Внешняя и внутренняя среда в туризме
В последние годы для индустрии туризма все большее значение приобретает внешняя среда, и это значение неуклонно растет не только для отдельных предприятий, но и для регионов и стран.
Среда в туристской сфере - это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность туристских предприятий, регионов и стран. Различают внутреннюю и внешнюю среду.
Внешняя среда в туризме - это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность предприятия, региона, страны в целом.
То, что от факторов внешней среды зависит устойчивость положения предприятий на рынке, было однозначно и полностью признано лишь в 50-х годах XX в., когда ряд стран встал на путь постиндустриального развития и существенно выросла конкуренция на мировых рынках.
В теории менеджмента фирмы рассматриваются как системы двух основных типов: закрытая и открытая.
Закрытая система условно предполагает относительную независимость от окружающей фирму внешней среды. Такая система обычно характерна: для начального этапа развития рыночных отношений; при слабой роли государства в их регулировании; при общем невысоком уровне развития экономики в стране.
Рост конкурентной борьбы между товаропроизводителями, устойчивое превышение объемов предлагаемых к реализации товаров и услуг по
сравнению со спросом на них, активная роль государства в развитии рыночных отношений, ряд других факторов приводят к «раскрытию» замкнутой системы. Таким образом, всякая зависимая от внешней среды организация является открытой системой.
Среда прямого воздействия
1. Потребители. Это один из основных для любого региона или страны факторов, поскольку именно потребители определяют, какие маршруты и туры им предлагать, какие культурно-исторические памятники или природные места показывать и по какой цене можно продать туры. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором, отражающим многообразие внешней среды. Хотя часто сами регионы и страны формируют туристский продукт, а затем смотрят, есть ли на него спрос.
Так, в последние годы стали пользоваться повышенным спросом гастрономические или специализированные туры с посещением редких музеев или мест, не связанные с посещением обычных мест туристского показа.
2. Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Наблюдается полная зависимость туристской отрасли от разнообразных ресурсов. Финансовые ресурсы требуются для поддержания, реконструкции, реставрации и ремонта объектов показа. Несколько лет была закрыта знаменитая Пизанская башня, требуют защиты от воздействия окружающей среды египетские пирамиды, римский Сенат и Коллизей. Хотя в туризме на обслуживании заняты по большей части низкоквалифицированные кадры, что способствует росту занятости во время туристского сезона, некоторые специалисты, например гиды, должны быть высокопрофессиональными. Во многих странах экскурсионно-гидовская работа лицензируется. В некоторых странах наблюдается как раз острая нехватка квалифицированных гидов, и перед руководством регионов или стран стоит проблема выделения средств на повышение квалификации работников туризма. Так, явно не хватает квалифицированных русскоговорящих гидов в Испании, Австрии (в Зальцбурге). Напротив, на очень высоком уровне работают гиды в Израиле, все они лицензированы Министерством туризма. Важный вопрос - материальные ресурсы. Например, в Италии уделяется большое внимание строительству и оснащению отелей современным оборудованием, поэтому в области Марке были построены более 40 заводов по производству мебели, сантехники и другого оборудования для гостиниц. Страна и регион сами в состоянии определить потребность в тех или иных ресурсах и установить приоритеты. Так, французская сеть клубных отелей «ClubMed» нанимает молодежь и студентов на туристский сезон, в том числе из региона, в котором расположен тот или иной отель этой сети.
В некоторых странах существует проблема с обеспечением водой или электроэнергией.
3. Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи туристского предприятия, региона и страны. Но и успешный сбыт продукции не всегда может спасти туристское предприятие и даже регион от краха из-за жесткой позиции конкурентов. Мы уже говорили, что некоторые страны проводят агрессивную политику в отношении прямых конкурентов. Так, для Турции главные конкуренты - Кипр, Греция, Египет, и эта страна ведет не совсем честную игру, организуя «черные» PR-публикации. Каждый регион и каждая страна должны хорошо знать особенности своих основных и потенциальных конкурентов. Каждый год выделяется самое популярное направление, и формируется оно не само по себе, а только благодаря массированной рекламе и пропаганде.
4. Законодательные органы формируют нормативную базу создания и деятельности туристских предприятий, фискальную политику, а также
определяют политику в отношении туризма. Менеджерам необходимо разбираться в этой базе как на федеральном, так и на местном уровне, и умело применять нормы законодательства. Так, правительство •немецкой земли Бавария приняло новую экономическую политику, одной из составляющих которой является ориентация на приоритетное развитие туризма в этом регионе, связанное со строительством отелей и модернизацией курортов.
5. Профсоюзы. Профсоюзные организации, представляющие интересы трудящихся, оказывают радикальное влияние на деятельность не только одного предприятия, но и целой отрасли. История профсоюзного движения знает немало примеров успешного решения вопросов сокращения продолжительности рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и др. Забастовки, организованные профсоюзами, могут, например, привести к полной остановке производства. Поэтому данный фактор с полным правом необходимо относить к группе факторов прямого воздействия внешней среды. Как мы уже говорили, забастовки авиадиспетчеров парализуют туристские перемещения, и у многих европейцев срываются туры и отдых во Франции, Греции, Испании и некоторых других странах.