Вопросы к государственному экзамену в МИЭП по ТГП - Часть 6

  1. Правовой нигилизм: формы, причины, последствия, правовой идеализм.

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна­чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется: а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям; б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания; в) не сопряжен с позитивной программой; г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.

Правовой (или юридический) нигилизм представляет собой непризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра­ва, его возможности, общественную полезность.

Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;в) издание противоречивых правовых актов;г) подмена законности целесообразностью;д) конфронтация представительных и исполнительных структур;е) нарушение прав человека;ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.).

Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше­ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи­тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.

Правовой нигилизм - это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны. Это: реформы социально-экономического характера; изменение содержания правового регулирования, максимальное при­ближение юридических норм к интересам различных слоев населения; подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб­ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду; улучшение правоприменительной практики; теоретическая работа в этом направлении, и др.

Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч­шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.

В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре­миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро­ли права и других правовых средств».

 

  1. Проблемы формирования мирового правопорядка.

Мировой правопорядок - система общественных планетарных отношений, формирующихся на основе общегуманистических и естественно-правовых начал и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Создание мирового правопорядка является объективным и субъективным процессом. Его объективность проявляется в реализации разнообразных отношений, взаимодействий людей и государств нашей планеты независимо от воли и желания отдельных индивидов и государств. Субъективность же рассматриваемого процесса связана с тем, что он формируется прежде всего в результате сознательного и волевого участия различных стран и народов в решении глобальных проблем человечества.

Необходимость установления мирового правопорядка вызвана усиливающимся разделением труда, специализацией и интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером НТР, возрастанием роли и значения новых информационных технологий.

Важнейшим фактором, обусловливающим возможность формирования мирового правопорядка, является само право, его общечеловеческие качества. Как считают ученые, у разных народов право - это одно и то же явление, но с разной степенью развитости и понимания.

Универсальность и абсолютность права связана, во-первых, с тем, что это самостоятельное социальное явление, и, во-вторых, с тем, что праву в любой правовой системе присущи такие принципы, как разумность, справедливость, равенство, свобода воли и поведения.

Мировой правопорядок является реальностью нашего времени Эта реальность обеспечивается наличием сети международных организаций планетарного и регионального масштаба. Прежде всего это ООН - международная организация, созданная 24 октября 1945 г. и объединяющая около 200 государств. В соответствии с Уставом ООН, её целями являются:

1) поддержка международного мира и безопасности, принятие с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии или других нарушений мира, проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживания или разрешения международных споров или ситуации, которые могут привести к нарушению мира;

2) развитие дружеских отношении между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для улучшения всеобщего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешения международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В деле формирования и совершенствования мирового правопорядка особое значение имеет наличие хорошо отлаженного процессуального механизма его действия, который включает в себя:

1) международно-правовые процессуальные нормы, содержащиеся в уставах, положениях, конвенциях и договорах и определяющие вопросы деятельности международных организаций, порядок рассмотрения межгосударственных споров, обращений по поводу нарушения прав человека и т.п.;

2) международные организации и органы: международные суды, трибуналы, экономические, арбитражные суды и согласительные комиссии;

3) юридические конструкции, обеспечивающие стабильность, оптимальность, универсальность процедур и процессуальных гарантий мирового правопорядка

 

  1. Закон как нормативно-правовой акт: понятие, юридическая сила, виды.

Закон - нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосред­ственным волеизъявлением населения путем референдума и регу­лирующий наиболее важные и устойчивые общественные отноше­ния. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти, не может от­менить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все дру­гие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержа­нию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить.

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворче­ская процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовка законо­проекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование.

Роль закона, как акта, имеющего приоритетное значение в пра­вовой системе государства, являющегося основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах, не­измеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что по­зволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе ре­гулировать соответствующие отношения.

Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладает конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию.

Второй вид - федеральные конституционные законы (в неко­торых зарубежных странах, например во Франции, их называют органические законы).

Обыкновенные законы, издающиеся в процессе текущей зако­нодательной деятельности, составляют основную массу законов. Порядок их принятия более простой.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодифика­ционные и текущие.

Кодификационный закон обладает рядом характерных черт:

1) в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наибо­лее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, опре­деляющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт продуцирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные от­ношения, борьба с преступностью и т.д.);

3) представляет собой сводный акт, упорядоченную совокуп­ность взаимозависимых предписаний;

4) кодификация направлена на создание более устойчивых, ста­бильных норм, рассчитанных на длительный период их действия;

5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты;

6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет слож­ную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законода­тельства, обеспечивающий более четкое построение системы норма­тивных предписаний, а также удобство их использования, непо­средственно отражающий и цементирующий научно-обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу пра­вового регулирования.

Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регули­рующий определенную сферу отношений и подлежащий непосред­ственному применению.

Отдельным видом закона является так называемый модельный закон - типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты возмож­ных правотворческих решений.

 

  1. Закономерности исторического движения и функционирования права.

