Влияние глобальных процессов развития экономики и общества на менеджмент

Содержание

Введение            3
1. Роль глобальных процессов развития экономики и общества на
менеджмент микро и макроэкономики в мире      4
2. Влияние глобальных процессов развития экономики и общества на менеджмент микро и макроэкономики России      9
Заключение           18
Список литературы          19

Введение

Современная общественная наука обогатилась множеством новых теоретических подходов, помогающих объяснять отдельные   фрагменты социальной реальности. Между тем существует потребность в теории, раскрывающей общие закономерности общественного развития.
"Глобализация" определяется некоторыми специалистами как "растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия трансграничных перемещений товаров, услуг и международных потоков капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий". Из такого определения следует, что глобализация - не абсолютно новое явление, а закономерный результат интеграционных процессов, происходивших в течение всего ХХ столетия, с чем трудно не согласиться.
По нашему мнению, говоря о глобализации экономики как о процессе роста взаимосвязи и взаимозависимости экономических систем различных стран, прежде всего следует обращать внимание на взаимопроникновение товаров и технологий, а уже во вторую очередь - финансовых и информационных потоков. При этом в основе глобализации, на наш взгляд, лежит именно интеграция сферы материального производства, а не сферы финансового распределения (это, впрочем, не вызывает сомнения и для любых других экономических явлений: основа - это всегда реальный сектор, а сфера финансов лишь опосредует, обеспечивает возможность и непрерывность его функционирования). Международное разделение труда и интернационализация производства вызвали необходимость участия национальных экономик в мировой экономической системе, сначала просто посредством экономической интеграции, а сейчас - как части единой системы глобальной экономики.

1. Роль глобальных процессов развития экономики и общества на менеджмент микро и макроэкономики в мире

На современном этапе в связи с глобализацией процессов развития общества и экономики появляются новые подходы не только к практике управления микро и макро экономикой, но и к его теоретическому анализу.
В частности, в конце 80-х гг. в США начали использоваться понятия "геоэкономика" и "геофинансы". Под геоэкономикой понимается "наука, исследующая поведение государства в конкретной ситуации, разрабатывающая его экономическую стратегию и тактику для повышения конкурентоспособности национального хозяйства на международной арене". Геоэкономический подход опирается на идею межгосударственной конкуренции на различных рынках, его сторонники обосновывают необходимость именно государственной поддержки участия национальных производителей в глобальной конкуренции. Его противники, напротив, считают, что в экономически развитых странах для поддержания их товаров и услуг на внешних рынках государственное участие не требуется, что их конкурентоспособность и так достаточна. С последним трудно согласиться: мировое хозяйство на сегодняшний день требует вовлечения в международный экономический оборот ресурсов и продуктов не только из индустриально развитых стран, но и всех остальных тоже. А их участие в международных процессах не всегда возможно без поддержки государства. Все это позволяет нам признать целесообразность геоэкономического подхода не только для развитых стран, но и особенно для стран с переходной экономикой, в частности России [15, c. 9].
Интеграция может также исследоваться с позиции информационно-финансового подхода. При информационно-финансовом подходе выделяют ряд признаков интеграции, характерных для современного этапа развития экономики: информация приобрела стоимость и стала товаром, измеряемым денежным эквивалентом; произошла "дематериализация" денег, они оторвались от своего материального носителя, действуя в разнообразных формах "электронных" и расчетных денег, на передний план вышла именно их информационная сущность; возникли и быстро растут информационно-финансовые рынки, причем емкость этих рынков, функционирующих во всемирном масштабе, значительно перекрывает объемы товарных рынков; в структуре капитала быстро повышается удельный вес фиктивного капитала, выраженного не в деньгах, а в правах на получение дохода - акциях, облигациях и т.д.; компьютерные сети становятся всеобщими финансово-информационными коммуникациями, функционирующими во всемирном масштабе; растут нематериальные активы предприятий, включая информационные товары, в денежном выражении [15, c. 11].
