 84 года. Большей частью это женщины, никогда не состоявшие в браке и не имеющие детей. Американцы не бросают своих стариков на произвол судьбы, хотя такой миф все еще имеет хождение. Они стараются ухаживать за ними сами. Значительная часть обитателей домов для нетрудоспособных страдает старческим слабоумием.
Большинство домов для нетрудоспособных (80%) в США приносят прибыль концернам, которые ими владеют, но финансируются государством. Государств? выдает лицензии и контролирует соответствие условий содержания в них принятым нормативам. Нормативы имеют федеральный характер, то есть обязательны для всех учреждений такрге типа.
Часть домов имеет некрммерческий характер и принадлежит различным благотворительным и религиозным организациям или государству. Все конфессии США (наиболее значительные — протестантская, католическая и иудейская) имеют свои благотворительные организации, в том числе и дома для престарелых, но клиентами являются не только единоверцы, а и люди, принадлежащие другим религиозным общинам. В штате организаций много добровольцев-мирян.
Частные пансионаты отличаются тем, что в них пенсионерам предоставляются услуги различного класса, в зависимости от размеров вносимой платы. Для состоятельных постояльцев это роскошные апартаменты с обилием обслуживающего персонала, для малообеспеченных — дешевые заведения с несколькими жильцами в одной комнате и минимумом услуг. И все-таки даже те, кто живет в суперкомфортабельных домах престарелых, называют их «мягкими, дорогими, но тюрьмами».
С начала 70-х гг. рост числа людей 85 лет и старше, не способных обходиться без посторонней помощи, стал настолько значительным, а расходы по их содержанию столь большими, что американцы решили перенять британский опыт организации центров дневного ухода за престарелыми — разделить медицинские и социальные услуги. Дневной уход предназначен для тех, кто не может быть оставлен без присмотра в дневное время, но не нуждается в стационаре. Центры помогают и одиноким старикам, выводя их из изоляции, и семейным, помогая семье обрести их нормальный режим жизни.
Американские геронтологи основательно и подробно рассматривают проблему жилья для престарелых граждан. Альтернативой домов для нетрудоспособных выступает проектирование специальных зданий, приспособленных для проживания функционально неполноценных людей. В европейских странах уже есть широкомасштабные программы строительства подобных домов. Этот путь представляется перспективным, поскольку позволяет экономить на услугах и в то же время обеспечивает максимум самостоятельности для пациентов, предусматривает улучшение условий проживания, общения, отдыха, медицинского обслуживания.
В Дании вообще больше не строят интернаты для престарелых, вместо них проектируются отдельные жилища, приспособленные к потребностям пожилого человека, они могут быть в обычных домах или строиться отдельно. Некоторые дома для престарелых уже перестроены в здания с отдельными квартирами и названы «центрами для пожилых граждан».
В политическом лексиконе Америки прочно удерживается выражение: «неразбериха в системе социальной помощи». Чиновники этой системы «страдают» всемирно известным, традиционно-профессиональным бюрократизмом, которому сопутствует невнимательное отношение к клиентам.
В нескольких американских школах введено обучение детей сопереживанию (эмпатии), дети учатся понимать страдания других людей, сочувствовать их бедам. Отрадно отметить, что при осуществлении этой идеи возникло сотрудничество американских и российских педагогов, В США активно поощряется деятельность молодых добровольных энтузиастов шефской работы.
Об одной из таких инициатив цоведал на I международном симпозиуме «Школа и среда: современные проблемы социального воспитания» (Ярославль. 1980 г.) директор общинного центра Бернард Вул: «Мы отвергаем оторванность и разобщенность людей, ищем способ вовлечения всех сегментов нашего общества на основе реальной жизни».
Пример соединения двух «сегментов» общества — стариков и молодежи — продемонстрировал «Лагерь добрых встреч». Организаторы лагеря полагают, что каждый человек должен иметь возможность общаться с другими людьми, вовлекать их в деятельность сообщества и что каждое подобное объединение, в свою очередь, обогащает другие, таким образом строя мир, в котором мы живем.
«Мы разрушаем миф о том, что пожилые люди малоподвижны и живут прошлым, — сказал дирекюр «Лагеря». — У нас нет телевизора, потому что телевизор оказывает изолирующее действие. У нас есть африканские танцы, театр импровизации, йога, путешествие на плотах и дискуссионные группы. Мы показываем фильмы, вызывающие дискуссии, и обсуждаем вопросы, которые в этих фильмах затрагиваются. Мы выпускаем нашу собственную газету.
В прошлом году в «Лагере добрых встреч» попробовали новшество — создали лагерь, где перемешаны поколения. Молодые приехали^ чтобы принять участие в программах старших. Жители лагеря от 8 до 80 лет общались, танцевали, делали вместе мороженое, готовили, занимались театральным искусством и творчеством. Чтобы интеграция не стала чисто символической, места в столовой были распределены таким образом, чтобы во время пребывания молодых людей в лагере взрослые и дети ели вместе, за общими столиками.
Сначала, правда, не все из старшего поколения хотели есть вместе с детьми, но к концу эксперимента почти все были довольны».
С людьми старшего возраста систематически работают студенты, приобретая при этом Профессиональный опыт социальной помощи пожилым. Они делают покупки, посещают больных на дому, а если те ложатся в больницу, то проведывают и там. Город платит студенту 4—5 долларов в час при 12-часовой рабочей неделе. Итак, везде свои удачи и проблемы.
Мы уже говорили, что переносить опыт нужно с умом, добавим, что использовать его можно не только в стратегических во^ просах, но и в рядовых начинаниях. Так, в Ростовской области сложилась добрая традиция: в сентябре-октябре местные дома отдыха, пансионаты, детские лагеря принимают ветеранов войны и труда. Было бы хорошо, если бы к нашим ветеранам прИт езжали молодые ростовчане, позаимствовав опыт американского «Лагеря». Африканские танцы лучше не предлагать, а казачьи песни и танцы обязательно бы пользовались успехом.
Таким образом, изучение зарубежного опыта социальной работы совершенно необходимо, но перенос его в Россию должен осуществляться со строгим, дотошным учетом всей национальной специфики.