Возвышение города Рима
Из всех латинских городов самую блестящую судьбу имел город Рим (Roma) на реке Тибре, объединивший вокруг себя сначала одну только область — Лаций, затем весь Апеннинский полуостров и, наконец, все Средиземноморье с прилегающими к нему странами. Древнейшая история Рима, как и вообще всех латинских городов, покрыта неизвестностью. Но значение Рима для последующей истории было слишком велико, чтобы вопрос о его происхождении, его основателях и отношении к другим городам и странам не возбудил любопытства в умах последующих поколений.
Поэтому совершенно понятно, что вокруг Рима сложился ряд легенд, пытавшихся объяснить время и причины его возникновения и восстановить имя его основателя.
«Кто и почему дал городу Риму его славное и всем известное имя, об этом писатели говорят различно. Одни рассказывают, что пеласги, скитаясь по большей части известных земель и покорив почти все из них, поселились на том месте и назвали город «Ромой» (рома — по-гречески сила, крепость), намекая на успехи своего оружия. Другие полагают, что после взятия Трои кучка спасшихся троянцев села на корабли. Буря пригнала их к берегам Этрурии, и они кинули якорь при устье Тибра. Их жен плавание по морю утомило до того, что они не могли более выносить его, поэтому одна из них, самая знатная и умная, Рома, сожгла корабли. Мужья сперва сердились на ее поступок, но потом покорились необходимости и поселились в окрестностях Паллантия...»
Не существует также единого мнения, продолжает Плутарх, и среди тех, кто с полным основанием связывает историю Рима с Ромулом. По мнению одних, Ромул был сыном Энея и Декситеи, дочери Фор- банта, и ребенком приведен в Италию вместе со своим братом Ремом. Во время наводнения Тибра все лодки, кроме одной, потонули. Не потонула та лодка, в которой находились дети. Она тихо пристала к отлогому берегу, и дети сверх ожидания были спасены. Место, где остановилась лодка, стало называться Римом. Другие говорят, что дочь названной троянки Латина была матерью Ромула и что она родила его от Марса... Есть и еще более невероятные рассказы о латинских царях Альбы-Лонги Нумиторе и Амулии, сыновьях тринадцатого латинского царя, потомка троянца Эпея.
Содержание этой легенды таково. У царя Альбы- Лонги Прока было два сына—Нумитор и Амулий. Младший брат, Амулий, сверг с престола своего старшего брата, Нумитора, сделавшегося царем после смерти отца. Из боязни, что сын свергнутого царя станет оспаривать престол отца, Амулий приказал его убить, а дочь Нумитора Рею Сильвию посвятить в весталки, чтобы она не могла иметь детей. Рея Сильвия, однако, обета не выполнила и родила двух близнецов — Ромула и Рема.
Казнив мать, Амулий приказал потопить ее детей в Тибре. Но это не удалось Амулию. Дети были выброшены водой на берег и вскормлены волчицей, а впоследствии подобраны царским пастухом Фаустулом и им воспитаны. Достигнув зрелого возраста, Ромул и Рем лишили Амулия царства, разрушили Альба-Лонгу и основали новый город — Рим. В происшедшем при этом споре о наименовании нового города Ромул убил Рема и назвал город собственным именем — Roma.
Легенды об основании Рима имели целью доказать происхождение римлян от греков или троянцев, установить связь римской истории с греческой и объяснить возвышение Рима среди латинских городов. Благодаря археологическим изысканиям в самом Риме, его окрестностях и ближайших к Риму городах в настоящее время мы знаем о древнейшем Риме и Лации гораздо больше, чем знали, например, в конце прошлого, XIX столетия, но все же и этих знаний недостаточно для полного представления о древнейшем периоде истории Лация и Рима.
Первые поселения на территории будущего Рима, основанные альбанскими пастухами, состояли из семи деревень, расположенных по соседним холмам. Раньше всего поселения возникли на Палатинском и Квиринальском холмах, между которыми находился горный обрыв Капитолий (capite tolium), впоследствии превратившийся в римский кремль. К Палатинскому и Квиринальскому холмам примыкали другие, позже заселенные холмы— Эсквилинский, Авентинский (mons Aventinus), Виминальский и Делийский и т. д. Семь деревень, расположенных на Палатине, объединились в федерацию семи городских поселков (septimontium), это и было началом будущего Рима.
За первым синойкизмом (объединением) последовал второй синойкизм, за вторым — третий и т. д., пока семь римских холмов не объединились в один город, центром которого был Капитолий, место пребывания верховного жреца и царя. Своим возвышением среди остальных городов Латинской федерации Рим обязан ряду благоприятных факторов. Рим был расположен на реке Тибре, связывающей центральную часть Италии с морем. Отсюда расходились во все стороны пути в соседние культурные страны — Этрурию, Великую Грецию, отсюда было удобно сообщаться с Карфагеном. Кроме того, через Рим проходила «Соляная дорога»
(via Salaria), связывавшая сабинское плоскогорье с устьем Тибра, где добывалась соль. Имело значение и то, что Рим, расположенный на высоких холмах, находился в благоприятных климатических условиях и представлял природную крепость, служа в первое время убежищем для пастухов и разбойников.
Годом основания Рима считают 753 (по Варрону) или 751 г. (по Катону). Летосчисление в римской истории производится двояким образом: в нисходящем порядке — от основания города к началу христианской эры — ив восходящем порядке — от основания города (ab urbe condita).
В последующем изложении хронология дается в нисходящем порядке по Варронову варианту. Летосчисление от основания города не составляет особенности одних только римлян, оно было принято и у других народов античности, в частности у этрусков. По этрусскому поверью, первый век оканчивается со смертью последнего человека, жившего при основании города. Подобно этрускам, италики на закладку города смотрели как на мистический акт, сопровождавшийся религиозными обрядами. Проведенная плугом борозда (pomoerium) считалась священной чертой города. Вход в город допускался только через оставляемую незапаханной полосу померия — городские ворота (portae), территория за померием уже не считалась городом. Эго было пригородное поле, или посад (ager).