Внешние эффекты от производственной деятельности

До сих пор мы предполагали, что рыночные отношения между продавцами и покупателями не влияют ни на кого, кроме участников сделок.  Однако так дело обстоит далеко не всегда. Порою рыночный механизм  порождает так называемые внешние эффекты, или экстерналии. Под внешними эффектами следует подразумевать воздействие отношения между участниками сделки на третьих лиц. Например, предположим, что какое-то предприятие в целях экономии на очистных сооружениях сбрасывает свои отходы непосредственно в реку. В результате места вниз по течению реки становятся непригодными для проживания, отдыха и рыбалки. Люди проживающие в этих местах будут вынуждены нести издержки, связанные с загрязнением воды. В этих условиях от объема производства и продаж зависит положение не только продавцов и покупателей продукции предприятия, но также и людей, проживающих ниже места сброса отходов предприятия, т. е. третьих лиц.

В зависимости от характера последствий воздействия внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные внешние эффекты  имеют место тогда, когда третья сторона несет дополнительные издержки. В нашем примере, жители, проживающие ниже по течению реки по сравнению с предприятием загрязняющим окружающую среду, будут нести дополнительные затраты, связанные с очисткой воды. Положительные внешние эффекты приносят третьим лицам дополнительные выгоды, притом без дополнительных затрат. Если например, человек выращивает цветы на продажу, то третье лицо, предположим человек, который занимается бортничеством, получит бесплатно дополнительную выгоду в виде прироста производства меда и связанного с ним полученного дополнительного дохода.

Причина возникновения внешних эффектов кроется в отсутствии четко установленных прав собственности на ограниченные ресурсы. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью. В условиях ограниченности ресурсов есть основание считать, что внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции – отсутствие  установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. В нашем примере предприятие и жители, проживающие ниже по течению реки, пользуются водой бесплатно. Если бы права собственности на воду в реке были бы установлены четко, скажем за населением, то предприятие, чтобы воспользоваться водой для своих нужд, должно было бы эти права выкупить. В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в виде вмененного фактора производства и учитывался в издержках производства предприятия.  Тем самым собственник ресурса (население) затраты на очистку воды возложило бы  на предприятие и третье лицо (население) не несло бы никаких дополнительных затрат, связанных с загрязнением воды. Внешний эффект от производственной деятельности предприятия в виде дополнительных затрат населения исчезает. Похожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лицо которое выращивает цветы, и тем самым проносит дополнительную выгоду пчеловоду, обладало правом собственности на эту выгоду, оно потребовало бы плату за приносимую пользу. Тем самым внешний эффект для пчеловода в виде дополнительного дохода исчез бы, превратившись в плату за принесенную цветоводом пользу.

Все виды внешних эффектов, хотя и по разному, делают рыночную экономику менее эффективной. Связано это с тем, что иногда рыночные цены не в полном объеме отражают действия производителей и потребителей. В случае отрицательных внешних эффектов, как в примере с загрязнением воды в реке, предприятие, перекладывая часть издержек производства на третьих лиц, занижая свои издержки, может увеличить объемы производства. При наличии положительных внешних эффектов неэффективность проявляется в недостаточном производстве блага из-за неполной оценки выгод, которые приносит его потребление. Например, пчеловод для получения меда засевает имеющие у него земельные угодия медоносными цветами. Если он имеет положительный эффект от деятельности цветовода, то ему нет смысла засевать свои угодия. Следовательно, общее производство цветов при положительном внешнем эффекте сократится.

Таким образом, потери эффективности проявляются в неэффективном распределении ресурсов. В случае положительного внешнего эффекта ресурсы используются в избытке, в случае отрицательного – используются в недостаточном количестве. В первом случае мы имеем перепроизводство, во втором случае недопроизводство благ.

В случае нечеткой спецификации прав собственности, решение проблем рынка берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты – налоги и субсидии. Прием приведения внешних эффектов к оптимальному объему выпуска называется интернализацией внешних эффектов. Для того чтобы интернализировать отрицательные внешние эффекты, государство вводит сдерживающий налог, для стимулирования положительных экстерналий, используются субсидии.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!