Задачи маркетинга персонала

Реализация функции «маркетинг персонала» обеспечивает ре­шение следующих относительно самостоятельных задач:

• определение затрат на привлечение и развитие персонала;

• выбор путей покрытия потребности в персонале;

• распространение знаний о маркетинге персонала среди руко­водителей предприятия;

. участие в создании и поддержании региональной информаци­онной сети в регионе, позволяющей выявлять спрос и предложе­ние, степень конкуренции на рынке труда, предпочтения работо­дателей;

• формирование позитивного имиджа организации как работо­дателя.

Затраты на привлечение и развитие персонала можно разделить, с одной стороны, на внешние и внутренние, с другой -на единовременные и текущие.

Затраты на привлечение и развитие персонала

Затраты Внешние Внутренние
Единовременные Договоры на подготовку специалистов Инвестиции в социальную сферу
Текущие Реклама и маркетинговые исследования Оплата труда и социальные выплаты

К внешним единовременным затратам относится оплата до­говорных отношений с учебными заведениями, государственны­ми и негосударственными структурами по подбору и подготовке персонала.

К внешним текущим относятся:

• затраты на анализ рынка труда;

• затраты на рекламу, привлекающую персонал на предприя­тие;

• представительские расходы специалистов кадровой службы. При этом анализ рынка труда предполагает:

• сегментирование рынка набольшие целевые группы, из которых организация собирается вербовать сотрудников (выпускники учеб­ных заведений, работники других предприятий, безработные и т. д.);

• оценку предпочтений, которые потенциальные работники имеют в отношении работодателя;

• определение основных конкурентов на каждом из сегментов рынка труда и используемых ими средств и методов привлечения персонала;

• определение пакета собственных предложений для каждой Целевой группы потенциальных работников.

К внутренним единовременным затратам относятся инвести­ции в оборудование новых и переоборудование существующих рабочих мест, в развитие социальной инфраструктуры и в обуче­ние персонала.

К внутренним текущим относятся затраты на оплату труда и различные социальные выплаты.

Сущность деятельности по выбору путей покрытия по­требности в персонале может быть представлена как после­довательность четырех этапов:

1) установление источников покрытия потребности;

2) определение путей привлечения персонала;

3) анализ установленных источников и путей с точки зрения их соответствия требованиям, предъявляемых к персоналу, и затрат, связанных с их использованием;

4) выбор альтернативных или комбинированных путей и источ­ников.

В качестве источников покрытия потребностей в персонале можно рассматривать:

• различные учебные заведения и учебные центры;

• центры занятости;

• компании по подбору персонала;

• различные профессиональные ассоциации и объединения;

• личные и родственные связи;

• свободный рынок труда;

• предприятия, на которых работают требуемые специалисты;

• собственные внутренние источники.

Привлечение кандидатов из внешних и внутренних источников имеет свои достоинства и недостатки.

Пути покрытия потребности в персонале будут разными в за­висимости от того, за счет внешних или внутренних источников оно происходит (рис. 3.4). Если покрытие потребностей осуще­ствляется за счет внешних источников, то пути покрытия можно разделить на активные и пассивные.

Активными путями являются:

А1 - набор персонала непосредственно в учебных заведениях путем заключения двусторонних соглашений как с самими учеб­ными заведениями, так и с учащимися;

А2 - предоставление заявок по имеющимся вакансиям в цен­тры занятости;

A3 - использование услуг организаций, специализирующихся на поиске и отборе персонала;

А4 - вербовка персонала через своих сотрудников из их се­мейного и личного окружения.

Пассивными путями покрытия потребности в персонале яв­ляется проведение рекламных кампаний:

П1 - через СМИ и специализированные издания;

П2 - путем вывешивания объявлений в местах наиболее веро­ятного появления возможных кандидатов.

Эффективность названных путей привлечения кадров опреде­ляется ситуацией на рынке труда и финансовыми затратами, ко­торые может себе позволить организация-работодатель.

Эффективность путей привлечения персонала

Затраты на привлечение персонала Ситуация на рынке

труда

Пути привлечения персонала
Низкие Благоприятная П2
Низкие Уравновешенная П2, А2, А4
Низкие Напряженная А4
Высокие Благоприятная Ш
Высокие Уравновешенная П1,АЗ,А4
Высокие Напряженная П1,А1,АЗ

Путями покрытия потребности в персонале за счет внутрен­них источников являются:

• перемещение сотрудников из одного подразделения в другое;

• перемещение сотрудников на более высокие иерархические уровни;

• формирование новой организационно-функциональной роли сотрудника на прежнем рабочем месте.

Следует отметить, что во всех трех случаях возникает необ­ходимость дополнительного обучения сотрудников.

Как легко заметить из таблице, пассивные методы привлече­ния персонала в той или иной степени эффективны практически при любой ситуации. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть схему рекламы предприятия, применяемую для при­влечения новых работников

Структура объявления о найме

Раздел объявления Содержание раздела  
Информация о предприятии • название предприятия и логотип; • форма собственности; • месторасположение предприятия; • число сотрудников; • тип (стиль)управления  
"Характеристика вакансий и пер­спектив а) причины появления вакантных мест: • внутри предприятия (производственная реорганизация, повышение по службе предшественников и т. п.); • за пределами предприятия (расширение предприятия вследствие выхода на новые рынки); б) круг задач (выполняемые функции и обязанности); в) ответственность и компетенция: • наделение внутренними и внешними полномочиями; • статус по отношению к руководству фирмы («Вы будете подчиняться непосредственно руководству»); г) возможность развития (доступ к информации, воз­можности обучения и продвижения)
Информация о требованиях а) профессиональная подготовка: • образование (уровень, специальность, повышение квалификации); • особые знания (умение водить машину, знание ино­странного языка); • профессиональный опыт (стаж работы); б) личные качества: • возраст, пол; • черты характера (коммуникабельность, независимость); • способности (аналитические, организаторские)
Информация об условиях • размер заработной платы (оклада); • условия работы (скользящий график, командировки и т. п.); • система найма (трудовое соглашение, контракт); • социальные выплаты (помощь при строительстве жилья, пособие на проезд и др.); • другие льготы
Информация о документах • обязательные документы (заявление, копии документов об образовании, автобиография, фотография); • желательные документы (рекомендации, образец по­черка и др.)
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!