Вопросы к государственному экзамену в МИЭП по ТГП - Часть 5

  1. Характеристика основных функций современного Российского государства.

 

Современное российское государство в известной степени является наследником советского социалистического государства. И это означает, что в его функциях проявляется известная преемственность функций советского государства. Российское государство на современном этапе - это государство, основанное на рыночной экономике, в котором прошли процессы разгосударствления собственности, поэтому его функции в значительной мере изменились. Современное российское государство выполняет целый ряд новых функций, которые не были свойственны советскому государству.

В российском государстве сохранилось деление всех функций на внутренние и внешние. Во внутренних функциях российское государство осуществляет: экономическую функцию; воспитательную (идеологическую) функцию; правоохранительную функцию (или функцию по охране правопорядка, интересов и прав граждан); функцию социально-бытового обслуживания; природоохранительную (экологическую) функцию; фискальную функцию (или функцию налогообложения и сбора налогов).

К внешним функциям следует отнести: функцию обороны страны от нападения; функцию поддержания мира и сотрудничества; функцию охраны мирового порядка.

Экономическая функция российского государства в советский период именовалась хозяйственно-организаторской, что подчеркивало централизованный характер управления государством экономикой.

Идеологическая функция - это функция по руководству наукой, культурой, образованием.

Правоохранительная функция в советский период называлась функцией охраны социалистической собственности, прав и интересов граждан. Акцент осуществления этой функции на современном этапе делается на защите прав и интересов граждан. Она обеспечивается деятельностью прокуратуры, судов, ФСБ и т.д.

Функция социально-бытового обслуживания проявляется в заботе российского государства о социальной обеспеченности различных слоев населения, это назначение пенсий, пособий (в том числе и по безработице).

Природоохранительная функция - это функция по охране и рациональному использованию природных ресурсов. Основные направления данной функции осуществляются путем создания и охраны заповедников и национальных парков, заботе о чистоте воздуха, воды, о редких животных.

У российского государства появилась и стала одной из основных фискальная функция. Советское государство данную функцию как особое направление деятельности не осуществляло. Взимание налогов происходило в централизованном порядке. Появление частной собственности поставило вопрос о появлении новой самостоятельной функции. Для этого были созданы органы налоговой инспекции и полиции. Были разработаны и введены в действие новые законы о налогообложении.

Во внешней деятельности современное российское государство осуществляет функцию обороны страны. Для этого создаются Вооруженные силы и поддерживается их боеспособность, осуществляется выпуск военной продукции, комплектуется армия, охраняются границы.

Функция поддержания мира и сотрудничества между народами выражается в создании посольств и консульств, ведении международных переговоров, обеспечивающих сотрудничество России с другими государствами. Основное ее направление - забота о гражданах России, оказавшихся за рубежом, деятельность Министерства иностранных дел по заключению международных договоров и соглашений.

Функция охраны мирового правопорядка проявляется в присутствии воинских контингентов России в так называемых "горячих точках". Подобная деятельность российского государства может осуществляться только с согласия ООН.

 

  1. Система права: понятие, структура. Критерии деления права на отрасти.

Система права - внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой системы конкретного общества, обладает такими качествами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содержания и формы, имеет собственное содержание и источники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.

Системно-структурный срез обозначает пространственное, определенным образом упорядоченное расположение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбинаций юридических норм обусловлены структурированностью общественных отношений и целенаправленностью их правового опосредования. Структурные образования в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, линейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, институты, отрасли права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения. Для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).

Институт права – это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права. Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.

Связь материальных и процессуальных отраслей права взаимная и двусторонняя. Это означает, что материальные отрасли обусловливают правовой статус субъектов, устанавливают условия и основания возникновения процессуальных отношений; процессуальные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при реализации норм материальных отраслей права. Процесс рассмотрения конкретного предмета и доминирующий метод правового регулирования дает характеристику отраслей права.

 

  1. Механизмы правового регулирования: понятие, элементы.

Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования: правовые нормы; правоприменительные акты; правовые отношения; акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.

Существуют следующие виды механизма правового регулирования: простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта; сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.

Используются следующие методы правового регулирования: централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал; децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.

Способами правового регулирования являются: запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера; дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия; позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др.).

Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.

Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).

Можно выделить следующие основные стадии и элементы процесса правового регулирования: 1) норма права; 2) юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношение; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).

