Влияние продуктивных видов деятельности дошкольника на психическое развитие
Изодеятельность дошкольников. Изодеятельность привлекала внимание многих педагогов и психологов. Существует ряд направлений, точек зрения на развитие изодеятельности дошкольников.
1 точка зрения В Штерна - символизм детского рисунка. Суть: изображение рисунка - это не изображение конкретного предмета, а изображение того, что ребенок знает об этом предмете. Т.е. рисунок - это символ какого-либо понятия ребенка.
2 точка зрения - концепция комплексных переживаний. Суть: ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он переживает.
1 точка зрения - изодеятельность характеризуется не результатами, а самим процессом рисования.
4 точка трения - отечественные психологи понимают изодеятельность ребенка как процесс отражения реальной действительности и это отражение различное. Ребенок не механически переносит то, что он видит, а отбирает одни черты и отбрасывает другие. В процессе изображения участвует вся личность в целом, а не отдельные функции.
Рисование есть средство выражения личности и одновременно отражение мира. Особенности изодеятельности дошкольников.
- ребенок рисует не только то, что видят, но в то, что знает (футболисты без рук);
- прозрачность рисунка;
- проекция - очень часто дети рисуют предметы на виде сверху;
- незаслоняемость;
- рисунки не имеют перспективы
Мышление ребенка наглядно-образное, и рисунки конкретны и образны. Изодеятельность тесно связана с личностью, в ней проявляются интересы ребенка,
Развитие изодеятельности :
1) этап каракулей (2-3 г.);
2) изобразительный этап(3-4 г.);
3) примитивная выразительность детского рисунка (до 5 л);
4) качественное изображение предметов (5-7 л.)
В процессе изодеятельности у ребенка развивается зрительно-двигательная координация. Ребенок помогает рисовать себе словом.
Роль изодеятельности в психическом развитии ребенка
- С овладением изодеятельностью у ребенка создается внутренний план действий, где рисунок — это одна из опор.
- В рисунке ребенок снимает с себя эмоциональный блок, который зачастую тормозит развитие.
- Рисунок - это своеобразная детская речь, графический рассказ о чем-либо, подготовительный этап письменной речи.
- Рисунок - то модель действительности (по Эльконину). Каждый раз в модели выступают новые характеристики: цвет, форма, величина, детали, что определяется свойств этого предмета, т.е. рисунок готовит ребенка к абстрагированию.
- Формирование экспрессивной функции - ребенок выражает свое отношение к действительности.
Музыкальная деятельность дошкольников. Структура музыкальной деятельности:
- восприятие музыки;
- творчество.
Каждый из этих компонентов оказывает особое влияние на развитие музыкальных способностей и на развитие личности в целом.
Музыкальное восприятие развивается в процессе слушания музыкальных произведений, где формируется умение выслушивать произведение до конца, запоминать, узнавать и различать основную идею и характер этого произведения. В музыкальном восприятии тесно переплетены интеллектуальные и эмоциональные процессы. На протяжения дошкольного возраста формируется дифференцированное и целостное восприятие музыки.
Исполнительство - практическая деятельность:
1) игра на музыкальных инструментах;
2) пение;
3) ритмические движения
Дети дошкольного возраста учатся играть на колокольчиках, бубнах, металлофонах.
Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности, где в процессе этой деятельности развивается муз сенсорные способности, голос, формируется эстетическое отношение к окружающему.
В процессе ритмично-музыкальных игр, упражнений и танцев дети учатся передавать музыкальные образы в соответствии с музыкой. Это благоприятно сказывается на развитии двигательной сферы, ритмики, создаст радостный жизненный тонус ребенка.
Особое место в муз. деятельности занимает творчество: песенное, музыкально-игровое, танцевальное, импровизация на муз. инструментах.
Художественное творчество невозможно без внутренней активности ребенка, поэтому задача педагога - побуждать творческую активность ребенка. Важным условием для спешного формирования художественного творчества является стиль педагогического общения воспитателя.
Трудовая деятельность дошкольников - сложная деятельность, которая предполагает определенный уровень психического и физического развития.
В дошкольном возрасте подготовка к труду осуществляется в формировании предпосылок к трудовой деятельности:
- умение действовать целесообразно;
- развитие произвольных движений руки;
- развитие способности заранее предвидеть результат действий и спланировать их.
В продуктивной деятельности происходит развитие произвольных действий, формирование двигательных навыков и эти виды деятельности предъявляют требования к ребенку, к целесообразному использованию тех или иных предметов и простейших инструментов.
В этих видах деятельности происходит формирование специальных навыков - орудийных операций.
Особое значение для формирования трудовой деятельности имеет игра. В ней складываются мотивы будущей общественной деятельности. Игра отражает трудовые действия взрослых, в игре ребенок осваивает некоторые трудовые операции и формирует положительное отношение к труду.
Становление трудовой деятельности
С помощью родителей, воспитателей, выполняя их требования, ребенок постепенно привыкает к выполнению трудовых поручений. Ребенок выполняет задания, результат которых важен для окружающих.
Формирование трудовой деятельности развивает волевые и нравственные стороны личности и подготавливает ребенка к будущей полезной деятельности.
Особенности трудовой деятельности дошкольника.
1) труд носит подражательный характер.
2) участие в трудовой деятельности носит игровой характер.
Дошкольники любят помогать взрослым. Вначале помощь носит символический характер, ребенок участвует в этой деятельности с удовольствием, и получает удовольствие от ощущения своей причастности к серьезному делу (зарождаются корни трудолюбия). При этой поддержке положительных эмоций уже в дошкольном возрасте можно создать положительное отношение к труду.
Влияние трудовой деятельности на психическое развитие ребенка.
Труд привлекает внимание детей разнообразным содержанием, что в свою очередь развивает его способности, создает возможность радоваться творчеству, вовлекает в определенные трудовые отношения и способствует приобщению ребенка к миру взрослых.
Трудовая деятельность в значительной степени является источником общего развития личности, где развивается устойчивость поведения, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности и стремление выполнять ту или иную работу.
Трудовая деятельность формирует социально- психологическую готовность к труду, которая состоит из следующих компонентов:
- мотивационный (направленность на результат);
- когнитивный (развивающий);
- эмоционально-волевой.
Труд развивает все психические качества детей, в том числе помогает выработать наблюдательность, образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение.
В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о тех или иных предметах.
Понимание возможности принести пользу другим формирует положительное отношение к труду и развивает трудолюбие.