Информатизация и повышение роли финансовых институтов, по мнению А. Мовсесяна, являются, определяющими чертами современного этапа экономического развития и приобретает общецивилизационные масштабы [5, c. 88]. На наш взгляд, можно в целом согласиться с таким мнением (разумеется, с поправкой на то, что при всей важности информационно-финансового сектора, не следует забывать, что основу экономического развития составляет все же производственная сфера). Более того, представляется возможным предположить, что именно информационно-финансовая интеграция создает дополнительные предпосылки объединения систем государственного регулирования. Только в рамках скоординированных межгосударственными институтами регулирующих действий возможно нормальное, устойчивое и стабильное развитие международной финансово-кредитной системы, имеющей в современных условиях важнейшее значение для экономического благополучия как национальной экономики, так и мирового хозяйства в целом.
С 1997 г. начали проявляться симптомы приближения третьего мирового экономического кризиса, и проявились они именно на финансовых рынках. Первые признаки кризиса почувствовали страны Юго-Восточной Азии, сюда же следует отнести падение мировых цен на нефть летом 1998 года и события 17 августа 1998 г. в России. Их отметили различные специалисты, например, Дж. Сорос. Конечно, эти явления можно трактовать и просто как национальные или локальные межгосударственные экономические кризисы, но правильнее все же, воспринимать их как звенья в одной цепи нарастания мирового кризиса [12, c. 9].
Новый мировой кризис будет проходить уже в условиях глобальной экономики. После него начнется новый этап развития системы государственного регулирования экономики - этап глобального межгосударственного регулирования [8, c. 89].
Однако не все экономисты признают неизбежность мирового кризиса, некоторыми аналитиками, напротив, прогнозируется в ближайшее время незначительный экономический рост в большинстве стран мира (разумеется, за исключением России). В частности, в ежегодном экономическом прогнозе МВФ было заявлено, что в 2000 году рост мировой экономики может достичь 3,5 %, несмотря на не слишком благоприятные перспективы ряда стран, в том числе Западной Европы и Японии, в связи с чем многие уже поспешили заявить, что опасность глобального экономического кризиса миновала. Сложно сказать, являются ли такие прогнозы достаточно обоснованными, или такие заявления носят сугубо популистский характер, или делая их, МВФ преследует свои конъюнктурные цели, в частности во взаимоотношениях с Россией и другими экономически неблагополучными странами.
С такими заявлениями трудно согласиться. Мировой экономический кризис в условиях глобальной экономики неизбежен, так как причины, способные его вызвать, не только не устранены, но и все больше накапливаются. Это отмечено не только нами, но и многими западными специалистами. В частности, по мнению американского финансиста Дж.Сороса (посвятившего несколько работ проблемам глобальной экономики и одновременно проводящего практические "эксперименты" на международных финансовых рынках), основные недостатки современной глобальной капиталистической системы, подразделяются на пять групп: неравномерное распределение благ, нестабильность финансовой системы, надвигающаяся угроза глобальных монополий и олигархий, неоднозначная роль государства, проблемы ценностей и социального согласия.
Естественно, всему этому невозможно противостоять силами одного только чисто рыночного саморегулирования, которое не гарантирует решения глобальных социально-экономических проблем современного общества, в том числе таких, на наш взгляд, важнейших как необходимость обеспечения всех участников экономики "общественными благами" (системой национальной и мировой безопасности, сетями коммуникаций (связь, энергетика и т.п.), образования, здравоохранения (минимально необходимого уровня) и т.п.); преодоления циклических колебаний экономического роста и экономических кризисов; нормального функционирования денежного обращения и финансовых рынков, борьбы с инфляцией; поддержания необходимого состояния конкуренции (в том числе международной) и сдерживания монополизма; перераспределения доходов граждан в соответствии с целями демократического общества; оптимального воспроизводства рабочей силы, занятости населения, обеспечения нетрудоспособных и безработных; поддержки фундаментальной науки, стимулирования НТП и повышения уровня технологического развития; финансирования экологических мероприятий и контроля за рациональным использованием невосполнимых природных ресурсов [13, c. 11].
