Зарубежный опыт регулирования кадровой политики в международном туризме
Решение кадровых проблем наряду с прочими, рассмотренными выше, также является прерогативой государственных органов управления туризмом. Сказанное не предполагает обязательной кадровой подготовки в рамках государственных учебных заведений и в меньшей степени распространяется на сам процесс обучения. Вместе с тем признанной в международном масштабе практикой является контроль со стороны государства за общими требованиями, которым должны соответствовать работники туристской сферы. Для этого разрабатываются и принимаются на государственном уровне профессиональные стандарты и квалификационные требования к лицам, занимающимся той или иной профессиональной деятельностью в туризме. Однако прежде чем переходить к вопросам регулирования кадровой проблемы, необходимо определить понятие «туристская профессия», что позволит более четко представить себе объект регламентирования.
В настоящее время не существует списка туристских профессий, принятого на международном уровне, хотя эта работа предусмотрена планами ВТО. Такое положение обусловлено в первую очередь тем, что в туризме осуществляется деятельность, относящаяся и к другим секторам, в которую вовлекается как местное население, так и туристы из других регионов или стран (местный транспорт, торговля, спортивные, культурные, сангигиенические услуги и т.д.). ВТО совместно с ООН предприняла ряд шагов в направлении разграничения и описания туристских профессий. Первым таким шагом было определение видов деятельности в туризме (СИКТА).
Часто на практике классификация туристских профессий или занятий напрямую зависит от реальной значимости этого сектора экономики (которая существенно разнится от региона к региону) в жизни страны или области.
Крещению проблемы определения понятия «туристская профессия» удобно было бы подойти с двух сторон: теоретической и практической. В теоретическом плане это понятие должно вытекать из концепции понятия «туризм». Но, принимая во внимание то, что это определение оставляет свободу для разных вариантов классификации деятельности местного населения (которая может быть, а может и не быть отнесена к туристской), возникает насущная необходимость принятия на практике тех критериев, на основании которых можно разграничить туристские профессии. Следовательно, нужно установить профессии, которые определяют именно эту сферу деятельности, так, чтобы лица этих профессий предлагали услуги туристам непосредственно или опосредованно, но на которые не распространялось бы законодательство других секторов народного хозяйства.
Анализ национальных законодательных и других регламентирующих актов позволяет сделать вывод о том, что туристскими профессиями могут считаться в первую очередь профессии, связанные с приемом и обслуживанием туристов и организацией поездок. Таким образом, в большинстве стран объектом регламентации является прежде всего деятельность организаторов путешествий, турагентств, туроператоров, турпредстави-тельств, гидов и сопровождающих.
Профессиональная подготовка и государственное регулирование в туризме. Признание государством важности специальной профессиональной подготовки в туризме подтверждает, в частности, тот факт, что в большинстве стран для получения лицензии на занятие туристской деятельностью требуется специальное профессиональное образование. Аналогичное требование предъявляется к лицам, желающим заниматься иной профессиональной деятельностью, связанной с приемом и обслуживанием туристов,- к гидам» сопровождающим, экскурсоводам и др. Национальное туристское законодательство Франции, Испании, Венгрии, Португалии и других стран предусматривают четкие требования к уровню общей и профессиональной подготовки для этих категорий работников.
Как мы уже говорили, Директива ЕС от 19 июня 1990 г. № 90/314/ СЕЕ ставит задачей гармонизировать законодательные и нормативные акты государств - членов ЕС в части, касающейся путешествий и отдыха в составе комплексного туристского продукта.
Одним из основополагающих является положение о свободном выборе для граждан государств - членов ЕС места проживания и работы в границах Союза. В этом плане уже достигнут значительный прогресс. Так, были приняты директивы, касающиеся либерализации процесса предоставления ряда услуг, имеющих отношение к туризму и туристским профессиям: услуги ресторанов, кафе, гостиниц, некоторых категорий кемпингов, гидов и сотрудников турагентств.
Директива ЕС № 89/48/СЕЕ, вступившая в силу в 1991 г., предусматривает внедрение системы признания дипломов о высшем образовании в рамках Союза, а также устанавливает трехлетний минимум для профессионального образования.
Процесс координации профессиональных требований, имеющий целью способствовать свободному обмену занятых в производстве, коснулся сотрудников службы приема в гостиницах, экономического отдела, горничных, работников ресторанов, барменов, кассиров, портье и поваров. Были согласованы требования к сопровождающим туристских групп, сотрудникам турагентства, сотрудникам службы по проведению конгрессов, сотрудникам рекламно-информационного туристского отдела, техническому персоналу службы приема в туристском агентстве, работникам парка отдыха.
Директива ЕС № 75/368/СЕЕ касается условий, в которых сопровождающие гиды и переводчики могут заниматься своей профессиональной деятельностью в качестве лиц, организующих поездку, и лиц, сопровождающих туристов. Положения этой Директивы не распространяются на экскурсоводов, работающих в местах, посещаемых туристами. В 1995- 1996 гг. в странах Западной Европы, входящих в Европейский Союз, был принят перечень профессий, соответствующих основным видам профессиональной деятельности в гостиничном и ресторанном секторе, а также сформулированы квалификационные требования к ним.
Туризм фигурирует в программах ЕС по профессиональному образованию и подготовке.
Программа COMETпредусматривает сотрудничество туристских предприятий и университетов в области подготовки специалистов в сфере туризма с использованием новейших технологий и разработок.
Программа ERASMUS- гибкий инструмент межуниверситетского сотрудничества, рассчитанный на подготовку студентов и преподавателей в туризме по единой европейской программе и с единым дипломом.
Программа PETRAобеспечивает возможность получения дополнительного одногодичного или двухгодичного образования всем лицам, имеющим среднее образование.
Кроме того, Директивой ЕС от 13 июля 1992 г. № 92/421/СЕЕ был принят трехлетний план развития туризма. Этот план начал осуществляться с января 1993 г.
Некоторые разделы плана касались туристских профессий, а именно:
- раздел «Межнациональное сотрудничество» предусматривал развитие сотрудничества в области туризма со странами Центральной и Восточной Европы и Магриба в целях передачи профессиональных навыков, а также разработку проектов маркетинга, создания новых малых и средних туристских предприятий, продвижения турпродукта;
-раздел «Образование» предусматривал решение задач распространения среди молодежи информации о возможностях туристского образования, поддержки планов международной кооперации университетов, школ туризма, профессионалов и туристских администраций, особенно в сфере культурного, сельского и экологического туризма.
Этот план был в основном выполнен.