Взаимодействие органов внутренних дел с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
Взаимодействие – это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. В качестве принципов взаимодействия называются следующие:
Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах: в форме осуществления совместной деятельности (прямого сотрудничества); в форме информационного обмена.
Объективные предпосылки взаимодействия общественных объединений и охранно-сыскных структур с органами внутренних дел заложены в общности целей, заключающихся в стремлении получить максимальный эффект в деле борьбы с нарушениями правопорядка.
В качестве основных форм взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности являются:
- совместный анализ состояния охраны общественного порядка;
- планирование совместных мероприятий по профилактике правонарушений;
- инструктаж и обучение членов общественных объединений формам и методам работы по охране правопорядка;
- обеспечение общественного порядка на административных участках совместно с участковыми уполномоченными полиции;
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних совместно с инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних;
- совместное патрулирование с нарядами патрульно-постовой службой полиции.
Взаимодействие народных дружин с правоохранительными органами осуществляется по следующим направлениям:
- совместный анализ состояний охраны общественного порядка;
- взаимный обмен информацией;
- совместное планирование и проведение некоторых мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка, по предупреждению и пресечению правонарушений;
- совместное патрулирование;
- инструктаж и обучение дружинников;
- оказание дружинникам методической помощи в планировании и учете их работы.
Взаимодействие правоохранительных органов с частными охранно-сыскными структурами. Ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности» определяет, что частным детективным и охранным структурам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. Среди возможных направлений делового сотрудничества частных детективных и охранных структур и правоохранительных органов можно назвать следующие: поиск без вести пропавших граждан; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
Как одно из приоритетных направлений в деятельности лицензионно-разрешительных подразделений МВД России рассматривается привлечение сил частных охранно-сыскных предприятий к поддержанию правопорядка на улицах и в других общественных местах, пресечению преступных и иных антиобщественных проявлений, прежде всего связанных с угонами и кражами автомашин, различными формами хищения собственности граждан, к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Взаимодействие нарядов полиции с работниками охранно-сыскных структур обеспечивается:
- единым пониманием всеми (нарядами полиции и охранно-сыскными структурами) общей задачи, твердым знанием общих и особых обязанностей, способов их выполнения;
- взаимопомощью при осложнении обстановки;
- наличием бесперебойной связи и постоянного обмена информацией;
- правильным применением установленных сигналов (например, сигналы свистком);
- непрерывным руководством подразделениями (нарядами) со стороны их начальников (командиров) и контролем за выполнением ими служебных задач;
- оказанием взаимной поддержки, помощи подразделений и нарядов друг другу.
Основные направления в работе с частными охранными предприятиями относятся:
- совместное патрулирование с нарядами патрульно-постовой службы в системе единой дислокации;
- привлечение частных охранников в качестве доверенных лиц, внештатных сотрудников полиции;
- организация и проведение специальных рейдов и операций по борьбе с наиболее распространенными видами преступлений и административных правонарушений; проведение специальных мероприятий в сфере потребительского рынка и участие в борьбе с экономической преступностью;
- обмен информацией между частными охранно-сыскными структурами и соответствующими службами полиции о действиях организованных преступных групп, криминальных проявлениях в сфере экономики и иных правонарушениях.
Оценивая зарубежную практику взаимодействия полиции с населением в вопросах обеспечения общественного порядка и предупреждения преступности, можно сделать вывод, что это направление правоохранительной деятельности получило наибольшее развитие в США. Это «объясняется некоторыми факторами, характерными именно для этой страны, прежде всего – исторически сложившимися отношением граждан к участию в обеспечении охраны правопорядка, а также готовностью правительства финансировать программы по предупреждению преступности». Исторический опыт и являющаяся закономерным результатом развития государственной и социальной системы своеобразная организация полицейских органов США привели к тому, что именно в этой стране возникли такие формы участия населения в правоохранительной деятельности, как общественная полиция и проблемно-ориентированная полиция.
Первая модель полицейской деятельности – «общественная полиция» – представляет собой «привлечение населения к взаимодействию с полицией таким образом, чтобы возросла значимость и возможности гражданского общества в вопросах обеспечения порядка и безопасности в сообществе и решения возникающих проблем. В соответствии с этой моделью, действия полиции являются ответом на запросы населения».
Данная модель предполагает следующие направления полицейской активности:
- обслуживание населения в районе; превентивные акции;
- деятельность по формированию у населения чувства защищенности; усиление соответствующих позитивных установок среди общественности, их формирование и поддержание;
- развитие всех форм полицейской деятельности; сближение полиции и населения;
- налаживание контактов с другими исполнительными органами и общественными объединениями.
Анализируя опыт правоохранительной деятельности в этом направлении, следует отметить, что при этом взаимодействие с добровольными организациями правоохранительной направленности стоит наравне с контактами с местными органами власти (вопросы организации охраны объектов муниципальной собственности, финансирования образовательных программ для населения, выделение времени на каналах местного телевидение и т. д.), школами (проведение «юридических уроков» для школьников, организация охраны школ и т. д.), молодежными организациями.
Очень близкой к модели «общественной полиции» является модель «проблемной ориентации», которая «представляет собой специфическую активность полиции по идентификации возникающих проблем и выявлению их причин. Базовая идея заключается в том, что в первую очередь нужно выявить причины возникновения проблем, и бороться с этими причинами». Хотя и эта концепция деятельности полиции во многом рассматривает ее как организацию, предоставляющую населению специфические виды услуг, сообщество в данном случае является скорее «заказчиком», чем «равноправным партнером», как это предполагается концепцией «общественной полиции».
Большие успехи в деле участия населения в охране общественного порядка и профилактики правонарушений были достигнуты в Японии. В этой стране общественные организации практически взяли в свои руки профилактическую работу по предупреждению правонарушений, особенно среди несовершеннолетних. Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, например, существуют так называемые наставники несовершеннолетних. Главное полицейское управление страны способствует развитию движения наставников и укреплению их взаимодействия с полицией в масштабах всего государства. С 1967 г. в стране действует «Руководство по управлению системой наставников». В 1980 г. создан совет наставников несовершеннолетних. Наряду с наставниками несовершеннолетних активную помощь полиции в предупреждении преступности среди подростков оказывают добровольные члены комиссий по руководству несовершеннолетними, работающие в специальных подростковых центрах.
Кроме того, население оказывает помощь подразделениям полиции, занимающимся предупреждением преступности. Эти добровольцы объединены в ассоциации содействия предупреждению преступности, предотвращению разбойных нападении на финансовые учреждения, предупреждению преступлений, совершаемых в многоквартирных домах. Отдельные граждане работают инструкторами по предупреждению преступности среди населения и помощниками полиции по охране женщин от преступных посягательств. Среди обществ, которые оказывают помощь специальным подразделениям полиции, занимающимся несовершеннолетними, имеются такие, как Ассоциация матерей и Общество оздоровления условии жизни. Несколько добровольных ассоциаций граждан способствует работе транспортных подразделений полиции.