"Государство в развитой рыночной системе призвано обеспечивать институционально-правовую структуру экономики и восполнять так называемые "провалы рынка", и глобализация, на наш взгляд, эту необходимость только усиливает. Поэтому без адекватного участия государства мировая экономическая система будет предрасположена к новому мировому кризису.
Другое дело, что при современном уровне развития методов государственного регулирования, государство способно и обязано максимально сгладить течение такого кризиса, сделать его менее острым, максимально нейтрализовать его последствия для национальной экономики отдельных стран, и преодолев кризис, дать толчок для будущего экономического роста. Поэтому, говоря о регулировании глобальной экономики, следует заметить, что оно должно служить инструментом обеспечения баланса интересов не только всех участников национальных рыночных экономик, но и баланса интересов всех стран.
Наиболее ярко и последовательно международная интеграция государственного регулирования экономических процессов проявилась в странах Европейского Союза (ЕС). Здесь в настоящее время сформировался не имеющий аналогов в мире механизм регулирования хозяйственной жизни, основанный на наднациональном вмешательстве в социально-экономические процессы. Поскольку экономическая жизнь этих стран строится теперь в рамках единого внутреннего рынка, для них особенно важно, во-первых, проведение единой политики в области регулирования экономической деятельности, и во-вторых, приведение к единообразию (унификации) национальных систем регулирования, гармонизации законодательств и принятия единых стандартов регулирования. Правила регулирования предпринимательской деятельности, утвержденные в ЕС распространяются и на иностранных, в том числе российских, предпринимателей, выступающих на рынке 15 европейских стран в качестве экспортеров товаров и капитала [9, c. 83].
Это регулирование направлено на создание для европейских компаний в рамках ЕС таких условий, которые способствуют повышению эффективности их деятельности, т.е. создание правовой инфраструктуры, условий сбыта, экспорта, конкуренции, налаживания межфирменного сотрудничества, проведение единой валютно-финансовой, торговой и налоговой политики. Основной конечной целью этого регулирования является формирование гибкой системы, максимально обеспечивающей эффективность предпринимательства и способствующей соблюдению баланса экономических интересов всех участников международных экономических отношений.

2. Влияние глобальных процессов развития экономики и общества на менеджмент микро и макроэкономики России

В настоящее время человечество находится накануне нового этапа своего развития. Современная история развития передовых государств прошла две стадии - промышленно-индустриальную и информационно-технологическую. Третья стадия (этап) развития человеческой цивилизации, которая естественным образом вытекает из стадии информационно-технологической и которая, вероятно, будет определять специфику развития передовых государств-лидеров глобализации, может быть названа интеллектуально-духовной стадией.
На индустриальной стадии основным показателем уровня развития экономики государств выступали отрасли машиностроения, а в более широком контексте - промышленные отрасли, а основным социальным слоем выступал промышленный пролетариат и собственники средств производства. Этот этап охватывает вторую половину ХIХ века и первые три четверти ХХ века [9, c. 84].
Информационно-технологический этап, который начался в последнюю четверть ХХ века, стал периодом бурного развития наукоемких технологий, прежде всего информатики и связи. На этой стадии в развитых странах стоимость информационных ресурсов и средств связи уже в 80-ые годы прошлого века превзошла стоимость отраслей ТЭКа и машиностроения, а уровень развития этих отраслей стал определять уровень развития государства, его институтов, степень его влияния в мире и состояние общества. Во многом именно этим объясняется успех нынешних стран - лидеров глобализации.
На информационной стадии развития произошли и радикальные изменения в социальной структуре общества - уже в 70-ые годы численность слоя лиц, занятых интеллектуальным трудом превзошла численность промышленных и сельскохозяйственных рабочих.
