Выявление сильных и слабых компонентов компании
Важный шаг стратегического анализа - определение, в какой мере компания обладает внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Обследованием целесообразно охватить:
1. Состояние компании как объекта управления и возможности повышения ее организационного потенциала:
• структура и организационный потенциал компании, ее связи и участие в других компаниях;
• состояние и динамика факторов производства (основных производственных фондов, трудовых и информационных ресурсов);
• использование имеющегося производственного потенциала;
• состояние внутренней части системы развития компании и ее связи с внешними организациями развития;
• состояние каналов сбыта и сети послепродажных услуг. Итальянский экономист и социолог Вильфредо Парето впервые обнаружил и сформулировал закономерность, которая впоследствии получила известность как принцип Паре-то: "80:20 - в процессе работы за первые 20% расходуемого времени достигается 80% результатов, остальные 80% затраченного времени приносят лишь 20% итога". На его основе разработан и широко используется так называемый АВС-анализ или метод Парето-диаграмм.
Эта закономерность обнаруживает себя в самых разных по своей природе выборках и используется в различных областях. Так, в практике менеджмента выявлена и сформулирована "в виде полушутливого афоризма следующая зависимость: "первые 90% любой работы занимают 10% времени, а последние 10% - оставшиеся 90% времени". В финансовом менеджменте существует и применяется эмпирическое правило:, 20% вложенного капитала приносят 80% дохода, остальные 80% вложений дают лишь 20% дохода.
ABC-анализ получил свое название от начальных букв латинского алфавита. Каждой букве соответствует одна из трех зон (групп и т. д.), на которые разбивается анализируемая совокупность элементов или множество объектов.
• Зона А: ее образуют 20% элементов совокупности, которые обеспечивают 80% значения некоторого показателя этой совокупности. Это наиболее важная зона, элементы которой вносят основной вклад в значение выбранного показателя. Они являются приоритетными объектами для последующего, более детального анализа. Например, 20% наименований продукции составляют 80% годового объема производства или сбыта всей продукции компании.
• Зона В: включает 10% элементов, вклад которых составляет 15% значения показателя. Это вторая по приоритетности группировка элементов.
• Зона С: в нее входят оставшиеся 70% элементов совокупности, вклад которых составляет лишь 5% значения показателя всей совокупности. Их анализ или не производится вообще, или ограничивается ориентировочными оценками.
При проведении ABC-анализа чаще всего закрепляют одну из границ и определяют другую.
Например, ставится вопрос: какой наименьший процент изделий по номенклатуре обеспечивает 80% объема производства или сбыта компании? Или наоборот - какую долю в общем объеме производства или сбыта компании составляют 20% наименований изделий с наибольшими объемами выпуска?
Будущее любой производственной компании во многом определяется систематическим планированием и разработкой новых, ориентированных на рынок продуктов.
В стратегическом планировании развития фирмы и в краткосрочном планировании мероприятий по рационализации производства и соответствующих инвестиций важная роль принадлежит анализу ее продуктовой программы. Цели анализа могут быть различны.
Для средне и долгосрочного планирования конкурентоспособности фирмы используют инновационные, "агрессивные" стратегии:
а) использование новизны:
• выйти на новые рынки;
• выпустить новые продукты;
б) использование сильных сторон:
• технические преимущества;
• экономические преимущества по сравнению с конкурентами;
в) предпринять инвестиции:
• в НИОКР;
• в новые технологии;
• в новое оборудование;
• в повышение квалификации и переобучение персонала. Для краткосрочного "оздоровления" фирмы, повышения
ее экономичности и эффективности используют "оборонительную" стратегию:
а) "сохранить имеющиеся достижения", например:
• удержать долю рынка;
• сохранить выпускаемую продуктово-рыночную комбинацию;
б) повысить эффективность:
• рационализировать производство;
• снизить затраты, улучшить структуру затрат.
ABC-анализ полезен также в процессе поиска направлений или областей инвестиционной деятельности, при выработке инвестиционной политики, обосновании инвестиционных проектов. В том числе для:
• диагностирования различных объектов, ситуаций, стран, областей инвестиционной деятельности и т. д., по которым должно быть принято решение;
• выявления слабых или, наоборот, сильных мест в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его финансового положения (например, зон сосредоточения основных затрат в производственной программе предприятия);
• выбора объектов, подлежащих первоочередному рассмотрению ввиду их стратегической значимости для инвестора или получателя инвестиций в целях повышения "прозрачности инвестиционной ситуации для лица, принимающего решение.
Могут анализироваться по различным признакам:
- производственная программа предприятия - получателя инвестиций;
- распределение прибыли и затрат по их носителям;
- объем сбыта по продуктовым группам;
- распределение прибыли от продаж по сегментам рынка и т. д.
Методика и процедуры Парето-анализа являются нейтральными к объекту анализа и области применения.
Укрупненный алгоритм построения ABC-диаграммы включает следующие блоки.
- Постановка цели анализа.
- Выбор пользователем множества объектов (элементов), подлежащих структурированию и анализу. Это могут быть любые предметы: сегменты рынка, изделия, грузы, заявки, затраты и т. д.
- Индексация или нумерация каждого элемента множества. Могут использоваться, например, шифры изделий, коды грузов, условные обозначения, номера и т. д.
- Выбор показателя оценки всего множества элементов. Например, вес деталей в изделии, прибыль от реализации продукции, стоимость инвестиционного портфеля.
- Определение величины (значения) показателя множества элементов, принимаемой за 100%.
- Выбор показателя оценки каждого элемента множества, адекватного по содержанию показателю всего множества. Например, "вес детали - вес изделия", "емкость рынка сбыта продукции - объем поставок фирмы на рынок" и т. д.
- Определение величины показателя для каждого элемента анализируемого множества. Например, цена или себестоимость единицы продукта, вес единицы груза и т. п.
- Вычисление произведений числа элементов каждого наименования (шифра) на значение показателя для каждого элемента.
- Сортировка частных произведений по убыванию их значений.
- Суммирование частных произведений нарастающим итогом.
- Определение удельного веса (в % ) каждого частного произведения в общей их сумме.
- Определение удельного веса (в %) числа элементов данного наименования в общем их количестве.
- Суммирование нарастающим итогом удельных весов частных произведений (в %).
- Сравнение на каждом шаге суммирования промежуточных сумм с границами - 75%, 95% и 100%:
• если сумма равна 75%, то формируется зона А диаграммы ABC;
• при достижении границы 95% - зона В;
• при 100% - зона С.
Выдача результатов ABC-анализа в табличном или графическом виде.