З.Фрейд, Э.Фромм, К. Ясперс О специфике философского знания

Оглавление

1. Введение            3
2. Основная часть. З.Фрейд, Э.Фромм, К.Ясперс о предмете, структуре и специфике философского знания 4
2.1. З.Фрейд о специфике философского знания и религии   4
2.2. Э.Фромм о специфике философского знания и религии  6
2.3. К.Ясперс о специфике философского знания и религии  8
3. Заключение           14
4. Список литературы          15
5. Работа над понятиями         16

Введение

Религия и философия - это формы общественного сознания. Общественное сознание является весьма сложным образованием, включает в себя разнообразные взаимодействующие друг с другом, взаимосвязанные элементы, каждый из которых имеет свою специфику.
Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, то есть мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания.
Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они   общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть  в общем числе глубоко религиозных людей. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно во все времена способны были только наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
В данной работе мы рассмотрим взгляды трех великих философов на проблему философии, ее предмета, структуры и отличия от религиозного знания.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. З.ФРЕЙД, Э.ФРОММ, К.ЯСПЕРС О ПРЕДМЕТЕ, СТРУКТУРЕ И СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

2.1. З. Фрейд о специфике философского знания и религии

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский невропатолог, психиатр, психолог, с 1902 – профессор невропатологии в Вене, с 1938 – в Англии. Фрейд – создатель психоанализа, который он развивал сначала как психотерапию для лечения различных форм истерии, а потом преобразовал в учение о собственной закономерности и действии бессознательного, в особенности в сфере влечений, инстинктов. Влечения порождают представления, которые – если они не реализуются – вызывают невроз душевной жизни. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие большинство психических действий человека и характеризующихся двумя связанными с инстинктами понятиями: комплексом и сублимацией.
1. Что нам дает возможность считать религиозные представления иллюзиями? По мнению З.Фрейда, религиозные представления, выдавая себя за знание, не являются подытоживанием опыта, поэтому являются иллюзиями. Как признает философ, в иллюзиях кроется тайна, скрытые желания человека, но они вызваны ощущениями детской беспомощности.
Как отмечает философ, «добрая власть божественного проведения смягчает страх перед жизненными опасностями, постулирования нравственного миропорядка обеспечивает торжество справедливости, чьи требования так часто остаются внутри человеческой культуры неисполненными, продолжения земного существования в будущей жизни предлагает пространственные и временные рамки, внутри которых надо ожидать исполнения этих желаний».
На мой взгляд, философ совершенно верно отмечает, что религиозные учения не могут иметь никаких доказательств, они попросту неправдоподобны. «О соответствии большинства из них действительному положению вещей мы не можем судить. Насколько они недоказуемы, настолько же и неопровержимы. Мы знаем еще слишком мало для того, чтобы сделать их предметом более близкого критического рассмотрения».
2. В чем, по Фрейду, заключается главная причина возникновения религии? Еще древние говорили: «если бы богов не было, их следовало бы выдумать». Фрейд обосновал данную мысль на психологическом опыте человека. По мнению, Фрейда, «пугающее ощущение детской беспомощности пробудило потребность в защите - любящей защите, - и эту потребность помог удовлетворить отец; сознание, что та же беспомощность продолжается в течение всей жизни, вызывает веру в существование какого-то, теперь уже более могущественного, отца». Действительно, доброжелательное отношение божества к своим адептам дает им уверенность в жизни, ощущение защищенности, избранности.
3. Почему Фрейд сравнивает религию с детскими неврозами навязчивости? Фрейд проводит данное сравнение потому, что считает религию детской болезнью человечества. Религия навязывается человеку потому, что он находился ранее в состоянии неопределенности, у него не было науки, которая бы помогла ему получать ответы на все вопросы. Как сообщает ученый, «ребенок не может подавить рациональной работой духа многочисленные позывы влечений, в будущем нереализуемых, но должен обуздывать их актами вытеснения, за которыми, как правило, стоит мотив страха. В своем большинстве эти детские неврозы спонтанно преодолеваются по мере роста, такова в особенности судьба детских навязчивых неврозов».
Таким образом, Фрейд говорит, что в будущем человечество неизбежно отойдет от религии, изживет ее, как ребенок изживает свои неврозы. Трудно с этим согласиться, современная жизнь показывает, что несмотря на все достижения науки, религиозное сознание расширяется в массах простых людей.

