Язык жестов

Приветствие — самое простое выражение вежливости. Кроме устного приветствия может быть использован язык жестов, к которому можно отнести поклон или пожатие руки. Общепринято, что первым кланяется мужчина — женщине, младший — старшему, подчиненный — на­чальнику, идущий — стоящему, входящий — уже при­сутствующему, едущий на машине — идущему пешком.

Рукопожатие. Правила говорят, что руку при привет­ствии протягивают: женщина — мужчине, начальник — подчиненному, старший — младшему. Конечно, из этих правил есть исключения.

Всегда ли люди, которые работают вместе и встреча­ются ежедневно, здороваются пожатием руки? Здесь нет единого мнения. В одних случаях сотрудники, приходя на работу и уходя из учреждения, подают друг другу руки, а в других — приветствие и прощание сводятся к словам «добрый день» и «досвидания».

Ежедневное приветствие пожатием руки выходит из моды. Иногда, однако, этот жест необходим. Например, перед отъездом коллеги в командировку, или по возвра­щении из нее, когда мы уходим в отпуск и возвращаемся из него, во время поздравлений и соболезнования. Пожа­тие руки в этих случаях выражает сердечность или сочув­ствие.

На улице. Встречаясь на улице со знакомыми, мы рас­кланиваемся, руководствуясь общим правилом — первым раскланивается тот, кто вежливее. Нет ничего хуже выжидания, пока с тобой не раскланяются. Идя без голов­ного убора, мужчина раскланивается несколько нагибая корпус, женщина отвечает кивком головы.

Поклон бывает холодным, профессиональным, заис­кивающим, формальным. Но он также бывает изящным, глубоким, вежливым, полным уважения.

То, как мы раскланиваемся, многое говорит о нас.

Прощание

Нужно уметь вовремя и без обиды попрощаться (ведь иногда для этого необходимо прервать встречу). Проща­ние тоже может быть различным. Можно сказать «до сви­дания» и «всегодоброго», «всегохорошего», «довстречи». Все чаще в нашей стране встречаются «пока», «до скоро­го». Все эти формы вполне соответствуют требованиям ре­чевого этикета, однако первые из них предпочтительнее.

Благодарность

Разумеется, общение людей между собой не ограничи­вается только ситуациями «здравствуй-прощай», поэтому и формы речевого этикета в различных ситуациях могут быть самыми разнообразными.

Например, как лучше поблагодарить за... Впрочем, неважно за что, просто поблагодарить. Можно ведь про­сто сказать «спасибо» или «большое спасибо» (и обяза­тельно при этом улыбнуться, какая же благодарность без соответствующего выражения лица?). Можно выбрать другую форму: «Я вам очень признателен (благодарён)». Передавая деньги за билет в автобусе и получив билет, достаточно сказать «спасибо», но этого «спасибо» явно не­достаточно, если вы получаете в библиотеке специально для вас оставленную или заказанную книгу. В этом слу­чае более уместной будет следующая фраза: «Я вам очень признателен, большое спасибо!».

Просьба

Но если с «благодарностью» в нашем речевом этикете сравнительно благополучно, то просьбы, обращенные к посторонним (незнакомым) людям, зачастую бывают гру­бы по форме, невежливы и вызывают справедливое недо­вольство окружающих.

Конечно, обращаясь с просьбой по телефону, не следу­ет использовать столь сложную конструкцию: «Если вас не затруднит, будьте любезны, скажите пожалуйста...» или, обращаясь к сослуживцу, который во время переры­ва бежит в соседний киоск: «Не откажите в любезности, купите мне, пожалуйста, пачку сигарет». Чересчур веж­ливыми даже эти формы не будут, но в таких случаях луч­ше выбрать более простую форму.

Формулируя просьбу, не забывайте одно слово — «по­жалуйста» , с ним любая форма будет достаточно любезна: «передайте, пожалуйста», «пройдите, пожалуйста»...

Существует еще одна часто употребляемая форма просьбы — просьба-вопрос: «Вам не трудно...», «Не могли бы вы...», «Можно вас попросить...», а в офици­альной речи просьба-вопрос звучит как «Позвольте об­ратиться...».

Представление

Представление — первый шаг к знакомству про­исходит по общепринятым правилам: мужчину мы представляем женщине, младшего — старшему, вновь прибывшего — уже присутствующим. Представляя че­ловека, мы называем сначала фамилию представляемо­го, например, младшего, а затем старшего, которому мы кого-то представляем, так как старший человек имеет право знать, с кем его знакомят. В служебных отноше­ниях помимо фамилии мы называем также должность и место работы.

Представление вновь прибывшего собравшемуся об­ществу происходит следующим образом.

Хозяин, после обмена приветствием с входящим, го­ворит: «Разрешите представить, господа, — профессор Петров». За этим следует пожатие руки, при котором уча­стники разговора называют свои фамилии. Представля­емый профессор Петров этого не делает, так как за него это сделал хозяин. Во время представления фамилию на­зывают выразительно и правильно, чтобы не было ника­кого сомнения, с кем произошло знакомство.

При большой разнице служебных положений, пред­ставление может происходить следующим образом: представляющее лицо говорит: «Господин директор, раз­решите Вам представить нашего молодого работника — инженера Фоменко».

Если у нас завязался разговор с незнакомым лицом и мы пришли к убеждению, что должны продолжить зна­комство с ним, то в конце разговора мы протягиваем руку и называем фамилию и должность, место работы. Мы мо­жем также вручить этому лицу свою визитную карточку. С представлением связано пожатие руки. Здесь имеют­ся следующие правила, а именно: женщина первой протя­гивает руку мужчине, старший — младшему и т.д. Пожи­мающие друг другу руки лица не оглядываются вокруг. Если позволяют условия, можно постараться обменяться несколькими фразами.

При выполнении служебных обязанностей нередко возникает необходимость представиться незнакомым людям, новому коллективу и другим. Человек, который не знает, как это сделать, часто испытывает неловкость и смущение. А сделать это довольно просто: прежде все­го нужно поздороваться, а затем представиться: «Иванов Петр Михайлович, ваш новый сотрудник». А если вам нужно представить кого-то, можно сказать так: «Я хочу представить вам лектора общества «Знание» Олега Пет­ровича Сидорова. Он специалист в области...», либо так: «Сегодня беседу проведет профессор Сидоров, он...».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!