Воздействие заинтересованных лиц на предпринимателей

Содержание

1. Заинтересованные группы: понятие, признаки      3
2. Типология заинтересованных групп       5
3. Методы и рычаги воздействия        7
4. Особенности влияния заинтересованных групп и взаимодействие
предприятия с ними          9

Список литературы          14

1. Заинтересованные группы: понятие, признаки

В современной общественно-экономической жизни существуют две основных формы представительства интересов:
• плюралистическое - через голосование на выборах за политического деятеля либо организацию, представляющих интересы граждан (политическая партия, президент страны, отдельный депутат),
• корпоративное - осуществляемое заинтересованными группами преимущественно в форме лоббизма.
По общему определению, заинтересованные группы (или, как их еще называют, группы давления) - это объединения граждан самого разного типа (профсоюзные, предпринимательские, культурные, национальные, религиозные и др.), члены которых, не претендуя на власть, воздействуют на объект, стремясь добиться удовлетворения своих конкретных требований и интересов.
Общественное объединение может считаться группой давления, если у нее присутствуют следующие признаки: а) организованность и добровольный характер членства в этом объединении; б) защита конкретных социальных интересов; в) наличие в его распоряжении материальных ресурсов, без которых невозможна никакая деятельность; г) способность к действию по защите своих интересов.
Разнообразные социальные группы с различными интересами существуют с тех пор, как существует общество. При этом различные политические мыслители по - разному оценивали роль заинтересованных групп в общественной жизни. Например, такие из них, как Платон, Т.Гоббс и Ж. - Ж. Руссо, всегда отдававшие приоритет интересам государства и общества перед интересами отдельного члена общества или группы, рассматривали любые имеющие свои особые интересы социальные группы как зло, и говорили о необходимости полностью устранить их влияние на принятие государственных решений.
В то же время и сегодня многие политологи, приверженные именно этой точке зрения, считают, что практически все негативные явления общественной жизни (коррупция, криминализация, неэффективность государства, неразвитость малого бизнеса) являются результатом деятельности мафии, многочисленных заинтересованных групп, противопоставляющих свои интересы обществу.
Однако существует и иной подход, согласно которому деятельность разнообразных заинтересованных групп приносит несомненную пользу обществу и экономике. И действительно, следует признать, что современная демократия просто не существует без возможности свободного выражения, конкуренции и согласования интересов самых разных групп общества, будь то бизнесмены, наемные рабочие, национальные или религиозные меньшинства, и т.д. Если же государство будет навязывать всему обществу чуждые ему цели, это неизбежно закончится диктатурой, коррупцией и произволом бюрократии.
Иное дело, что это отстаивание интересов и конкуренция между заинтересованными группами должны осуществляться в рамках закона, быть максимально честными и открытыми обществу, не должно быть привилегированных групп (крупные бизнесмены, мафиозные структуры, национальные сообщества, и т.д.). Если же эти условия не соблюдаются - тогда действительно начинаются повальная коррупция, усиление мафии и олигархических группировок, наносится значительный ущерб экономике и обществу. Видимо, вся проблема здесь состоит в гражданской зрелости общества, в его способности поддерживать подлинную демократию и равные "правила игры" для всех ее участников.

