Взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы
Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно касается изучения комплексных проблем человека в среде. Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности.
В России институт социальной работы также был введен в начале 90-х годов почти одновременно с социальной педагогикой. Их введение явилось ответом на реальную действительность, когда потребовались специалисты, которые могли бы оказать помощь социально незащищенным слоям населения. И с тех пор обе эти сферы практической деятельности активно развиваются, развиваются и соответствующие области научного знания, ведется профессиональная подготовка специалистов для обеих профессиональных сфер. История развития социальной педагогики и социальной работы очень близки. Прежде всего их объединяют культурно-исторические традиции отношения к людям, требующим особой заботы и внимания. Не случайно «милосердие», «благотворительность», «помощь» и другие понятия широко используются и в социальной педагогике, и в социальной работе.
Однако они имеют и ярко выраженную специфику, которая выявилась с самого начала их развития в нашей стране как официально признанных институтов. Так, социальная работа начала развиваться в сфере социальной защиты населения, а социальная педагогика — в системе образования и учреждениях комитетов по делам молодежи. Постепенно сферы деятельности социальных педагогов и социальных работников стали расширяться, пересекаясь и взаимно дополняя друг друга. В различных государственных и негосударственных учреждениях, например, в некоторых детских домах и школах, сегодня одновременно работают и социальные работники, и социальные педагоги; однако каждый из них имеет свой круг обязанностей и решает свои функциональные задачи.
Их отличия обусловлены тем, что они выделились как прикладные области знания из разных наук: социальная педагогика — из педагогики, а социальная работа — из социологии. В практической деятельности различие проявляется в том, что социальные педагоги в своей работе опираются на теоретические и методические основы педагогической деятельности, тогда как социальные работники используют социологические теории и технологии и социологические методы исследования. В то же время области практической деятельности социальной педагогики и социальной работы настолько близки и по функциям, и по содержанию, и по методам работы, что они не могут не пересекаться.
В поле зрения социальной работы попадает человек, у которого есть проблемы, мешающие человеку быть успешным, благополучным членом общества, жить полноценной жизнью. Те или иные проблемы возникают фактически у каждого человека в течение всей его жизни. Они могут носить психологический, медицинский, правовой, материальный и иной характер, могут быть связаны с внешними, не зависящими от человека факторами (экологические, социальные, техногенные, межнациональные и другие катаклизмы), или внутренними личностными проблемами (нездоровье, отклонения в физическом или психическом развитии и пр.). Для социальной работы важно то, что человек не может разрешить эти проблемы самостоятельно и поэтому нуждается в чьей-то профессиональной помощи.
Таким образом, можно сказать, что объектом социальной работы является человек, нуждающийся в помощи в процессе его социальной жизни, т. е. человек как социальный субъект, независимо от его возраста. В поле же зрения социальной педагогики попадает ребенок, который требует помощи в процессе его социализации — превращения индивида в социального субъекта, т. е. ребенок как развивающаяся, формирующаяся личность.
Сопоставление этих объектов наглядно показывает и то, что сближает эти две науки и области практической деятельности, и то, что их концептуально отличает. Показательно с этой точки зрения и то, что человека, которому оказывается помощь, в социальной работе, как правило, называют клиентом, в социальной же педагогике обычно употребляется слово ребенок.