XVIII век как культурно-историческая эпоха
К концу XVII в. определились важнейшие ценностные установки европейской культуры Нового времени. Следующей задачей была реализация новой системы ценностей, распространение ее на все сферы жизни. Новое культурное движение, ставшее преобладающим в Западной Европе и давшее название всему XVIII в., получило наименование Просвещения.
Становление просветительского движения в европейских странах проходило по-разному и было связано со становлением буржуазных экономических отношений, обусловивших основные доминанты культуры XVIII в. В Англии XVIII в. был веком промышленной революции, во Франции — веком революции политической, а в Германии — революции духовной: философской и эстетической. Веком великих революций, веком великих изменений можно назвать эту эпоху. Европейская культура обнаруживает динамизм развития, невиданный ранее другими цивилизациями.
Одним из проявлений динамичности европейской культуры XVIII в. стал процесс изменения социально-политической структуры и политической системы. В социальной сфере XVIII в. существовал так называемый «старый порядок»: монархический тип правления с ничем не ограниченной верховной властью, жесткая социальная структура с сословным делением, а также диктат церкви. Казавшийся незыблемым в Средние века, теперь он начинает восприниматься как несправедливый и незаконный. Бесконтрольная власть монарха часто становилась произволом. Роскошь европейских королевских дворов соседствовала с голодом и нищетой народа. Бесправными были не только ремесленники, но и «третье сословие». Именно с буржуазии взимались огромные налоги, в отличие от освобожденного от них дворянства. Только дворяне могли занимать высшие военные и государственные должности. Существовавшее судопроизводство имело ряд пороков, важнейшим из которых было неравенство перед законом представителей разных сословий. Правительство всеми законодательными актами только утверждало сословное неравенство. Католическая церковь осуществляла жесткую цензуру и контролировала образование.
В этих условиях критика «старого порядка» являлась одновременно требованием изменения социальных основ общества. На смену сословному делению должно было прийти социальное равенство, ибо люди равны не только перед Богом, но и перед законами справедливости, как считали просветители. Вместо деспотизма королевской власти в обществе должен утвердиться либо просвещенный абсолютизм, при котором монарх заботится о благоденствии своего народа, либо республиканская форма правления, столь успешно проявившая себя в истории Рима.
Религия в той форме, в которой ее утверждала церковь, казалась результатом невежества и реализацией частного социального интереса. Свобода совести, свобода вероисповедания, деизм как мировоззрение, возможность даже откровенно атеистической и материалистической позиции должны были стать принципами нового общества.
Будущее устройство общества мыслилось как основанное на рациональных началах. Разум дает человеку понимание как общественного устройства, так и человеческой природы. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать, добиваясь постоянного прогресса. Вера в прогресс, своеобразный «исторический оптимизм» становится характерной чертой эпохи Просвещения.
Сам же прогресс мыслится не только как постоянное совершенствование общества, но и как развитие самого человека: его образования, его морали.
Если в эпоху Возрождения идеалу свободной личности соответствовали лишь избранные, в первую очередь сами гуманисты-художники, мыслители, политики, то в XVIII в. этот идеал распространяется на каждого, приобретая статус всеобщности. Предполагается, что человека можно изменить к лучшему, преобразуя политические и социальные устои.
То, что в подобных представлениях есть много утопического, станет понятным лишь в следующем, XIX в. Верно и то, что идеи эпохи Просвещения действительно изменили мир.
Идеология Просвещения не только подготовила Великую французскую революцию 1789 г. Идеи просветителей лежат в основе законодательств ряда европейских государств, а также американской конституции. Такие принципы как республиканизм, демократия, разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, несменяемость судей, веротерпимость стали ныне основополагающими для государств с современным политическим устройством. Просветители были рационалистами: они считали, что мир может быть преобразован по законам разума и справедливости, следует лишь устранить порядки, извращающие человеческую природу, моральную по своей сути. В основе просвещенческой утопии лежит образ «доброго дикаря» — мифического персонажа, открытого путешественниками.
Разум, чтобы подчеркнуть его значение (это слово часто пишут с большой буквы) предписывает человеку гармоничное развитие. Прославление природы и разума способствовало успеху «Энциклопедии, или Толкового словаря искусств, наук и ремесел». Издание Энциклопедии возглавили Дидро и Д'Аламбер, кроме них над ней работали Вольтер, Гельвецнй, Гольбах, Кондильяк, Руссо, Монтескье и др. Всего в издании участвовали более двухсот авторов. Начатое в 1751, оно было завершено в 1772 и состояло из тридцати томов, богато иллюстрированных. В Энциклопедии были отражены все знания, накопленные к тому времени, в ней были даны ответы на все живые вопросы эпохи. В своем издании энциклопедисты фактически противопоставили прежней картине мира, задаваемой религией, новую, формируемую наукой. Философы-просветители были учеными, писателями, журналистами. Видя в истории постепенное восхождение от невежества к просвещению, мыслители XVIII в. уверовали в безграничные возможности разума и силу идей, полагая, что разум в процессе прогрессивного развития общества в конце концов одержит победу над пороками и приведет человечество ко всеобщему благоденствию.
