Зарождение художественного творчества

План

Введение            3
1. Миф как способ человеческого бытия и форма культуры    4
2. Ранние религиозные представления       6
3. Искусство - форма общественного сознания      14
Заключение           19
Список литературы          20

Введение

Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. По уровню ее развития, по характеру созданных произведений судят об эпохе. Античность, Средневековье, Возрождение и другие исторические периоды узнают главным образом по художественной культуре, созданной в это время. Часто именами творцов обозначают время, в которое они жили: «эпоха Шекспира», «век Пушкина», хотя каждый из них прожил исторически короткий век — одну человеческую жизнь.
Происходит это потому, что в художественной культуре проявляются самые существенные черты духовной жизни общества, потому что она активно воздействует на все другие формы общественной и духовной жизни - на мораль, религию, науку, политику и т. д., испытывая, в свою очередь, их влияние.
Но, что самое главное, художественная культура непосредственно воздействует на человека, постоянно находится в контакте с ним, независимо от того, осознает он это или нет, приобщается к ней сознательно или, как ему кажется, безразличен к ней.

1. Миф как способ человеческого бытия и форма культуры

Мифология возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывания огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных [11, c. 23].
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность которой живут.
Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.
В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.
Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица [1, c. 19].
Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.
Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни [4, c. 54].
На ранней стадии человеческой историй мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?
Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, то есть с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, то есть система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

2. Ранние религиозные представления (Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия)

