Зарубежный опыт правового регулирования этики на государственной службе
Зарубежный опыт организации государственной службы достаточно подробно изложен законодательством, регулирующим этические основы поведения государственных служащих.
Особое значение этическим нормам придает американское законодательство в регулировании государственной службы.
За нарушение этических правил законодательством предусматривается гражданско-правовая и уголовная ответственность.
Действующее сегодня законодательство о гражданской службе во Франции является итогом реформ, начавшихся сразу после войны. Хотя понятие «чиновник» употребляется сегодня для характеристики всех лиц, состоящих на службе в органах государственного управления, в строго юридическом смысле оно значительно уже и, по существу относится только к служащим гражданской (публичной) службы. Действующий с 1946 г. «Закон об общем статусе чиновника» регламентирует структуру гражданской службы и систему оплаты труда2.
Согласно французскому законодательству, лицо не может быть принято на гражданскую службу в случаях:
- если не имеет французского гражданства;
- не обладает гражданскими правами и не удовлетворяет требованиям хорошего морального поведения;
- нарушает законодательство о военной службе. Нарушение законодательства о военной службе подразумевает
решение вопросов о завершении военной службы либо освобождении от нее.
В отличие от других государств (Германии, США, Великобритании), административное право которых предполагает обязательную верность чиновников государственной власти, т. е. регулирует не только их профессиональную, но и политическую деятельность, во Франции в личном деле чиновника не может фигурировать никакое упоминание о политических, религиозных или философских взглядах'. Политическая приверженность и политический конформизм требуется только от высокопоставленных должностных лиц. От гражданских служащих не требуется активно выражать свои политические пристрастия, поддерживать правительственный курс или вступать в правящую политическую партию. Французский гражданский служащий, прежде всего, должен быть верен Конституции Франции и французскому народу. При исполнении должностных обязанностей от чиновника требуется политическая нейтральность и лояльность, запрещается активная пропаганда политических и религиозных убеждений.
Французский чиновник обязан соблюдать служебную тайну, ему запрещается передавать любую информацию частным лицам и даже чиновникам других ведомств. Информация, полученная чиновником при исполнении служебных обязанностей, должна использоваться только в служебных целях. В то же время это не снимает с чиновника обязанности информировать общественность о деятельности государственной структуры в установленном законодательством объеме и порядке и обеспечивать доступ к «открытым» документам.
Во Франции с целью предупреждения коррупции в системе государственной службы государственные служащие обязаны сообщать о своем имуществе и доходах в независимые инстанции. Помимо этого, созданы правовые и организационные основы, обеспечивающие широкую гласность деклараций о доходах и
имуществе высокопоставленных работников государственного аппарата. Разработаны формы подачи широкой общественности информации о соглашениях, подписанных административными учреждениями, или о разрешениях, выданных ими.