Ясперс К. о специфике философского знания - Часть 2

Заключение

В рассмотренной нами работе Карла Ясперса поднимается проблема сущности философской веры, ее отличия от религиозной.
По мнению философа, религия и философия ранее были единым, но потом произошло их разделение: религия становится тайным знанием, а философия – поиском знания.
Отличие философии от религии философ видит в том, что философия стремится к знанию, а религия к воплощению культа, божества.
Как указывает философ, философия позволяет четко сформулировать притязания человека, облекает их в форму четко сформулированной мысли.
С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты.
Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции).
Карл Ясперс, как экзистенциалистский философ не предлагает нам счастливого успокоения; подобно позитивизму, он признает фактическое в качестве базового для бесконечного познания, но признание абсолютной историчности, экзистенции в пограничных ситуациях и коммуникациях обеспечивает его философской концепции контакт с тем, что «за пределами» фактичного бытия, с трансцендентным.
Как совершенно верно указывал философ, «в водовороте современного существования часто становится непостижимым, что, собственно, происходит. Неспособные спастись на берегу, что  позволило бы обозреть целое, мы косимся в своем существовании,  как по морю. Водоворот создает то, что мы видим только тогда, когда он нас увлекает за собой». Фактически это предугадывание возникновения массового общества, сознания, общества всеобщего потребления, где царствует безликая масса. Подобная прозорливость заслуживает уважения.

Список литературы

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- Т.4. От романтизма до наших дней.- СПб.: Петрополис, 1997.- С.387-396.
2. Современная западная философия. Словарь. - М.: ИПЛ, 1991.- С.365-367.
3. Ясперс К. Сочинения. – М.: Республика, 1994.