Религия (от religio - святость, благость) - особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.
Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а стало быть, формируется основание индивидуальности.
Религиозное мировоззрение возникает тогда, когда человечество осознало, что в этом мире не все зависит от физических возможностей, что силой духа, мышлением можно добиться большего, нежели грубой физической силой. Мифологический культ тела уступает место религиозному культу духа. Но, выделившись в качестве особой реальности дух, душа, сознание породили впоследствии и философское мировоззрение, которое внешне часто похоже на религиозное. Религия и философия часто используют одни и те же понятия. Однако эти типы мировоззрения различаются как по способам отражения мира в сознании человека (религия представляет свое содержание в чувственно-рациональной форме, философия – в форме абстрактно-логических построений), так и по собственным основаниям. Религиозное мировоззрение – это обобщение, резюме духовного опыта человечества, а через него – и других форм опыта. Философское мировоззрение – это обобщение и резюме совокупного опыта человечества: производственного, социального, духовного [7].
В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens), который достаточно резко отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками, был способен к созданию понятий и определенного уровня абстракций.
О существовании религиозных верований в тот период истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Установлено, что сапиентный человек хоронил своих близких в специальных погребениях, причем над покойниками предварительно совершались обряды их подготовки к последующей жизни. Их тела покрывались слоем охры, рядом с ними клали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п. Следовательно, первобытные люди уже имели представление о том, что наряду с реальным миром существовал мир иной, где обитали умершие.
Религиозные верования нашли отражение и в произведениях пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков - это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, а также в возможность воздействия на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.
Одна из форм религиозных верований получила название "фетишизм" от португальского слова fitico (магическая вещь), которое, в свою очередь, является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке, а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены во многих районах мира [10, c. 213].
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся другим.
Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету: за оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их [10].
Другой ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм - веру в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Название этой формы религиозных верований происходит от слова "ототеман", которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает "род его".
В ходе изучения тотемизма установлено, что его возникновение было тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения.
На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему аборигены Австралии выражали словами: "Это наше мясо". Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к глубокому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты.
Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, а с другой - к изменению отношения к тотему, в частности к появлению запретов (табу) на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда поедание тотема носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах.
Еще одной формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия". Изучая жизнь туземцев тихоокеанских островов,  Б. Малиновский подметил очень любопытную закономерность. Оказалось, что туземцы используют магию в земледелии при посадке клубневых растений, урожай которых бывает изменчив, но магия не применяется при культивировании плодовых деревьев, дающих устойчивый, стабильный урожай. В рыболовстве магические приёмы практикуются при промысле акул и других крупных и опасных рыб, при ловле же мелкой рыбы магия считается излишней. Постройка лодок всегда сопровождается магическими обрядами, при строительстве же домов магия не используется. Это позволило Б. Малиновскому сделать вывод, что магические представления возникают тогда, когда -человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от самого человека, сколько от множества привходящих факторов. Именно это и заставляет его полагаться на помощь таинственных сил и совершать магические действия [6].
В глубокой древности магические представления и обряды носили недифференцированный характер, но в дальнейшем произошла их дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам и по  целям воздействия. По методам воздействия магия делится на контактную (путем непосредственного соприкосновения носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальную (магический акт направлен на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности), парциальную (опосредованное воздействие через остриженные волосы или ногти, остатки пищи, которые тем или иным путем попадают к носителю магической силы), имитативную (воздействие на подобие объекта). По целям воздействия магия делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную, любовную и т. п.
Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны и шаманы, которые искренне верили в свою способность общаться с духами, передавать им просьбы и надежды коллектива. Но главное состояло не в том, что они сами верили в свои необыкновенные способности, а в том, что им верил коллектив и обращался к ним за помощью в самые критические моменты. Соответственно этому колдуны и шаманы пользовались особым почетом и уважением у первобытных людей.
