Закрепощение куриалов в Риме
Вместе с колонами и мастерами под действие origo подпадали также члены муниципальных советов — декурианы, или куриалы, на которых возлагалась ответственность за исправное поступление налогов, рекрутов и распределение повинностей.
В «счастливый век» Антонинов распределение и сбор налогов куриалами рассматривались как высокая честь, да и самое пребывание в курии считалось величайшим почетом для куриала и его родства. Со времени же податной реформы Диоклетиана картина резко изменилась. Не справлявшаяся со своей задачей бюрократия возлагала на курии тяжелую обязанность распределения и сбора налогов, особенно тяжелую потому, что многие курии в III в. вследствие военных опустошений, реквизиций, варварских набегов, эпидемий, захватов муниципальных территорий императорами и магнатами обеднели и разорились.
На каждый город приходилась определенная сумма податных «голов», распределявшаяся «советом десяти» между отдельными плательщиками: плательщики и сборщики, связанные круговой порукой, за неисправное поступление налогов отвечали собственным имуществом. Отсюда стремление курии заносить в списки куриалов (album) возможно большее число людей. В курии записывали всех, удовлетворявших имущественному цензу куриалов, пониженному до 25 югеров земельной собственности. Всякий житель данного муниципия — гражданин, даже вольноотпущенник, имевший участок в 25 югеров, — становился членом курии. Занесение в список куриалов становилось уже не почетом (honor), а наказанием (loco supplicii).
Формальное прикрепление декурионов к куриям начинается с конституции императора Константина (316 г.), запрещавшего куриалам под каким-либо предлогом оставлять курии и переходить на другие службы. Куриал должен быть возвращен в свою курию (suae conditioni reddatur) даже в том случае, если ему будет предложено императором какое-либо высокое звание1. «Никакая ступень военной службы, никакая длительность ее не защищает того, кто, неся на себе куриальное происхождение (curialem contrahens originem), привлекается к несению куриальных повинностей. Но и тот, кто будет избегать куриальной кабалы (nexun curialem) в силу преимуществ своего рождения, если он, когда ему исполнится 18 лет, не будет исполнять, военной службы, по которой испрошен иммунитет для его родителей, он не будет оставлен в покое вследствие жребия своего происхождения» (securus esse non poterit propter sortem originis)2.
За неисправное поступление налогов отвечали в первую очередь децемпримы не только своим имуществом, но и жизнью. При Валентиниане был издан декрет, которым предписывалось казнить по три куриала на город за неаккуратный сбор налогов.
«Те же из куриалов, которые не в состоянии были уплатить налоги, становились жителями тюрем, а многим из них так надоели жизнь и свет, что они вешались в тюрьмах».
Сколь ни грозны были декреты императоров, все же они далеко не всегда достигали своей цели. Несмотря на всю суровость закона, бегство из курий не прекращалось. Хватались за всякую возможность, освобождавшую от несения муниципальных повинностей: переходили в низшие сословия, женились на рабынях, служанках, дочерях колонов, отдавались под покровительство сильных и знатных людей (ad sordida descendere connubia servularum)1.
Муниципальная жизнь замерла. Заседания курий протекали при незначительном числе членов, без всяких прений и оживления. Изобретались всевозможные средства, чтобы избавиться от высокой чести быть членом муниципальных сенатов. Все, кто имел возможность бежать из муниципий, переходили на другие службы, поступали в войско, канцелярии, избирали интеллигентские профессии или же попросту скрывались.
«В былые времена курии процветали во всех городах, и тогда у декурионов были земля, хорошие дома и деньги, заключали они брачные договоры друг с другом, а пребывание в курии считалось большой честью и признаком благосостояния... А теперь все пошло к худшему, нередко наблюдается бегство из курии в другие профессии, города пришли в упадок, состояние курии соответствует упадку и прочих сословий. Ты видишь нас, стоящих, немногочисленных, двенадцать вместо тысячи двухсот. Это курия».
«Всем ведь известно, что курии пустеют (curias desolari) вследствие того, что те, которые обязаны быть куриалами по рождению (per originem obnoxii sunt), выпрашивают себе службу, записываются в войско, поступают на какую-либо другую службу (diversa officia)3 или же убегают в пустыни и под предлогом религиозного рвения (specie religionis) объединяются в религиозные союзы».
В целях воссоздания курий предписывалось производить обследование в легионах, когортах и канцеляриях, куда чаще всего убегали куриалы, и всех занесенных в список куриалов немедленно вернуть на свою родину, даже если они получили эти должности с разрешения самих императоров (qui derelicta curia militaverit, revocetur ad curiam... et si beneficio nostro fuerit liberatus).
Отсутствие интереса к муниципальной жизни приводит к усилению влияния и значения городских кураторов, полновластно распоряжавшихся в муниципиях. Произвол и притеснение сильных людей (potentiores) вызывают вмешательство правительства, которое не находит ничего иного, кроме учреждения новой должности. Сначала для городов Иллирии (364 г.), а затем (365 г.) для других областей учреждается должность дефензора, т. е. защитника города (defensor civitatis), который официально должен был защищать плебеев от «высокомерия чиновников» и знатных лиц; он разбирал всякого рода жалобы, следил за порядком. Первоначально дефензоров назначало правительство, а затем выбор их предоставлен был городским жителям.