Если разум — всемогущая человеческая способность, то научное познание понимается как высшая и самая продуктивная форма деятельности разума. Все новые научные, социальные и политические идеи связывались со словом «философия», пугавшим консерваторов и произносившимися с восторгом людьми, ждавшими перемен.
Центральным пунктом этой новой философии была проблема бытия человека в обществе. К концу XVII в. религия перестала быть универсальной организующей формой общества. Она превратилась в комплекс догм, обслуживавших особые государственные или сословные интересы, либо же стала неотчуждаемой личной верой. Перед западной культурой встала задача создания системы новых нравственных и правовых ценностей, объективно запрашиваемых эпохой. Поднимающаяся как класс буржуазия только так могла бы обеспечить себе роль общедемократического лидера. Именно эта система и явилась фундаментом идеологии Просвещения.
Центральное место в ее разработке принадлежало известному английскому философу Джону Локку, прославившемуся как защитник либерализма. Локк считал, что необходимо соблюдать справедливость, чтить договоры, уважать естественные права на жизнь, свободу и собственность.
Вслед за Локком французские просветители Руссо и Монтескье обосновали теорию общественного договора. В своих работах они проводили мысль об образовании государства посредством договора между народом и правителями, теми, кому он вручает часть своей власти. При этом государь обязан править лишь на основе разумных законов, обеспечивающих благо каждого человека и народа в целом. Следует отметить, что для Просвещения характерна большая пестрота политических и философских позиций, с которых атаковались абсолютизм, социальное неравенство и церковная цензура. Философия в XVIII в. облекается в блестящую литературную форму, литературные произведения выражают философские идеи.
Век Просвещения не случайно становится веком развития художественной теории и возникновения литературной критики. Художественная жизнь XVIII в. была необыкновенно разнооб- разной, не укладывалась в единый стиль и единую художественную систему. Как мировоззрение Просвещение не породило какого-то нового стиля в искусстве, вполне удовлетворившись уже имевшимися формами классицизма и сентиментализма. Основной конфликт классицизма — борьба между чувством и долгом, завер- шающаяся победой долга, разумности и ответственности, как нельзя более подходил для выражения просветительских идей. С другой стороны, внимание к событиям душевной жизни человека, к чувствам и переживаниям персонажа не могли не привести писателей Просвещения к сентиментализму.
Социальная жизнь эпохи Просвещения была весьма противоречивой. Просветители боролись со «старым порядком», который тогда еще имел реальную силу. Не только стилем художественного творчества, но и образом жизни королевских дворов, олицетворявших «старый порядок» Европы становится рококо (от франц. - раковина). Название передает главную черту этого стиля — выбор сложной, изысканной формы и причудливости линий, напоминающих силуэт раковины. По сравнению с барокко рококо принесло не только жеманность и прихотливость, оно освободилось от напыщенности и реабилитировало естественные чувства. Сами же чувства стали иными. Человек в XVIII в. внимательнее относился к своим душевным переживаниям (не прошли бесследно сентиментальные романы). Стиль рококо во многом был сформирован придворной средой, в первую очередь французского двора. В XVIII в. Париж стал общеевропейским художественным центром. После кончины Людовика XIV в. 1715 г. аристократия спешила развлекаться до «наступления потопа».
Нравы стали откровенно нестрогими, а вкусы весьма прихотливыми, капризными. Придворная среда сформировала этот стиль, подхватив то, что носилось в воздухе Европы XVIII в. Искусство рококо выражало образ жизни французской аристократии, жизни, превращенной в вечный праздник: праздник развлечений, утонченных наслаждений, «праздник любви» (так называлась одна из картин Антуана Ватто).
Просуществовал стиль рококо примерно до 40-х гг., однако его влияние на художественную жизнь Европы ощущалось до конца столетия. Если стиль рококо выражал нравы аристократии, чьи сословные привилегии отождествлялись со «старым порядком», то распространявшиеся идеи Просвещения нашли свое выражение в стиле, получившем название «неоклассицизма» (то есть новый классицизм). Художники, работавшие в стиле неоклассицизма, видели эстетический идеал в истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Самого термина «неоклассицизм» в XVIII в. еще не существовало, использовались такие определения как «истинный стиль», «возрождение искусств». Задача искусства виделась в воспитании личности, показе нравственных образцов и назидательных примеров — в живописи, а в архитектуре— в утверждении возможности переустройства мира.
Наряду с рококо и неоклассицизмом по-прежнему распространенным был стиль барокко, особенно в Италии и Германии.
Всеобщим вниманием овладевает, прежде всего, литература, которая рассматривается как средство популяризации моральных и политических идей. Самыми выдающимися писателями XVIII в. стали именно философы.
Центральным явлением Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего роман воспитания. Именно в них просветительские идеи и назидательность находят наиболее яркое выражение.