Наконец, говоря о первобытных формах верований, нельзя не упомянуть об анимизме (от лат. anima - душа) - вере в существование душ и духов. Детальный анализ анимистических верований был дан английским антропологом Э. Тайлором (1832 - 1917) в его работе "Первобытная культура". Согласно теории Э. Тайлора, эти верования развивались в двух направлениях [9].
Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний  транса и галлюцинаций. Будучи не в состоянии правильно объяснить эти сложные явления, "первобытный философ" вырабатывает понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени. В дальнейшем формируются более сложные представления: о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности. Древний человек рассматривал все явления и предметы объективного мира как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами, мыслями. Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась в политеизм, а затем и в монотеизм.
Основываясь на факте широкого распространения анимизма, Э. Тайлор выдвинул формулу: "Анимизм есть минимум определения религии". Эту формулу использовали в своих построениях многие религиоведы, однако в ходе обсуждения тайлоровской концепции анимизма выявились и ее слабые стороны. Главным контраргументом были археологические и этнографические данные, которые свидетельствовали, что религиозные верования первобытных людей (например, тотемизм или  фетишизм) зачастую не включают в себя анимистических представлений. Такие верования были названы "преанимистическими". Однако несомненным является то, что анимистические верования входят составной и весьма существенной частью во все религии мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу- все это модификации анимистических представлений первобытной эпохи.
То же самое можно сказать и о других ранних формах религиозных верований. Так, сохранившаяся вплоть до наших дней вера в амулеты, талисманы, священные реликвии является не чем иным, как пережитком первобытного фетишизма. Отголоски тотемизма можно обнаружить в существующих во многих религиях пищевых запретах, в изображении существ в облике животных. Магические верования и ритуалы легли в основу культовой практики религий. Значительное место принадлежит магии в сфере бытовых суеверии: вера в порчу, в гадания, заговоры [9].
На ранних этапах развития человеческого общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде, они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из этих форм верований возникла раньше, представляется не очень корректным. Видимо, речь должна идти о комплексе религиозных верований. Композиция этого комплекса могла быть весьма разнообразной. Например, у аборигенов Австралии наиболее предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. Среди многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и тесно связанная с ней практика шаманизма. Что касается народов Африки, то они отличались большей склонностью к фетишизму.
Развитое религиозное сознание (представленное в частности монотеистическими религиями, такими как иудаизм, христианство и ислам) отделяет сферу бога от сферы человека. В отличие от ранних религиозных, представлений бог и человек здесь противопоставляются друг другу как разные стороны бытия.
Разделение мира на сферу человеческого и сферу божественного поставило человека перед задачей осмыслить свое существование, исходя уже из новой – «раздвоенной» реальности. В рамках такого подхода формируется система религиозных догм, предписаний, данная как откровение избранным. В ней расписаны все нормы праведной жизни и отношений человека с высшим миром.
Религия на протяжении столетий более или менее эффективно использует в своей мировоззренческой системе смысложизненные ориентиры, выраженные в таких понятиях, как «судьба», «жизненный путь», «счастье», «доля», «любовь», «цель жизни» и другие. Именно через них задается основное направление религиозному сознанию и формируется путь жизнедеятельности человека и общества – с точки зрения религии единственно истинный и оправданный.
Религия проникнута непоколебимой верой в «откровение», в его абсолютную значимость. Она допускает фантастическое, магическое и чудесное, но отличает фантастическое от действительного, разделяет их. В то же время она испытывает дискомфорт от расхождения между идеальным и реальным, поэтому и обязывает жить согласно своим идеальным нормам, требует соблюдения определенного рода обрядов и запретов, ведь без них божественный идеал недостижим.
Притягательность такой системы взглядов во многом определяется тем, что религия «работает» больше с чувственной, эмоциональной, глубинной, в определенной степени бессознательной, стороной человеческой личности на основе безусловной веры. Религиозная вера придает верующему жизненную устойчивость, оформляет и усиливает все ценностнозначимые духовные установки: уважение к традиции, личную доблесть, уверенность в борьбе с жизненными трудностями, мужество перед лицом смерти и т.д. Вера, как атрибут религии, обладает огромным социальным значением, оформляется и поддерживается в религиозном культе и религиозном церемониале [9].
Религиозное мировоззрение в ряду других занимает свою «экологическую» нишу и вряд ли когда-либо исчезнет. В конечном счете, общество в определенной степени заинтересовано в функционировании института религии, поскольку она помогает человеку сохранить мир и гармонию во взаимоотношениях между людьми, компенсировать личную неудовлетворенность, психологическую неспособность преодолевать многие жизненные перипетии.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное.
В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