Развитие этих процессов привело к тому, что в начале ХХI века развитые государства - лидеры глобализации фактически стали информационным обществом, а их экономика превратилась преимущественно в экономику знаний. Полагаю, что есть все основания предположить, что продолжение этих тенденций развития информационного общества приведет в ближайшие 10-20 лет к созданию общества и экономики, состояние которых будет определяться уже степенью развития интеллектуального и духовного потенциала. Это уже не только и даже не стоько информация и скорость ее обработки и передачи. Это новое качество знания, его роли в жизни общества. Его отличительными чертами, на мой взгляд, станут следующие:
Масштабы национального богатства, объем ВВП страны, структура экономики, внешнеторговый баланс и прочие макроэкономические показатели будут в решающей степени определяться интеллектуальным, культурным и духовным потенциалом нации, как суммы объединенных потенциалов личностей. Природные ресурсы, промышленные и аграрные сектора экономики, накопленные золотовалютные резервы и пр. составляющие будут представлять постоянно уменьшающуюся, все менее значительную часть национального богатства, которая к 2020 году может составлять менее 20 процентов всего национального богатства развитых стран. Иными словами интеллектуально-духовная составляющая станет решающей в общем объеме национального богатства [6, c. 211].
Ключевой производительной силой станет потенциал личности отдельного человека, который, в свою очередь, как известно, состоит из следующих потенциалов:
- информационно-интеллектуального (научного, образовательного, информационного, коммуникативного и т.д.);
- физического (социальных, экономических, демократических и т.д.);
- психического;
- духовного.
Соответственно развитие потенциала личности будет зависеть от того насколько динамичного будут развиваться все его составляющие. Если о социально-экономическом и интеллектуальном потенциалах сегодня говорится уже немало, то о других потенциалах, в данном случае особенно психическом и духовном, - в лучшем случае вскользь. Между тем - и я хотела бы на это обратить особое внимание - совокупный потенциал личности не просто арифметическое сложение его составляющих: между ними существует сложная взаимозависимость и взаимодополняемость.
На новой стадии развития потенциал личности будет определяться духовными и психическими составляющими - ни физический, ни интеллектуальный потенциалы не смогут уже развиваться в отрыве от духовно-психологических. В самом деле, о развитии какого интеллекта можно говорить, когда физический потенциал среднего гражданина России находится уже не в критическом, а катастрофическом состоянии. Огромное количество заболеваний, смертей, несчастных случаев привели к тому, что продолжительность жизни мужчин в России составляет менее 60 лет (при том, что этот показатель в основном находится под влиянием потерь мужчин самого трудоспособного возраста).
Практически в системе приоритетов государства и общества не учитывается психический и духовный потенциалы личности. Но именно в этих областях ожидаются наиболее глубокие «прорывы». Мы опять опаздываем. Пока что эти потенциалы используются на единицы процентов, но их сознательное и целенаправленное развитие станет, на мой взгляд, решающим фактором политического и экономического развития государств [6, c. 212].
Очень важно критически определить место России, а именно, на какой стадии развития находится наша страна по сравнению со странами-лидерами глобализации. К сожалению, сегодня можно говорить о том, что Россия находится только на индустриальной стадии, готовясь к переходу к информационно-технологическому этапу. Даже с точки зрения постановки задач (которое, заметим встречает нешуточное сопротивление), мы говорим об удвоении ВВП, т.е. количественных показателей индустриально-аграрной экономики. Проблемы структурной перестройки, перехода к экономике знаний пока что еще только обсуждаются. Количественно это может выражаться, например, в таком показателе, как количество постоянных пользователей интеренетом. В России это число не превышает 8%, в то время, как в странах-лидерах глобализации все граждане не только стали пользователями, но и стремительно развивают новые формы экономической и социальной жизни.
Таким образом, если развитие страны завершают информационно-технологическую стадию развития, то Россия еще только приближается к ней. Отставание, надо полагать, составляет 10-15 лет.
