XIX век как культурно-историческая эпоха
XIX век стал веком «перманентной революции», происходившей во всех сферах жизни общества. Техническая цивилизация сменяет в Европе традиционную. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию (использование машин в производстве), научно-технический прогресс, урбанизацию (небывалый рост городов, вызванный промышленным переворотом), демократизацию политических структур, секуляризацию (обмирщение сознания), рост образования и изменение социального статуса женщины.
Индустриализация и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: в обществе сформировалась новая сила — рабочий класс. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день 14—16 часов, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условиях естественными стали экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ.
Социальные конфликты капитализма были осмыслены политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное движение. К концу XIX в. проведенные политические реформы смягчили неблагоприятные последствия индустриализации и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.
В XIX в. были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей: к концу века были изобретены пароход, локомотив, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.
Наука от периода собирания фактов перешла к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранения и превращения энергии, в биологии — созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии — периодическая система, а в геометрии — теория Лобачевского.
Наука стала не просто формой рационального знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной картины мира, заявленные в эпоху Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемыми в производство. Наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали как совершенное знание о природе и человеке. На нее стремились походить и философия, и искусство.
В философии в качестве именно научного знания будут утверждать себя марксистское и позитивистское направление. В искусстве такое направление как натурализм станет попыткой использования позитивистского метода.
Позитивизм был не только философией, он стал и весьма распространенным мировоззрением эпохи. Казалось, что методы позитивных наук (строгий отбор фактов, выдвижение и доказательство гипотез , строгая система доказательств, обязательный успешный эксперимент) должны распространиться и в казавшейся излишне умозрительной философии, и в современном искусстве, которое теперь должно ориентироваться на науку как образец.
Хотя внешне XIX в. выглядел как век Науки и Прогресса, именно тогда начинается разочарование в возможностях разума. В философии появляется такое направление как иррационализм, представители которого считают, что не разум определяет поведение человека и развитие общества, а воля, вера, чувства, инстинкты. Такие философы-иррационалисты как Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, обращаясь к анализу искусства, сформулируют ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.
Процесс секуляризации в XIX в. выглядел как неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского начала. -Принципы свободы вероисповедания, отделения церкви от государства, отмена церковной цензуры привели к появлению существенно новой' ситуации в общественном сознании. Секуляризации способствовало не только развитие науки, но и рост образования. К концу XIX в. в большинстве европейских стран принимаются законы о всеобщем начальном образовании, которое было необходимо в связи с дальнейшей индустриализацией и демократизацией европейского общества.
В конце XIX в. улучшается в законодательном плане статус женщины. Все больше женщин получают необходимую квалификацию, возникают новые перспективы работы для женщин в области образования. Во многих европейских странах появляются движения, выступающие за предоставление женщинам избирательного права.
Претерпевала радикальные и постоянные изменения художественная жизнь общества. Противоречия европейского развития нашли свое выражение в искусстве. Особенностью XIX в. стало многообразие художественных направлений.
Европа становилась нетрадиционным типом общества, в котором все большее распространение получало новаторство, где художественные стили не последовательно сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.
Вопросы предназначения искусства, его специфики, роли художника стали достоянием не только художественной критики, но и эстетики. Такие крупнейшие философы XIX в., как Кант, Гегель, Шеллинг, Фейербах, философы-иррационалисты — Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше,— высказали ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.
Множественность художественных направлений в XIX в. была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение социальной структуры повлекло за собой изменение восприятия искусства в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX в. культурологи относят начало формирования массовой культуры; газеты и журналы, из номера в номер печатавшие длинные романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных сериалов в искусстве XX в.
Многообразие направлений искусства имело глубокую социальную подоплеку. Формирование новой технической цивилизации представляло собой чрезвычайно противоречивый процесс. Модернизация европейского общества могла быть художественно отражена лишь в новых видах, жанрах, направлениях искусства.
В художественной жизни первой половины XIX в. преобладал романтизм, отразивший разочарование в идеологии Просвещения. Романтизм был реакцией на результаты Великой Французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд. Романтизм как течение в художественной жизни получил распространение в разных странах и вовлек в свою орбиту различные виды искусств. Более того, романтизм стал особым мировоззрением и образом жизни. Романтический идеал личности, не понятой обществом, формирует манеру поведения его высших слоев.
Для романтизма характерно противопоставление двух миров:
реального и воображаемого. Реальная действительность рассматривается как бездуховная, негуманная, недостойная человека и противостоящая ему. «Прозе жизни» реального мира противопоставляется мир «поэтической реальности», мир идеала, мечты и надежды.
Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход — одновременно и уход от общества в разных вариантах.
Романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Необыкновенная любовь, любовь — страсть, любовь — трагедия является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.
Уход от мира можно совершить не только в глубины собственного «я», но и за пределы реального пространства. Мир природы способен и отразить бурные романтические чувства, и успокоить их. Бегство в экзотические страны, в иные регионы также является вариантом ухода.
Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности Средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.
Особенно высоко ценит романтизм незаурядность личности художника. В эстетике романтизма искусство обладает такими возможностями для понимания жизни, как прозрение и интуиция. Однако наделен этими способностями далеко не всякий человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. Толпа не может понять прозрений художника и он оказывается в глубоком противоречии с обществом. Одной из основных тем романтизма становится тема одиночества и даже гибели художника, его непонятости обществом и отчужденности от него.
К середине XIX в. набирают силы иные художественные направления. Значимым для них становится воплощение не только трагедии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев.
Представители натурализма исходили из положения о предопределенности судьбы человека социальной средой и наследственностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаще всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле, обращаются к образам из социальных низов общества. Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму.
Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды. Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека. В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма. Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии, сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки.
В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве. Если мир романтизма — это собственно духовный мир героя, то в реализме принципом обобщения становится типизация: показ узнаваемых характеров и точных деталей. Развитие реализма могло с наибольшей полнотой выразить противоречия социального развития. Предметом критики художников-реалистов было то же буржуазное общество, которое не принимали романтики. Но теперь уже не личность в исключительной ситуации, а типические характеры, действующие в типичных обстоятельствах, становятся главным предметом изображения. Реализм глубоко проникает в общественную жизнь, раскрывая социальные противоречия.
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре. Если главными видами художественного творчества для романтиков были музыка и поэзия, способные выразить тайное и неизъяснимое, то реализм повлек за собой расцвет, в первую очередь, такого литературного жанра, как социально-исторический роман. Литература, в свою очередь, оказала влияние на реалистическую живопись.
Реализм как направление оказался намного шире границ XIX в.: творческий метод, свойственный реализму, используют и художники XX в.
Уникальность художественной ситуации XIX в. в отличие от предшествующих эпох сказывается в том, что фактически одновременно с реализмом возникают и развиваются художественные направления, во многом противоположные ему и потому длительное время называвшиеся декадансом (упадком). Если реализм претендовал на объективность отражения мира, то символизм и импрессионизм открыли субъективность восприятия художника, именно на этом акцентируя внимание и используя целый ряд новых художественных приемов.
В отличие от реализма, символизм противопоставляет субъективный мир объективному, продолжая традицию романтизма. В символизме находит выражение позиция индивидуализма и даже демонизма. Искусство символизма выразило стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигающихся социальных катастроф и сомнения в духовных ценностях как сдерживающем начале. Субъективный мир художника раскрывается посредством «символов» — идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Для открытия особой «скрытой реальности» символистам потребовались новые художественные средства. Выразить невыразимое — вот задача символизма.
Если в литературе, в первую очередь в поэзии, субъективность восприятия художника открывает символизм, то в живописи подобное открытие совершается импрессионизмом.
Именно импрессионизм и символизм перебросили мостик в искусство XX в.
В ситуации кризиса культуры рубежа XIX—XX в. появление в искусстве новых направлений, отказывавшихся от традиционности, ощущалось почти как гибель, потеря жизненных оснований и смыслов. Искусство XX в. показало, что на самом деле культура не погибала, а изменялась. Возникло понимание «относительности», условности художественных методов, являющихся результатом выбора художника и всегда отражающих индивидуальность его восприятия. Действительность оказалась сама по себе «никакой», а все способы изображения ее — не более чем игрой. Претензии на объективистское изображение стали рассматриваться как ничем не подтвержденные, иллюзорные.
Культурные условия XIX в. расширили возможности индивидуального начала в художественном творчестве.
Век был настолько ярким, был представлен настолько крупными личностями, что своеобразие художественных направлений может быть раскрыто только через индивидуальные биографии художников, их оригинальные произведения. XIX век стал веком творческих индивидуальностей, веком личностей. Закономерно поэтому обратиться к анализу биографий авторов и их произведений.
Статус художника никогда не был так высок, как в искусстве XIX в. Если в эпоху Просвещения философы становились писателями, то в XIX в. писатели сравнялись с философами по глубине анализа общества и четкой выраженности нравственной позиции. Величайшие писатели и художники XIX в. являлись духовными лидерами своего времени.