2. Типология заинтересованных групп

Заинтересованные группы подразделяются на типы в соответствии с теми или иными признаками:
1) По характеру происхождения и особенностям организации они соответственно делятся на:
а) группы по обычаю, чаще всего встречающиеся в странах третьего мира, где сильны патерналистские (склонность к опеке сверху) и общинные традиции - в развитых индустриальных странах их роль не велика, за исключением тех из них, где существуют организованные группировки выходцев из других стран (например, китайцы, итальянцы, ирландцы и др. в США).
К числу "групп по обычаю" относятся: религиозные и территориальные общины, а также семейные, национальные и земляческие кланы (такое деление свойственно для некоторых кавказских народов, обосновывающихся компактными группами на территории европейской России);
б) институциализированные группы, в число которых входят формальные организации (политические партии, различные административные органы (например, министерства и ведомства), армия, церковь), для которых выражение интересов определенной социальной группы не является главным делом, и они занимаются этим помимо основной деятельности (например, армейское руководство пробивает заказы для своего ведомства, церковь – просит помощи у бизнесменов для неимущих прихожан, министерство или ведомство "проталкивает" интересы связанной с ним группы бизнесменов, и т.д.);
Особую роль в отстаивании социально - групповых интересов приобретают такие формальные организации в странах "Третьего мира", где из-за недоразвитости гражданской культуры практически отсутствуют добровольные и возникшие снизу "группы интересов", и люди реализуют свои интересы с помощью покровительствующих им коррумпированных государственных чиновников.
в) ассоциированные группы - возникающие снизу добровольные и специализированные объединения, занимающиеся исключительно выражением и согласованием интересов членов определенной социальной группы (профсоюзные, экономические, культурные и иные объединения) - т.е. заинтересованные группы в собственном смысле этого слова, действующие в современных развитых странах.
2) В зависимости от характера осуществляемого давления французский политолог М.Дюверже выделял частичные и исключительные группы давления:
а) Частичные - т.е. занимающиеся отстаиванием социально - групповых интересов помимо своей основной деятельности (те же самые институциализированные группы, о которых мы говорили выше);
б) Исключительные - т.е. занимающиеся исключительно согласованием и выражением этих интересов.
3) В зависимости от характера достигаемой цели соответственно выделяются:
а) одноцелевые, т.е. достигающие какой либо одной конкретной цели (например, общества обманутых вкладчиков);
б) многоцелевые, решающие широкий круг задач (например, отраслевые профсоюзы, которые ради отстаивания интересов представляемой им группы работников наемного труда предпринимают самые разные действия - ведут переговоры с предпринимателями и правительством, организуют стачки, ведут агитационно-пропагандистскую работу со своими членами).
4) Наконец, в зависимости от характера защищаемого социального интереса заинтересованные группы могут делиться:
а) группы, отстаивающие материальные (т.е. экономические) интересы - к ним относятся профсоюзы, объединения крестьян и коммерсантов, организации потребителей, общества обманутых вкладчиков, и т.д.;
б) группы, отстаивающие моральные интересы - разнообразные религиозные, историко-культурные, экологические ассоциации;
в) группы, отстаивающие национальные интересы - разного рода национальные и национально - культурные организации (национальные общины, центры и движения).

3. Методы и рычаги воздействия

Склонить правительство к реализации интересов определенных групп населения им помогают:
1) Информация - т.е. воздействие через СМИ (самореклама для бизнес - групп, разнообразные и широкие обещания (помощь региону, отдельным категориям граждан, фирмам и предприятиям, и т.д.), распространение компрометирующих сведений о не устраивающих заинтересованную группу руководителях, фирмах, и т.п.);
2) Согласование интересов и участие в выработке организационных решений (через разного рода консультативные группы, советы и палаты при ассоциациях предпринимателей, через специальные трехсторонние согласительные процедуры - например, в рамках тройственного соглашения правительства, профсоюзов и предпринимателей по экономическим вопросам);
3) Влияние на исход выборов руководства предприятия (для ОАО) путем организации кампаний - таким образом, группы предпринимателей, профсоюзы, ассоциации и т.д. могут провести в дирекцию кандидатов, отстаивающих их корпоративные интересы;
4) Участие представителей заинтересованных групп в разного рода неформальные контакты, и т.д.;
5) Угрозы разоблачений, отказывающих реализовать интересы конкретной заинтересованной группы;
6) Забастовки - их традиционно используют для нажима на отраслевые профсоюзы и промышленные предприятия;
7) Терроризм - характерен для разного рода маргинальных и отвергнутых обществом групп (мафии, национальных и религиозных меньшинств) в экономически слаборазвитых странах;
8) Взятки и иные незаконные формы поощрения государственных чиновников.
В качестве профессиональных и постоянных групп интересов (или иначе - лобби) в современной политике могут выступать: 1) отдельные государственные чиновники или целые министерства и ведомства (т.н. ведомственное лобби); 2) отдельные депутаты или целые парламентские фракции (парламентское лобби); 3) существующие при правительстве страны или формально независимые консультативные органы - разнообразные фонды, центры, институты и политические клубы - они разрабатывают и предлагают правительству программы и рекомендации, выражающие интересы определенных заинтересованных групп (например, дают советы по проведению экономической политики, отвечающей интересам крупного капитала или определенной отрасли промышленности); 4) популярные общенациональные печатные издания и телепрограммы, пропагандирующие интересы определенных групп предпринимательской и политической элиты и склоняющие других производителей следовать им; 5) адвокатские конторы в столице страны и отдельные юристы - консультанты, отстаивающие и "проталкивающие" интересы заинтересованных клиентов (например, крупных частных компаний), опираясь на законодательство и судебный механизм.

