Внутриотраслевая конкуренция

Она возникает между предприятиями одной отрасли  производства за сферу влияния на рынке, за более выгодные условия сбыта продукции и за получение избыточной прибыли.

В каждой  отрасли есть предприятия,  производящие однородную продукцию,  но имеющие различную мощность,  различную техническую оснащенность,  а следовательно, и индивидуальную различную производительность труда. Вследствие этого  затраты ресурсов на единицу продукции, а следовательно, индивидуальные издержки одного и того же вида товаров на разных предприятиях будут различны.  Однако одинаковые товары на одном и том же рынке не могут продаваться по ценам,  соответствующим их индивидуальным издержкам производства.  В таком случае товары с высокой индивидуальной стоимостью остались бы непроданными.

В процессе  реализации  товаров между предпринимателями неизбежно возникает конкурентная борьба,  в результате которой  стихийно  устанавливается примерно единая цена на однородную продукцию. В основе этой цены лежит не индивидуальная, а общественная стоимость товаров, определяемая рынком. Таким образом, внутриотраслевая конкуренция сводит индивидуальные различные стоимости к единой рыночной стоимости и единой рыночной цене.

Если товары продаются по цене, соответствующей рыночной стоимости, то это обстоятельство обусловливает различие норм прибыли  на  предприятиях  с  индивидуальной различной стоимостью.  Владельцы передовых в техническом и организационном плане предприятий, где индивидуальная  стоимость ниже общественной,  рыночной стоимости,  получат,  кроме обычной прибыли, добавочную прибыль, или сверхприбыль,  в размере разности между рыночной и индивидуальной стоимостью товара. Напротив, технически отсталые предприятия  с высокой индивидуальной стоимостью товаров продадут товары по цене ниже индивидуальной стоимости и получат  прибыль ниже среднего уровня. Следовательно, стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет  предпринимателей совершенствовать производство,  применять новую технику, что ведет к росту производительности труда на каждом предприятии и в отрасли в целом.

Конкуренция распределяет доходв соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка, если эффективно – он получает дополнительную прибыль, возможности для расширения производства и увеличения своей доли на рынке.

Таким образом,  значение  внутриотраслевой  конкуренции сводится  к формированию рыночной цены товара, стимулированию технического прогресса, совершенствованию форм организации производства и в  конеч-ном итоге – к эффективному использованию ограниченных ресурсов. В конкурентной борьбе каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает, прежде всего, о собственной выгоде, но тем самым приносит больше пользы своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!