Для того, чтобы вернуться в число лидеров, России предстоит разработать стратегию своего развития на интеллектуальном этапе существования человеческой цивилизации, предусматривающую принципиальный пересмотр существующей политики. Прежде всего необходимо посмотреть «за горизонт», увидеть особенности перехода информационно-технологической стадии развития в интеллектуально-духовную и скорректировать приоритеты, а, главное, темпы развития страны. Я исхожу из того простого факта, что последовательно продвигаясь к информационному обществу (пока, что, в действительности, только восстанавливая порученное на индустриальном этапе) Россия, при нынешних темпах развития 6,5- 7% ВВП в год, сможет по количественным, индустриальным показателям догнать аутсайдеров группы передовых государств лет через 15-20. За это время государства - лидеры глобализации не только окончательно пройдут информационно-технологический этап развития, но и перейдут на качественно новый виток - интеллектуально-духовный [5, c. 149].
Именно поэтому сегодня необходимо в возможно короткие сроки пересмотреть основные цели и приоритеты развития страны. Так, например, сегодня основные критерии развития выражаются в макроэкономических показателях: темпы роста ВВП страны (хотя, точнее, было бы душевого ВВП, величина инфляции, темпы промышленного роста, структура и объем внешней торговли, дефицит / профицит бюджета и т.д., которые на новой стадии развития могут быть лишь вспомогательными, дополнительными критериями.
Если мы соглашаемся с выводом о том, что главной целью развития государства, общества, экономики и пр. является человеческая личность, то и критерии должны быть выбраны соответствующие.
Относительно удачен в этой связи пример экспертов ООН, разработавших индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который включает в себя величину дохода, уровень образования и демографический показатель. С учетом российской специфики и ведущих реалий этот индекс мог бы быть дополнен другими критериями, определяющими величину отдельных составляющих человеческого потенциала. Соответственно результат деятельности власти, эффективность работы тех или иных ведомств, определялись бы конечным результатом. Так, если бы в результате работы власти в России страна по ИРЧП перешла бы с 60-го на 50-е место среди других государств, то можно было бы говорить о положительной динамике (хотя задача должна стоять войти, как минимум, в число 20-и стран-лидеров через 7-10 лет) в работе правительства. Соответственно для МВФ главный показатель был бы не количество преступлений и их раскрытие, а их сокращение, увеличение в конечном счете продолжительности жизни, защита и обеспечение прав личности и т.д. [5, c. 150]
Иными словами необходимо заменить бюрократические функции на программно-целевые, где всегда - будет то подготовка закона или принятие программы военной реформы - была бы видна главная цель и эффективность методов ее достижения - развитие потенциала человеческой личности.
Кстати, именно так, по сути и происходит в странах-лидерах глобализации, где количество алкоголиков, наркоманов, больших сердечно-сосудистыми заболеваниями сократилось на десятки процентов, а количество студентов и пользователей интернетом увеличилось в разы.
Решающее значение на информационно-технологическом этапе развития, а, особенно, на интеллектуально-духовном, будет иметь качество государственного управления, оперативность, профессионализм и адекватность принимаемых решений. На мой взгляд, для России эта проблема делится на следующие составляющие:
во-первых, стимулирование властью создания действенных институтов гражданского общества, в т.ч. повышение дееспособности политических партий, общественных организаций, творческих союзов - всех форм, развивающих социальный потенциал личности.
Кроме этого, огромное значение приобретает развитие действительно независимых СМИ, ветвей власти, особенно законодательной и судебной;
во-вторых, критическое значение для России приобретает развитие институтов местного самоуправления, превращения их в фактор экономического и социального катализатора развития экономики, общества и государства;
Наконец, в-третьих, развитие страны невозможно без сознательного формирования новой российской элиты, развития трех принципиальных качеств - профессионализма, ответственности, способности к стратегическому прогнозу и оценке последствий принимаемых решений.