2.2. Э. Фромм о специфике философского знания и религии

Эрих Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ, социолог и психолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора философии (1922). В 1923-1924 прошел курс психоанализа в Психоаналитическом институте в Берлине. В 1929-1932 - сотрудник Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне. В 1933 эмигрирует в США, где ведет преподавательскую и исследовательскую работу. В 1951-1967 живет в Мексике, возглавляет Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико. В 1974 переезжает на жительство в Швейцарию.
Основные сочинения Фромма: "Бегство от свободы" (1941), "Человек для себя" (1947), "Здоровое общество" (1955), "Искусство любить" (1956), "Дзен-буддизм и психоанализ" (1960), "Концепция человека у Маркса" (1961), "Из плена иллюзий" (1962), "Сердце человека" (1964), "Революция надежды" (1968), "Анатомия человеческой деструктив-ности" (1973), "Иметь или быть?" (1976) и др.
Творчество Фромма характеризуется широким использованием и критическим переосмыслением идей Фрейда, Маркса, философской антропологии, экзистенциализма, дзен-буддизма и др. Объединяющим началом изысканий Фромма явилась проблема человека в ее социокультурном измерении.
1. Что Фромм вкладывал в понятие религии? Под религией Фромм понимает «любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения». Фромм предлагает различать авторитарную религию и гуманистическую религию. Первая содержит идею повиновения внешней, господствующей над человеком силе. В ней главной добродетелью является послушание, а главный грех - неповиновение. Фромм рассуждает так: «Повиновение могущественной власти представляет собой один из способов, при помощи которого человек избавляется от чувства одиночества и собственной ограниченности. Этим актом подчинения он утрачивает свою независимость и цельность как индивид, но обретает чувство безопасности и защищенности, благодаря внушающей страх и благоговение силе, частью которой он как бы становится».
2. В чем заключаются основные характерные черты «авторитарных» религий? Как отмечает Фромм, в авторитарный религиях человеком управляет стоящая вовне высшая сила и авторитарной ее делает и та идея, что эта сила, господствуя, уполномочена требовать «послушания, почитания и поклонения». По мнению исследователя, причиной для поклонения в авторитарных религиях  служат не моральные качества божества, не любовь или справедливость, но тот факт, что оно господствует, т.е. обладает властью над человеком. «Более того, это слово подразумевает, что высшая сила вправе заставить человека поклоняться ей, а отказ от почитания и послушания означает совершение греха». Авторитарные религии убивают в человеке активное начало, в них самое главное – добродетель послушания.
3. Какая роль в созидании собственной жизни отводится человеку в «гуманистических» религиях? Гуманистическая религия ориентирует человека на веру в собственные силы, на возможность реализации своих способностей, на право человека на счастье и свободу. В гуманистической религии религиозное переживание связано с единением со всем сущим, любовью к ближнему, солидарностью со всем человечеством. Добродетелью становится самореализация, а пороком беспомощность и бессилие. Примечательно, что свою концепцию Фромм именует «новой теологией». Новым оказывается то, что, по мнению философа, религия не должна быть связана с теизмом. Идея Бога во многом символична. Можно иметь религиозный опыт, но при этом говорить о безбожии. И наоборот, безбожие отнюдь не отрицает религиозности. Можно сделать вывод, что такие парадоксальные трансформации представлений о религии в рамках психоанализа весьма явно свидетельствуют о влиянии постмодернизма.

