Возникновение империи Чингисхана
Огромную роль в исторических судьбах русского народа и народов России сыграли разрушительное монголо-татарское завоевание и возникшие в результате его военно-феодальные государства чингисидов.
В XI-XII в. на огромных просторах Монголии кочевали многочисленные скотоводческие племена. Монгольское общество резко делилось на феодалов-нойонов - родоплеменную военную аристократию, владевшую огромными стадами лошадей, крупного и мелкого рогатого скота и содержавшую сильные военные дружины, и простой народ(ка-рачу), находившийся в различных формах зависимости от феодалов. Предводители отдельных племен, племенных групп и родов вели между собой ожесточенную борьбу за обладание пастбищами и удобными зимними стойбищами, за подчинение более слабых племенных и родовых подразделений. На рубеже XII-XIII вв. эта борьба привела к выделению наиболее сильных и влиятельных племен и их вождей, среди которых самым могущественным, непреклонным и жестоким был Те-мучин. В 1206 г. на сьезде (курултае) Темучин был избран общемонгольским ханом и получил имя Чингисхана. Все вожди-нойоны признали его власть над собой.
Став властителем, Чингисхан провел военную реформу. Наряду с сохранением старой организации общества по кровнородственному принципу (по племенам, родам, аилам), все монголы считались вечно военнообязанными по принципу: нет монгольского населения, а есть монгольское войско. Все способное к военному делу население было разделено на подразделения. Ближайшие родственники хана и наиболее верные ему нойоны-темники были поставлены во главе «тьмы» по 10 тыс. конного войска, тысячники во главе тысячи воинов, сотники во главе сотни, десятники во главе десяти воинов. Эта простая военно-десятичная структура, известная многим народам на начальной стадии развития государственности, позволяла держать в повиновении собственный народ, подавлять сепаратистские амбиции родоплеменных вождей и осуществлять агрессивные походы против соседей. Для укрепления своей власти и усмирения непокорных Чингисхан создал десятитысячный корпус личной гвардии, состоявший из особо доверенных и тщательно отбираемых сыновей господствующей военно-феодальной и чиновной аристократии. Одновременно с этим при Чингисхане стали действовать новые нормы права, получившие впоследствии наименование Великой Ясы Чингисхана, которая отличалась необыкновенной жестокостью наказаний за любой проступок против установленных правил. О силе власти Чингисхана свидетельствует путешественник того времени, агент римского папы, Плано Карпини: «Никто не смеет пребывать в какой-нибудь стране, если где император не укажет ему. Сам он указывает, где пребывать вождям, вожди же указывают места тысячникам, тысячники сотникам, сотники же десятникам». Укр&пив таким образом военно-политическую организацию власти феодалов в монгольском обществе, Чингисхан приступил к осуществлению своих внешнеполитических захватнических целей.
Завоевательным походам Чингисхана благоприятствовала сложившаяся в странах Востока и Восточной Европы обстановка. Политическое положение в Китае, Средней Азии, Закавказье, на Руси характеризовалось наступившей повсеместно феодальной раздробленностью, отсутствием сильной центральной власти. Кроме того, монголы и невольно вовлеченные в орбиту их завоеваний кочевые народы при общей своей отсталости имели одно исключительно важное военное преимущество перед развитыми оседлыми народами - многочисленное подвижное конное войско.
В 1215 г. полчища Чингисхана начали захват Китая. В течение 1219-1221 гг. они разгромили владения Хорезмшаха в Семиречье и Средней Азии, прошли почти весь Казахстан, захватили Афганистан. В 1220-1223 гг. монголы осуществили поход через Персию на Кавказ. В это же время они разгромили половцев и впервые встретились с русским войском в битве при Калке. Завоевание Руси и ее княжеств монголы осуществили при преемниках Чингисхана - Батые и Берке в течение 1237-1254 гг. В процессе длительного и ожесточенного сопротивления русского народа монголы утратили свою наступательную мощь и не смогли реализовать своих планов по завоеванию Центральной и Западной Европы.