Подтверждается общая тенденция роста значения гуманитарных наук, культуры и религии в жизни человечества в ХХI веке. Из описательных, даже идеологических инструментов общества наука и вера стремительно превращаются в фактор его развития. Более того, есть основания полагать, что при переходе к интеллектуально-духовному этапу развития ведущих государств, эти факторы станут не просто влиятельными, но решающими. Увеличение доли интеллектуального и духовного потенциала в совокупном национальном богатстве страны уже через 15-20 лет приведет к тому, что этот потенциал станет основным критерием развития общества [5, c. 152].
Этот фактор усиливается и через адекватный и своевременный анализ и прогноз, необходимый как политико-финансовой элите, так и усиливающему свое влияние на процесс принятия решений среднему классу, интеллигенции. Именно наука и вера на интеллектуально-духовной стадии способны в максимальной степени содействовать развитию психического и духовного потенциалов личности, увеличив таким образом совокупный потенциал общества и государства.
Сегодня эти факторы не используются сознательно. Достаточно сказать, что накопленный научный потенциал СССР оценивается в сотни миллиардов долларов. Даже с учетом потерь последних лет - это десятки миллиардов накопленных знаний и технологий. То же самое можно сказать и о фантастическом богатстве культурного и духовного потенциала нации. Нигде в мире нет такого культурного наследия, нигде в мире нет столько святых. Это надо, конечно же знать, но, главное, - научаться использовать на новом витке развития. Тогда это огромное богатство даст импульс развитию сильнее, чем многократное увеличение эксплуатации сырья и природных ресурсов страны.
Несколько десятилетий назад о росте возможностей знаний говорили ученые (В.И.Вернадский, например) и писатели (И.Ефремов). Представляется, что в начале этого десятилетия можно говорить уже о ясной тенденции роста гуманитарных знаний, стремительно набирающей силу. На наш взгляд, это произошло по двум основным причинам [6, c. 144].
Во-первых, в результате информационной революции, количество и качество эмпирической информации, доступной исследователям, выросло многократно, в сотни и тысячи раз, сделали ее по сути объективной, научной, деидеологизированной.
Во-вторых, произошли качественные изменения в методологиях и инструментарии гуманитарного исследования, превратившие, например, социологию в точную науку.
Вместе с тем можно предположить, что накопленные массивы информации, новые методики позволят перейти к качественно новому этапу обобщений, т.е. созданию новых научных направлений, наук, повышению их роли в политической и общественной жизни. Это может стать яркой специфической чертой интеллектуально-духовного этапа развития человечества.
Повышение роли гуманитарной науки и духовного потенциала (в ряде случаев можно говорить просто о нравственном потенциале) во многом может решить главную современную российскую проблему - низкое профессиональное и нравственное качество национальной элиты. Не секрет, что именно эта причина стала основной причиной многих бед, постигших СССР и Россию. Именно поэтому представляется, что качество политических и иных решений в ХХI веке будет во многом определяться уровнем развития и обеспечения гуманитарных наук.
В условиях перехода к новому состоянию общества и экономики, роста значения фактора эффективности руководства, особое значение приобретает научное предвидение и прогнозирование. Интерес к этой теме и ее актуальности будут расти как у правительств, так и у общественных организаций. Увеличится, безусловно, и количество, а главное - качество исследований, в том числе специальных, посвященных прогнозам и глобальным процессам. На наш взгляд, можно говорить о том, что в последнее десятилетие в области изучения глобальных процессов произошло, по меньшей мере, два качественных изменения:
Во-первых, глобалистика как наука, из области «гипотезы», предположения, догадки, допущения перешла в категорию «теории» (пусть еще не сформировавшейся, весьма спорной). Это означает, что стадия первоначального исследования, обобщения материала и первичного анализа, преимущественно политологами, переходит в стадию системного анализа и прогноза, в том числе с применением специальных методов, то есть качественно более высокую стадию исследования. Над этой темой начинают работать крупные научные коллективы, обеспеченные необходимыми ресурсами, выводы и рекомендации приобретают важнейшее практическое значение [4, c. 55].