2.3. К.Ясперс о специфике философского знания и религии

К. Ясперс, один из первых крупных мыслителей ХХ века, который постарался изменить существующую академическую традицию, которая предписывала философии единственный модус ее осуществленного бытия в форме логически оправданной системы. К. Ясперс не занимался литературно-художественным творчеством. Он начинал как врач, успешно занимался психиатрией и психологией, признан классиком этих наук. К. Ясперс заявил, что в процессе философствования важен не только предмет в виде внешнего мира и логический метод при его исследовании, а скорее всего именно анализ поведения человека в мире, его существование.
Среди основных работ философа - Общая психопатология (Allgemeine Psychopathologie, 1913); Психология мировоззрения (Psychologie der Weltanschauungen, 1919); Философия (Philosophie, 3 Bd., 1932); Об истине (Von der Wahrheit, 1947); Проблема немецкой вины (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946); Великие философы (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957); Атомная бомба и будущее человечества (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958); Шифры трансценденции (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.
1. В каких отношениях находятся философия и религия, по мнению Ясперса? По мнению Ясперса, философия и религия находятся в дихотомии вражды и союза. Они и противостоят друг другу и одновременно стремятся к одной цели. «На протяжении тысячелетий философия и религия в союзе или противостоят друг другу во вражде. Они существуют рядом, сначала в мифах и картинах мира, затем в теологии в той мере, в какой философия выступает в обличье теологии, так же как в других случаях философия являет себя в обличье поэзии и большей частью в обличье науки».
2. Чем отличаются философия и религия, по Ясперсу? Основное отличие религии от философии заключается в наличии тайны. Религия делает предметом своего исследования культ, притязание на откровение, притязание на власть основанного на религии сообщества, его организацию и его политику, и тот смысл, который религия придает себе сама.
По мнению философа, в религии «существует культ, она связана с особым, связанным с культом, сообществом людей и неотделима от мифа. Религии всегда присуща реальная связь человека с трансценденцией в образе встречающегося в мире святого, обособленного от непосвященного или того, кто лишен святости. Там, где этого уже нет или где от этого отказались, исчезает особенность религии. Жизнь едва ли не всего человечества, доступная исторической памяти, религиозна; это - указание на истину и сущностность, заключающиеся в религии, игнорировать которую невозможно».
3. Какую роль играет философия в жизни человека и общества, по Ясперсу? Как говорит философ, философия стремится осуществить универсальность, сохранить открытость человека, вычленить простое, концентрировать его и уяснить в его непостижимости.
Можно согласиться с Ясперсом, что в «философствовании происходит то, чего не замечают все ее противники: с философствованием человек обретает свои истоки». Однако я не могу согласиться с мыслью, что «философия безусловна и не имеет цели». Философия имеет цель – найти общие основания науки, бытия человека и мира в целом.
Далее, в данном параграфе контрольной работе мы рассмотрим содержание одного из важнейших трудов Ясперса Философская вера и откровение (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962).
Основная цель анализируемой мною работы К.Ясперса – проследить эволюция философской веры и развести философию от религии.
Работа состоит из шести лекций:
1) Понятие философской веры;
2) Содержание философской веры;
3) Человек;
4) Философия и религия;
5) Философия и нефилософия (демонология, обожествление человека, нигилизм);
6) Философия будущего.
Говоря об исторической сущности философской веры Ясперс отмечает, что «философская вера должна в исторической ситуации все время обращаться к истокам. Она не обретает покой в пребывании. Она остается решимостью радикальной открытости. Она не может ссылаться на самое себя как на веру в окончательной инстанции. Она должна явить себя в мышлении и обосновании. Уже в пафосе безоговорочного утверждения, которое звучит как возвещение, нам угрожает утрата философичности.
Всеобщность истинной веры нельзя представить как общезначимое содержание, принять как непосредственное, объективно фиксировать как историческую данность; удостовериться в ней можно только исторически, посредством движения во времени. А это происходит в сфере объемлющего, которое не является ни только объектом, ни только субъектом. Исторически являющееся присутствие скрывается в истоках веры».
Идеал философской веры у Ясперса подчас представляется модернизированным вариантом кантовского идеала религии в пределах одного только разума. Однако Ясперс острее, чем Кант, ощущает границу, грозящую философской вере опасностью переродиться из высокой надпредметности в пустую беспредметность и тем самым утратить характер субстанции. Это вынуждает философскую веру «просить помощи» У своей, казалось бы, преодоленной сестры - у религиозной веры. По Ясперсу, религия, чтобы остаться правдивой, нуждается в «совестливости философии», а философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии.
Говоря о коренной разнице философии и религии, Ясперс отмечает, что «…вне противоположности философии и религии никакой позиции быть не может. Каждый из нас находится в этой полярности на стороне одной из них и говорит о сущности другой, не обладая собственным опытом. Поэтому вы и от меня можете ожидать, что в чем-то я окажусь слепым и непонимающим. Я колеблюсь и все-таки не могу не сказать. Этот разговор о религии сомнителен, если самому не жить ей, но он и неизбежен как выражение отчетливого понимания собственной недостаточности, как поиски истины, а также как утверждение самой религиозной веры в рамках возникающих таким образом вопросов. Для философии религия не враг, а то, что ее существенно затрагивает и возбуждает ее беспокойство».
По мнению Ясперса все, что имеет начало, имеет свой конец. Достигнутые человечеством цели в изменившихся социальных условиях становятся неприемлемыми. Все мыслимые возможности истощаются. Маяки духовной жизни угасают. Ни один факт не вечен, ни один институт не выдерживает временной коррозии.
Согласно Ясперсу, мысль философски истинна в той мере, в какой «промысливание этой мысли» помогает коммуникации. Разум тождествен неограниченной воле к коммуникации. Поскольку разум в своей всеоткрытости устремлен на Единое во всем сущем, он противодействует прерыванию коммуникации, но именно она «дарит» человеку еГО подлинную сущность. Ясперс афористично и очень тонко замечает: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается социальная сущность человека. Социальное, интеллектуальное и моральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» со стороны чужой экзистенции, неспособность к дискуссии, принимающая облик противоразумного фанатизма, но также и поверхностного, обезличенного массового общения, безнадежно отравленного ядом демагогии.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!