4. Особенности влияния заинтересованных групп и взаимодействие предприятия с ними

В современной России, переживающей ныне период радикальных социально - экономических преобразований, можно отметить следующие характерные особенности представительства интересов через заинтересованные группы и лоббистскую деятельность:
1) Цивилизованные и публичные институты и механизмы представительства интересов до конца не сформированы, и не оказывают значительного влияния на предпринимателей - разного рода советы и палаты, ассоциации не играют сколько-нибудь значительной роли, официальные профсоюзы являются не защитником интересов лиц наемного труда, а придатком власти и директорского корпуса, свободные неполитические объединения граждан малочисленны и неорганизованы;
2) Представительство интересов различных категорий населения зачастую осуществляется не через публичные и самостоятельные группы давления, а через механизм так называемой клиентелы - при этом влиятельные региональные руководители, государственные чиновники или организованные криминальные структуры берут под свою опеку целые социальные слои (например, представителей малого и среднего бизнеса), или население целых регионов (например, мэр Ю.Лужков в Москве или президент К.Илюмжинов в Калмыкии), добиваясь взамен от них абсолютной поддержки и лояльности по отношению к себе. Соответственно, отечественные предприниматели часто вынуждены тратить деньги на реализацию программ, предложенных «покровителями»;
3) Представительство интересов тех или иных заинтересованных групп преимущественно сводится к стихийному и нерегулируемому лоббизму, который осуществляется административными органами, разного рода консультативными структурами (многочисленные центры, фонды, институты), главами 89 регионов России;
4) До последнего времени заинтересованные группы действуют преимущественно в пользу групп крупного капитала (т.н. финансовая олигархия), связанных с теми или иными крупными правительственными чиновниками;
В результате до последнего времени существовала ситуация, когда так называемая "семибанкирщина", т.е. семь крупнейших банкиров и финансовых деятелей - Б.Березовский, В.Гусинский (группа "Мост"), М.Ходорковский (МЕНАТЕП - Роспром), В.Потанин (группа ОНЭКСИМ - МФК), В.Смоленский (СБС - Агро), М.Фридман (группа "Альфа"), В.Малкин (банк "Российский кредит") - совместно контролировали на период до 17 августа 1998 г. более 50 % экономики России и средств массовой информации. Подобные возможности позволяют им эффективно влиять на более мелкие банки экономически и неэкономическими методами (через связи в правительстве и ближайшем окружении Президента РФ).
5) В современной Россия сформировалась своеобразная лоббистская иерархия, которое делит все заинтересованные группы и представляющих их лоббистов (лобби) на "привилегированных" и "непривилегированных". К числу привилегированных сегодня принадлежат газовое, нефтяное (т.е. нефтегазодобывающие отрасли) и банковское (вышеупомянутая "семибанкирщина") лобби. К числу "непривилегированных", т.е. не имеющих каналов влияния, значительной государственной поддержки и льгот от правительства, принадлежат сегодня военное (представляет большую часть предприятий ВПК), аграрное (Аграрная партия и соответствующая фракция в Госдуме), а также представляющие интересы национального капитала и отечественного производителя (Российский союз промышленников и предпринимателей, Федерация товаропроизводителей России) лобби;
В то же время экономический кризис 17 - 18 августа 1998 г. привел к изменению положения и места в иерархии власти многих российских олигархов и созданных ими структур ("империй"). Некоторые из них были объявлены банкротами (например, "Инкомбанк" В.Виноградова) либо оказались под прессом уголовного и административного преследования (например, подконтрольные Б.Березовскому ОРТ, компании "Аэрофлот" и "Андава" в период премьерства Е.Примакова), другие были в значительной степени огосударствлены и получили от государства значительную помощь (например, банк СБС - АГРО В.Смоленского), третьи были вынуждены сменить основной профиль своей деятельности (например, на базе финансовой группы "Мост" ее глава создал холдинг "Медиа - мост", нацеленный в первую очередь на работу на информационном рынке - предвыборная агитация, "раскрутка" или компрометация политиков, и т.п.).