Во-вторых, сегодня можно уверенно говорить об устойчивой тенденции роста теперь уже не только научного, но и общественного, а также государственного интереса к теме прогноза развития глобальных процессов, в особенности их последствий для человечества. Пока что этот интерес полностью не реализован, не используется. Он, скорее, существует в потенциале, когда отдельные творческие коллективы, в т.ч. и в министерствах, занимаются долгосрочным прогнозированием. Опыт крупных корпораций, которые сделали прогноз частью процесса принятия решений, пока что в России не применяется. Более того, отдельные научные и идеологические школы, в частности либеральная, отрицают важность и необходимость такой работы, что существенно затрудняет развитие экономической и социальной жизни в России.

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы сделать ряд выводов.
Глобальная экономика является столь же неустойчивой, как и национальная, следовательно, в условиях глобальной экономики потребность в государственном регулировании не исчезает. Напротив, его значение усиливается, а его методы совершенствуются. Поэтому, все положения об отказе от государственного вмешательства в экономику являются ошибочными, речь может идти лишь о переносе части функций на межгосударственный уровень и изменении методов регулирования
Глобалиазция зарождается в реальном секторе, однако наиболее остро она отражается на финансово-кредитной сфере. Последняя, кроме того, служит инструментарием межгосударственного регулирования глобальной экономики
Условия глобализации, через механизмы надгосударсвтенного регулирования, корректируются в пользу индустриально развитых стран. Страны - "аутсайдеры" глобализации имеют меньше возможности влиять на принятие регулирующих решений на межгосударственном уровне.
Помимо своей собственной цели - обеспечения межгосударственного баланса экономических интересов - межгосударственное регулирование реализует также те цели регулирования, которые ранее (до глобализации экономики) достигались на уровне национальных систем регулирования, однако в условиях глобальной экономики в рамках одной страны они зачастую могут быть невыполнимы. К ним относятся устранение "провалов рынка", сглаживание экономических кризисов и обеспечение устойчивого экономического роста, а также решение социальных задач.

Список литературы

1. Бойко Т. "Евро - "pro", евро - "kontrо" // Бизнес-адвокат. – 2002. - № 6. – С. 15 – 18.
2. Матросов В. МВФ: пессимистический прогноз для России // Интерфакс-Время. – 2007. - №12. – С. 13 - 17.
3. Международная экономика / Под ред. Овчинникова Г.П. – СПб.: Полиус, 2005.
4. Международные экономические отношения. Учебник / Под ред. Н.Н.Ливенцева. – М.: МГИМО, 2006.
5. Международные экономические отношения. Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: Юнити, 2008.
6. Миклашевская Н.А., А.В. Холопов. Международная экономика. – М.: Дело и сервис, 2000.
7. Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики // Экономист. – 2004. - №2. С. 18-28.
8. Мовсесян А. Информационно-финансовый подход к экономической интеграции // Вопросы экономики. 2006. - №7. – С. 87-96.
9. Обухов Н. Проблемы геоэкономики // Экономист. – 2007. - № 10. –С.  82 - 86.
10. Осадчая И.М. Государство в переходной экономике: между Левиафаном и анархией // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - №11. – С. 140 – 143.
11. Современная экономика: Многоуровневое учебное пособие / Под ред. О.Ю. Мамедова. – Ростов-на-Дону, 2008.
12. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. – М.: Инфра-М, 2002.
13. Сорос Дж. Будущее капиталистической системы зависит от упрочения глобального открытого общества // Финансовые известия. – 2001. - №2. – С. 11 – 17.
14. Шишков Ю. Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // Российский экономический журнал. – 2008. - №9-10.
15. Якобсон В.М. Мировое хозяйство. – М.: Юнити, 2008.

(21.2 KiB, 27 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!