На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным.

Третья стадия – установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и рбязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удов-летвррять, а какая – обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность).

Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

 

  1. Формирование правового государства в России.

Формирование правового государства в России – это сложный и длительный процесс, который будет разворачиваться по мере проведения в жизнь политической, экономической и правовой реформ, возрождения нравственных устоев и общечеловеческих ценностей построения современного демократического гражданского общества.

Проведение в жизнь экономической, политической и правовой реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.

Трансформация идеи правового государства в Российской Федерации должна учитывать современные реалии: невысокий уровень культуры, как самого населения, так и государственных органов, правовой нигилизм, слабость демократических традиций и т.д.

Поэтому на первый план все более выдвигается задача тесного соединения теоретических представлений о том, каким должно быть правовое государство, с повседневной конкретной практической деятельностью государственных органов и муниципальных учреждений, общественных объединений, должностных лиц и граждан по его реальному созданию, претворению в жизнь его принципов.

Для формирования и функционирования правового государства в современной России необходимо:

  1. Устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой. Привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в том числе подзаконные акты - в соответствие с законами Российской Федерации).
  2. Преодолеть правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе
  3. Усилить контроль за исполнением уже принятых законов.
  4. Устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерацией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.
  5. Необходимость достижения высокого уровня политического и правового сознания людей, с выработкой у них для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры.
  6. Выработка у широких слоев трудящихся масс навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетентности для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами.
  7. Наличие в стране гражданского общества, поскольку последнее рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства в современных условиях.

Решение этих вопросов и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

 

  1. Российского государство: реальность и перспективы развития.

Становление и развитие Рос. г-ва про­исходит под воздействием К.РФ, к-ая юридически оформила Рос. г-во, учредила его наиболее важные органы и институты, а ее принципы и концептуальные идеи определяют перспективы развития государства.

В ст. 1 К.РФ говорится: «РФ есть демократическое правовое федеративное го­с-во с республиканской формой правления». В названной статье закреплен ряд принципиальных особенностей Рос. государства: оно может быть только демократическим; демок­ратия становится единственно возможным политико-правовым режимом общества и государства, важнейшим принципом орга­низации и деятельности гос-ва, его органов. провозглашено право­вым. Однако правовое гос-во еще не реальность, а скорее одна из важных целей; является федеративным, с республ. формой правления. И то, и то отражает и подчеркивает демократизм РФ.

Ст. 3 К РФ гла­сит: «Носителем суверенитета и единственным источником вла­сти в РФ является ее многонациональный народ». Названное конституционное установление означает, что в Рос. государстве утверждается народовластие. И все же власть народа осущ-ют преимущественно ОГВ и ОМС. Поэтому суверенную власть народа нередко отождествляют с ОГВ, особенно с высшими.

В начале нового столетия сделаны шаги по пути укреп­ления Рос. гос-ва: - остановлены его дезинтеграция, угроза распада Федерации, - реформирован Совет Фед-ции, - завершилось орг-ное становление федеральных окру­гов.

Федеральная власть реально стала ближе к регионам; со­здан активно действующий Гос.Совет РФ; у РФ появились утвержденные законом государственные симво­лы.

Принята программа повышения обороноспособности страны. Проводится работа по более четкому разгра­ничению ф-ций, властных полномочий, фин. средств на федеральном, региональном и местном уровнях.

Перспективы развития: - провести адм-ную реформу гос. аппара­та, - выстроить четко работающую вертикаль исполнительной власти, - добиться укрепления государственно-правовой дисцип­лины, - сделать эффективно действующей судебную систему.

Кроме того, для формирования и функционирования правового государства в современной России необходимо:

  1. Устранить рассогласованность в системе права, как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и законами субъектов РФ, с другой. Привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией Российской Федерации (в том числе подзаконные акты - в соответствие с законами Российской Федерации).
  2. Преодолеть правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обществе
  3. Усилить контроль за исполнением уже принятых законов.
  4. Устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией Российской Федерацией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть идеологию недоверия к государству и его органам как институтам, противостоящим интересам человека, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и законных интересов граждан.

Для успешного укрепления российской государственности назрела необходимость разработать научно обоснованную, ком­плексную программу государственного строительства, рассчи­танную на долгосрочную перспективу поэтапного развития го­сударства.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!