Монгольское завоевание сопровождалось безжалостным разрушением и сожжением городов, крепостей и поселков, истреблением и угоном в рабство огромных масс населения. Над побежденными был установлен режим жестокого гнета, систематического террора и организованного грабежа, осуществляемый посредством взимания дани и регулярных налогов, подарков, приношений, поставок лошадей и продовольствия, почтовой повинности, предоставления определенного количества воинов, искусных ремесленников и др., периодически подкрепляемый карательными набегами.
Все завоеванные монголами территории с живущими на них народами и племенами Чингисхан рассматривал как подвластные ему и как собственность его рода («золотого рода»). Возникла огромная империя Чингисхана. Управление государством основывалось на родовом и военно-феодальном принципах. Если родовой принцип должен был способствовать сохранению централизованного управления, то военно-феодальный принцип находился в полном противоречии с ним и очень скоро привел к распаду империи на самостоятельные уделы (улусы), которые в свою очередь сами стали распадаться на более мелкие владения. Военно-феодальный принцип складывался, развивался и укреплялся постепенно, по мере накопления монголами собственного управленческого опыта и использования ими многовекового опыта завоеванных феодальных государств.
Родовой принцип проявлялся в том, что улусные ханы-вассалы вынуждены были время от времени посылать Великому хану в Монголию (своему верховному сюзерену) часть награбленной добычи. В отдельных случаях вассальные правители для получения от Великого хана ярлыков (грамот) на владение своими улусами и многие деспоты-узурпаторы, происходившие не из «золотого рода», вынуждены были держать при себе подставных ханов из рода чингисидов. Так поступали эмиры Средней Азии, Мамай в Золотой Орде, завоеватель, основавший собственную империю, эмир Тимур и др. Однако, как ни велико было значение родового принципа, империя Чингисхана в силу географических, социально-экономических, национальных и многих других причин не могла существовать как единое централизованное государство и быстро распалась на отдельные самостоятельные улусы. Военно-феодальный принцип полностью победил. Сам Чингисхан перед своей смертью (1227) разделил управление империей между своими четырьмя сыновьями. Старшему - Джучи - был выделен самый дальний улус от реки Иртыш - Кыпчакские степи, Поволжье, Крым, получивший вскоре наименование Синей Орды, а у русских - Золотой Орды.
Главной военной опорой господства монгольских завоевателей являлись расселенные среди покоренных народов многочисленные монгольские и другие племена и роды, кочевавшие по степным и предгорным пастбищам и организованные по десятичной системе. Общими целями империи Чингисхана и самостоятельных военно-феодальных государств-улусов, образовавшихся после ее распада, являлись укрепление и увековечение господства потомков «золотого рода» чингисидов, многочисленных царевичей - членов этого рода, нойонов. Средствами и методами достижения этих целей стали:
1) установление беспощадного государственно-организованного террора в отношении покоренных народов и племен;
2) использование характерного для всех поработителей принципа: разделяй и властвуй. Этот принцип нашел свое воплощение в предоставлении привилегий для монгольской знати, вождей кочевых племен, установлении различного статуса для феодалов, городов, духовенства, применении системы откупов для управления и выжимания налогов, дани, поборов и т.п.;
3} создание большого финансового аппарата для систематического взимания с покоренных народов огромных денежных и других материальных средств, привлечения их к различным повинностям и службам. Чиновники этого аппарата периодически производили переписи населения и обеспечивали сбор налогов и других поборов;
4) постоянная военная готовность для подавления непокорных, организации набегов и грабительских походов против сопредельных и отдаленных государств и народов;
5) правовой плюрализм: сохранение действия местного адатного, мусульманского права, права городов и оседлого населения при господствующем положении общего права, т.е. Ясы Чингисхана, ярлыков, распоряжений, приказов ханов и их администраций;
6) относительная веротерпимость, поскольку монгольские феодалы понимали значение религии и духовенства для сохранения своего господства над покоренными народами. Сами же они были достаточно суеверны и боялись гнева не только своих, но и чужих богов.