Словарь

Культура (от лат. - возделывание, воспитание, образование, почитание) - совокупность внебиологических механизмов и средств человеческой деятельности, необходимых для адаптации к природной среде и регуляции общественной жизни. Культуре присущи качество системности, наличие общих смыслообразующих принципов, осознанность культурных образцов,  знаково-символическая форма их функционирования. Культура хранит, генерирует и транслирует программы деятельности, поведения и общения людей, обеспечивая преемственность различных этапов развития общества и индивида, взаимосвязь различных элементов социума.
Понятие «культура» развивалось исторически. Первоначально оно обозначало процессы освоения человеком природы, а также воспитание и обучение. В европейской философии и исторической науке со 2 половины 18 века культура начинает рассматриваться   как   особый   аспект   жизни общества, характеризующий отличие человеческого бытия от животного существования.
Личность, персона (от лат. persona - маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Личность - этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на др. личности. Подобно тому как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит, грамматически говоря, «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты».
Логика (от греч. logos - логос) - 1) способность правильно, то есть логически, мыслить; 2) учение о тождестве и его отрицании (Г. Якоби), учение о последовательности и методах познания (наука логики). В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими   свойствами,   присущими   всем (имеющимся) понятиям.
Прикладная логика охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о методе. Ей часто предпосылаются не научно-логические, а теоретико-познавательные, психологические учения о переживании, описании и формулировании (особенно с помощью специального языка, терминологии) и об образовании понятий. Логика (как наука) - лишь учение о мышлении в понятиях, но не о познании.
Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение - это не только система представлений о мире, но и система норм и правил поведения людей по отношению друг к другу и к окружающему миру, единых для определенного сообщества.
В основе мировоззрения лежит аккумулированный опыт человечества или определенной социальной группы. Мировоззрение есть результат коллективного творчества людей. Это следует из того, что отдельному человеку просто не под силу выработать систему представлений о мире как Универсуме, поскольку его собственный жизненный опыт крайне ограничен как временем жизни индивида, так и рамками производственной и социальной деятельности. Мировоззрение любого конкретного человека, обладая индивидуальными чертами, включает в себя совокупный опыт социума в самых разных сферах действительности.
Общество - основополагающая категория философии и социологии. В широком смысле понимается как отделившаяся от природы часть мира, представляющая собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей,  которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, групп и отдельных индивидов. В узком смысле понятие "общество" может использоваться как определенный этап истории (древнее, средневековое, современное и т.д.), как ступень социально-экономического развития, или указывая  на  тип  социальной  системы  (традиционное, доиндустриальное,  индустриальное или  рабовладельческое, феодальное, буржуазное и т.д.), как отдельное, индивидуальное общество,  конкретный  социальный  организм  (например, японское, французское, российское).
Понятие «общество» фиксирует предмет социальной философии, которая в основе своего теоретического анализа предполагает исследование реальных общественно-исторических процессов, но в виде идеальной модели, т.е. отвлекаясь от индивидуального, конкретного и представляя их в абстрактной, «чисто-логической» форме. Такой теоретический анализ рассматривает общество в качестве целостной системы, части которой не только влияют друг на друга, но находятся в соподчинении.
Свобода - высшая духовная ценность, универсальное и всеобщее понятие культуры, наличие которой позволяет человеку действовать исключительно по собственному велению, без внешнего принуждения. Свобода включает многоаспектные формы   проявления: внутренняя и внешняя свобода, свобода воли, свобода выбора, интеллектуальная свобода, свобода творчества, политическая свобода, нравственная свобода и т.д. Так или иначе, свобода - показатель развития духовности человека и общества, уровня их исторического состояния. В современном толковании большее внимание уделяется проблеме внутренней свободы. Она рассматривается как возможность и способность человека быть самостоятельной, ответственной и творческой личностью, обладать волей принятия решения, иметь волю сделать отвечающий желаниям человека выбор и нести за него ответственность.
Социальный прогресс  - тип, направление развития общества, характеризующееся переходом к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, -росте эволюционных возможностей. О прогрессе можно говорить применительно как к системе в целом, так и к отдельным ее элементам и параметрам. Социальные процессы 20 века обнаружили явное несоответствие реальности разнообразным версиям прогресса, в том числе и технократической. Оказалось, что прогрессивные изменения в одних сферах сопровождаются регрессом в других, что сведение прогресса общества к одному аспекту деструктивно для системы в целом.
Субъективизм - введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, т. е. взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой такого субъективизма. Кантианство может рассматриваться как умеренный субъективизм того же сорта. Многие разновидности неопозитивизма также склоняются отчасти к такому субъективизму. В собственном смысле слова субъективизм - учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также моральных и эстетических ценностей, отрицание абсолютной значимости их. В крайних случаях такой субъективизм в теории приводит к солипсизму, а в этике - к эгоизму. Субъективистами в теории были, в частности, софисты и киренанки, в этике - гедонисты, а в Новое время - особенно Штирнер.
Субъективность - все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т. д.; зависимость от субъекта (противоположность - объективность). У Гегеля и Кьеркегора бесконечная субъективность является признаком самостоятельности духовной жизни; Кьёркегор рассматривает субъективность как противоположность точке зрения, отдающей преимущество всеобщему перед особенным.
Цивилизация (лат. - государственный, гражданский) -многозначное понятие, обозначающее: 1) одно из состояний общества в его изменении; 2) этап в эволюции человеческого общества, следующий за варварством, 3) совокупность программ деятельности, посредством которых люди стремятся достичь тех общественных   целей,   которые   заданы   существующими универсалиями культуры.
Возникновение термина «цивилизация» относится к 18 веку; так французские просветители именовали общество, основанное на идеалах справедливости и разума. В настоящее время категория  «цивилизация»  стала  центральной  в  системе социогуманитарных представлений о современном мире и его истории. Можно выделить следующие подходы в интерпретации этой категории:
1) Локально-исторический. Цивилизацию понимают как социокультурный феномен, обладающий качественной спецификой и ограниченный пространственно-временными рамками (Н-Данилевский, А.Тойнби)
2) Историко-стадиальный. В зависимости от выбора критериев выделяют различные типы цивилизаций. Например, «традиционная и современная», «космогенная, техногенная и антропогенная», «доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная».
3) Всемирно-исторический. Его представители полагают, что феномен всемирной истории возникает только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций, и тогда же начинается процесс становления единой человеческой цивилизации. (К.Ясперс).
Человек - высшее проявление живого в данной точке космического пространства и времени, включающее в себя космологические, биологические, психологические, социальные и духовные характеристики; существо деятельностное,  преобразующее бытие и самого себя целесообразно и целенаправленно.

(18.7 KiB, 48 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!