Юридическая и социальная ответственность бизнеса

Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами о целях организаций. С одной стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективном использовании своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения — для акционеров.
Согласно этой точке зрения, истинная роль бизнеса состоит в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он (бизнес) придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману.
С другой стороны, есть мнение, согласно которому организация это нечто большее, чем экономическая целостность. Согласно этой точке зрения, современная организация является сложной частью окружения, включающего множество составляющих, от которых зависит само существование организации.
К таким составляющим относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение организацией ее целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.
Согласно этой точке зрения, организации несут ответственность перед обществом, в котором они функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения законов. Организации поэтому должны направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам, а также должны жертвовать на благо и совершенствование общества.
Более того, в обществе сложились представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным членом обслуживаемых сообществ. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, чтобы организации ответственно действовали в таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение, безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.д.
Под юридической ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не должна делать организация.
По каждому вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов. Например, сколько токсических веществ может содержаться в промышленных стоках; как исключить дискриминацию при найме на работу; каковы минимальные требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать другим странам.
Организация, подчиняющаяся всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным образом, однако она не обязательно будет также считаться и социально ответственной.
Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет отношение к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Например, согласно регулированию, организация должна ежегодно открывать 10 новых рабочих мест, но фактически не обеспечивает этого уровня. Такая организация по закону отвечает за данное нарушение. Но ее не обязательно рассматривать как социально ответственную в данном регионе за открытие новых рабочих мест.
С другой стороны, следование закону не означает, что организация не несет больше никакой социальной ответственности. Организацию, которая открывает более 10 рабочих мест, следовало бы считать социально ответственной с точки зрения данной проблемы. Однако та же самая организация может нарушить закон, занимаясь лживой рекламой, и с этой точки зрения ее нельзя даже считать юридически ответственной в сфере рекламы.
Концерты, которые дают ведущие музыканты, чтобы собрать деньги на благотворительные цели, можно считать примером социально ответственного поведения, поскольку никакой закон или постановление не обязывают музыкантов поступать таким образом.
Аргументы в пользу социальной ответственности:
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальные действия предприятий, улучшающие жизнь местного общества или устраняющие необходимость государственного регулирования,   могут  быть  в собственных интересах в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. В обществе, более благоприятном с социальной точки зрения, благоприятнее условия и для деятельности бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальным действием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стимулировать прибыль, поскольку у потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется более привлекательный образ предприятия.
2.  Изменение потребностей и ожиданий широкой общественности. Связанные с бизнесом социальные ожидания изменяются не в пользу бизнеса. Чтобы сузить разрыв между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, их вовлеченность в решение социальных проблем становится ожидаемой и необходимой.
3.  Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовыми ресурсами, ему следовало бы часть их передавать на социальные нужды.
4.  Моральные обязательства вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.
Аргументы против социальной ответственности:
1.  Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды снижает влияние принципа максимизации прибыли. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным и просветительским организациям.
2. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, фирмы, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с фирмами других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в конкуренции. В результате снижается их сбыт на международных рынках, что ведет к ухудшению платежного баланса во внешней торговле.
3. Недостаточный уровень отчетности широкой общественности. Поскольку менеджеров не выбирают, они не являются непосредственно подотчетными широкой общественности. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо — их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными. 4. Недостаток умения разрешать социальные проблемы. Персонал любого предприятия лучше всего подготовлен к деятельности в сферах экономики, рынка и техники. Он лишен опыта, позволяющего делать значимые вклады в решение проблем социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать специалисты, работающие в государственных учреждения и благотворительных организациях.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!