3. Искусство- форма общественного сознания

Человек познает и осознает мир в самых разных формах. Искусство наряду с политикой, правом, религией, наукой является одной таких форм. Искусство способно отражать природу, жизнь общества, чувства, взгляды, мысли, идеи людей разных стран, народов, исторических эпох. Искусство всегда передает отношение человека к миру с позиций времени и культуры. Прямо или метафорически, в логике знака или мифа, реально или виртуально, но всегда в художественном произведении есть жизнь и современность. Предмет, цели, образ, формы, метод, историческая и вневременная жизнь искусства в корне отличаются от других форм познания.
Что же такое искусство? В чем его уникальность? Что скрывается за этим прекрасным словом? Какое место занимает искусство на сцене жизни? Оказывается, эти вопросы имеют почти трехтыся-челетнюю историю. Причем ни один исследователь не мог обойт тись одной даже самой сложной и развернутой характеристикой искусства. Соизмеряя поэтическое с искусством, Гегель писал: «Дать определение поэтического как такового или же описать, что вообще поэтично, - от этого с ужасом отворачиваются все, кому когда-либо доводилось писать о поэзии» [4].
Сложность феноменов искусства пугала даже такого великого мыслителя, как Гегель. Сложность определения проистекает, прежде всего, из полифункциональности и многозначности искусства.
Мы произносим слово «искусство» и понимаем под этим словом различного рода материальные ценности, такие, как картины, статуи, партитуры и др. Одновременно в них сокрыты огромные духовные ценности человечества. Искусство - это форма отражения мира и способ его преобразования. Для многих искусство - это прежде всего мир красоты, источник наслаждений и одновременно мир общения, знаний, информации, воспитания и образования. С философской точки зрения искусство - определенный тип художественного мышления, художественного познания. В нем следует различать понятия: содержание искусства, объект воспроизведения, предмет познания и оценки, авторский замысел, форму и художественный язык и др.
В эстетическом исследовании искусства целесообразно выделить ряд аспектов, которые позволят выявить сущность этого феномена.
В качестве центрального, универсального и богатейшего проявления мира искусства выступает отдельное произведение. Вся система художественной культуры функционирует исключительно благодаря художественным произведениям как основным культурно-эстетическим ценностям. Каждому произведению искусства предшествует труд художника, а воспринимается оно трудом читателя, слушателя, зрителя. Произведение искусства оказывается центральным звеном, в котором заключены все тайны и специфика искусства. Оно выступает основным источником и хранителем информации в сфере художественного. Однако, когда речь идет о произведении искусства, часто подразумеваются разные значения, используются близкие, но различные по смыслу понятия и термины: произведение искусства, художественное произведение, продукт культуры, артефакт, предмет искусства, объект искусства и др. Выделим три основных значения понятия произведение искусства.
Первое значение связано с отделением искусства от продуктов природы. Каждое произведение искусства создается человеком целенаправленно и преднамеренно. Оно является продуктом человеческой деятельности и культуры, но не природы. Взаимоотношения искусства и природы чрезвычайно сложны и многогранны. Новый эстетический статус природы в исследовании искусства современные ученые связывают со следующими положениями: «Во-первых, исторически сложились определенные виды, роды и жанры искусства, произведения которых создаются на границах культуры и природы: садово-парковое искусство в целом, архитектура, садово-парковая скульптура, монументально-мемориальное искусство, декоративные жанры и близкие им художественные явления. Во-вторых, для создания произведений искусства используется множество художественных материалов. В-третьих, сами принципы и законы художественного формообразования, язык искусства исторически впитали и трансформировали закономерные взаимосвязи, отношения, свойственные природному миру. В-четвертых, образование некоторых жанров и стилей в искусстве <...> восходит к актуализации природных ценностей и природной тематики в сознании общества. В-пятых, в целостном произведение искусства ценится особое свойство, напоминающее природную естественность, органичность, эффект кажущейся непреднамеренности. В-шестых, принцип подражания природе (знаменитый «мимесис» античного искусства и эстетики) в тех или иных модификациях проходит через всю культуру».
Аналогии природы и искусства не случайны. Обаяние и поэтичный свет этих двух стихий в душе современного человека не сопоставимы ни с чем. Человек, заключенный в интенсивное городское пространство, ловит себя на мысли о том, что в искусстве городской жизни существует дефицит природы. Человек малой родины, деревень и глубинки, тоскует на лоне природы об урбанизированном пространстве художественной жизни. Возможно, поэтому в эстетических стремлениях человека выявляется удивительная аналогия: нам нравятся искусство, напоминающее природу, и природа, ассоциирующаяся с-искусством. Бесспорно, произведение искусства возникает посредством, при участии, в общении с природой, под воздействием ее ритмов, красок, форм, но создается оно творческим трудом художника как специальный продукт со специальными эстетическими задачами.
Второе значение понятия произведение искусства как предмета или процесса особой сферы человеческой культуры служит раскрытию культурологического контекста жизни произведения в сфере труда, быта, истории, поэтому уместна его идентификация с понятием продукт культуры. Кроме произведений искусства нас окружает бесчисленное количество других предметов материальной и духовной культуры. Со времен античности до XVI в. всякую сознательную деятельность по правилам называли искусством. В 1746 г. Батте в трактате «Изящные искусства, сведенные к единому принципу», теоретически закрепляет специфическую художественность на основании принципа «подражания прекрасной природе" и выделяет семь искусств. Среди них поэзия, музыка, живопись, красноречие, танец, скульптура. В последующие века художественная сфера расширяется (декоративно-прикладное искусство, народное творчество, фотография, кинематограф, телевидение) и происходит постоянное повышение роли искусства в организации природной и предметной среды.
Промышленные утилитарные предметы культуры имеют прикладное назначение, и их эстетико-художественные качества не обладают специальной целью при восприятии и использовании предметов, хотя их эстетическое значение существует и выражено в большей или меньшей степени. У их прикладных предметов следущие специфически-эстетические задачи: способствовать созданию комфортной среды, создавать новизну ощущений и восприятий, атмосферу уюта, праздника, красоты.

Заключение

Мифология возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.
Религия возникает в условиях сложившейся письменности. В обществе появляются предпосылки формирования частной собственности, а стало быть, формируется основание индивидуальности.
В настоящий момент можно с уверенностью утверждать лишь то, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад.
Человек познает и осознает мир в самых разных формах. Искусство наряду с политикой, правом, религией, наукой является одной таких форм. Искусство способно отражать природу, жизнь общества, чувства, взгляды, мысли, идеи людей разных стран, народов, исторических эпох.

Список литературы

1. Дмитриева Н.А. Первобытное искусство. М., 1989.
2. Кривцун. О.А. Эстетика. М., 2000.
3. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. М., 1996.
4. Лосев  А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.
5. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000.
6. Мифы народов мира. Словарь-справочник. М., 2001.
7. Овсянников М.Ф., Смирнова З.Ф. Очерки истории эстетических учений. М., 1998.
8. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
9. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
10. Фрейзер Д.Дж. Золотая ветвь. М., 1989.
11. Яковлев В. Г. Эстетика. М., 1999.

(19.4 KiB, 26 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!