Ограниченность государственных ресурсов, за счет которых традиционно подпитывались олигархические структуры, вынуждает их вести активную борьбу за выживание, вызывает "информационные войны" за доступ к рычагам власти и сохранившиеся государственные льготы. Самым ярким примером такой войны является происходивший летом 1999 г. "обмен" компроматом между телеканалами ОРТ (информационная структура Б.Березовского и связанных с ним членов президентской семьи и окружения) и НТВ (структура медиа-холдинга В.Гусинского). Его причиной послужило "засилье" в сформированном на тот момент правительстве С.Степашина "людей Березовского" и отсутствие там людей, близких к В.Гусинскому. В то же время следует отметить, что все произошедшие перемены не изменили компрадорско-паразитической сути российской олигархии в целом.
Каждое предприятие, естественно, ведет длительные переговоры с субпоставщиками, клиентами, финансовыми организациями и прочими партнерами по товарообмену в рамках своей оперативной деятельности. Политическими проблемами претензии групп интересов становятся тогда, когда предприятие может оказаться в критической ситуации, лишившись важных ресурсов, когда властные отношения в двусторонних связях существенно меняются или когда требования одной группы могут быть выполнены в ущерб другой. Подобные требования, особенно если они предъявляются в категоричной форме, менеджмент должен не только выполнить, но и решить, какие претензии и в каком объеме могут быть удовлетворены. При этом отношения с той или иной группой должны строиться таким образом, чтобы:
• предприятие не лишилось критически важных ресурсов;
• услуги предоставлялись сторонами на разумных основаниях;
• интересы групп в успехе предприятия оставались в силе;
• рыночная активность предприятия была обеспечена.
Переговорные процессы могут привести к конфликтам, если требования сторон несовместимы. Как далеко в таких ситуациях смогут зайти требования групп интересов, зависит от следующих обстоятельств:
• важности их ресурсов;
• их относительной силы и возможности употребить ее в свою пользу;
• их воли к использованию силы для завершения переговоров.
Это можно проиллюстрировать несколькими примерами. Так, в периоды высоких темпов экономического роста и полной занятости профсоюзы могли бы провести практически все свои требования, тогда как в настоящее время представители рабочих организаций должны понимать, что их чрезмерные притязания немедленно повлекут за собой новые потери рабочих мест.
Несмотря на это, и в современной обстановке группы высококвалифицированных специалистов, которые больше полагаются на собственные профессиональные знания, чем на благосклонность предприятия, могут предъявлять самые крайние требования к своей администрации.
Другой пример. Крупные предприятия обладают значительным потенциалом влияния, поэтому их поведение и внешний эффект оцениваются широкой общественностью по общепринятым нормам и ценностным представлениям. Нарушения подобных норм сразу попадают в центр внимания антагонистически настроенных групп влияния, которые могут попытаться, мобилизовав силы конкурентов, изменить поведение корпораций и укрепить одновременно собственные позиции.
Если какая-либо фирма из-за своего поведения попадет под прицел такой группы влияния, то она испытает на себе весьма мощное давление. В таком положении оказалась, например, корпорация Nestle из-за своей политики продаж детского питания в развивающихся странах. Конфликт приобрел широкий международный резонанс. Лишь изменение стратегии и заключение "всеобщего мира" привели к согласию конфликтующих сторон.
Можно заключить, что группы интересов представляют весьма реальный феномен. Переговоры о взаимных услугах и урегулирование конфликтов несомненно оказывают воздействие на хозяйственные результаты предприятия и на размеры акционерного капитала. Эти процессы, однако, не имеют ничего общего с перераспределением принадлежащей акционерам части прибыли в пользу других групп интересов.

Литература

1. Кнорринг В. И. Искусство управления. – М.: БЕК, 1997.
2. Малько А. Лоббизм. // Общественные науки и современность. - 1995. - № 4.
3. Согласование интересов и государственная политика в России ("круглый стол"). // Полис. – 1998. - № 4.
4. Шипунов В.Г., Е.Н.Кишкель Основы управленческой деятельности. - М.: Высшая школа, 1999.
5. Уткин Э. А. Курс менеджмента. - М-: Зеркало, 1998.
6. Утстрялов А.М. Менеджмент. – М.: Зеркало, 1998.
7. Уэнди Р. Группы интересов. // Полис. - 1992. - № 5 - 6.

(16.7 KiB, 37 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!