Право, как и государство, существовало не всегда, и его возникновение также связано с произошедшими в обществе несколько тысячелетий тому назад глобальными процессами, получившими название «неолитической революции»  с переходом от присваивающей к производящей экономике.

Правила, которые регулировали поведение людей в первобытном обществе, выражались в обычаях, традициях, обрядах, мифах. Они складывались самопроизвольно в течение длительного времени и были продиктованы необходимостью выживания и воспроизводства человека в жестких природных условиях. Иными словами, имели «естественноприродную основу». Социальные нормы первобытного общества сохранялись в сознании людей, и действовали не столько в силу гарантированности их какими-либо принудительными мерами, сколько в силу их авторитета, привычки, желания поступать так, как поступают все. Обычно не возникало вопроса об их исполнении или неисполнении. Социальные нормы первобытного общества иногда называют мононормами, (т. е. едиными, нерасчлененными нормами), поскольку они являлись одновременно и обычаями, и нормами морали, и религиозными предписаниями.

Постепенно в процессе перехода от присваивающей экономики к производящей, с усложнением общества, с появлением публичной власти подвергается изменениям и нормативная система. Возникает право  система норм, которая качественно отличается от правил, регулирующих поведение людей в первобытном обществе.

Правовые нормы намного сложнее, многообразнее, богаче и в качественном, и в количественном отношении, поскольку они регулируют организацию сложнодифференцированного общества, основанного на производящей экономике. Таким образом, сам процесс возникновения права носит объективный характер: с развитием и усложнением общества право с необходимостью приходит на смену мононормам, регулировавшим поведение людей в первобытном обществе с присваивающей экономикой.

«Можно вообще выделить три основные фазы в развитии права. Первая фаза зарождения, относится по преимуществу к тем обществам, где происходит лишь становление производящих форм экономики. Вторая фаза знаменует оформление данного пласта регулятивной системы в некую систему правил (норм). Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики. И, наконец, третья фаза связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований.»

Первые правовые памятники представляют собой смесь закрепившихся и поддерживаемых государством обычаев, правил, сложившихся к тому времени в юридической практике органов публичной власти (прецедентов) и государственных постановлений. В содержательном плане здесь следует отметить отсутствие четкого деления права на отрасли, и даже четкого различения правового и неправового.

«Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственнорелигиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману  в Индии, Коран  в мусульманских странах и т. п.)... В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений

 

  1. Юридическая практика: понятие, виды, значение в правовом регулировании.

Юридическая практика - деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный и объективированный опыт такой деятельности.

В аспекте общей теории государства и права под юридической практикой необходимо понимать материально-преобразующую сторону юридической правотворческой, правореализационной и особенно правоприменительной деятельности субъектов правовых отношений, в ходе которой осуществляется процесс и накапливается опыт нормативного и индивидуального регулирования публично-правовых, социально-значимых общественных отношении.

Структура юридической практики: юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий; социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т. е. достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Юридическая практика формируется в результате длительного и многообразного процесса правореализации, т.е. претворения права в жизнь. В ходе этого процесса вырабатываются определенные общие положения, тенденции, ориентиры, которые затем используются в последующей работе.

В частности, практика создает так называемые правоположения, под которыми понимаются устоявшиеся типовые решения по применению юридических норм. Эти правоположения реально приобретают черты общих правил. Это еще не нормы, но они уже выходят за пределы правосознания, простых суждений; это формирующиеся нормы. Со временем они могут превратиться либо в стойкие правовые обычаи, либо в нормы, закрепленные законодателем. Особенно это касается прецедентов.

Сущностные признаки юридической практики: это прежде всего деятельность; это единство двух составляющих - субъекта и объекта, отношение субъекта и объекта, при котором субъект преобразует объективный мир, но меняется в ходе этого двухстороннего взаимодействия и сам; это не просто деятельность, а сознательная, целеполагающая деятельность; всегда носит общественный характер.

Функции юридической практики: правонаправляющая (практика определяет общее русло для становления и развития права); правоконкретизирующая (уточняется смысл, содержание отдельных норм применительно к конкретным ситуациям, случаям, отношениям); сигнально-информационная (практика выражает потребность в изменении тех или иных актов, их совершенствовании или даже отмене).

Подводя итоги анализа понятия юридической практики, возможно прийти к следующим выводам:

Юридическая практика является разновидностью социальной практики, при которой происходит опосредованное воздействие субъектов практики на объекты материального мира, так как субъекты воздействуют друг на друга и только в конечном счете на явления материальной действительности, изменяя как последние, так и самих себя, приобретая при этом новые черты и качества.

Юридическая практика является чертой, частью юридической деятельности.

Юридическая практика является единством юридической деятельности и результата данной деятельности, а равно и тех результатов, которые накапливаются на промежуточных, процессуальных этапах данной деятельности.

Юридическая практика существует в тех видах правового регулирования, где субъекты принимают внешне выраженное решение о правах и обязанностях. К таковым необходимо отнести нормативное и индивидуальное регулирование общественных отношений.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!