Виды политической преступности
Немецкий криминолог Г. И. Шнайдер различает следующие виды политической преступности:
1. Антигосударственная (антиполитическая) преступность.
Преступления, которые направлены против государства и наносят ему вред, квалифицируются в Уголовном кодексе как имеющие особенные признаки состава преступления. Речь идет, скажем, о заговорах, о похищении главы государства или членов правительства, о шпионаже и саботаже.
Классическим деликтом против государства всегда было покушение на жизнь тех, кто стоит во главе государства или занимает в нем видное положение. Такие покушения чаще всего направлены против тех, кто особенно заметен в социальном плане, причем нередко это те, кому свойственна притягательная сила, покушающиеся видят перед собой не человека, а символ отвергаемого ими пути политического развития. Поэтому за счет покушения они пытаются повлиять на ход политического процесса (Индира Ганди, Беназир Бхудто).
2. Политические преступления, связанные со злоупотреблениями властными полномочиями, т. е. преступления, совершаемые властвующими политиками.
1) Преступные деяния, совершаемые правящей группировкой, создавшей преступную политическую систему, нарушающие конституционные права граждан и права человека. В тоталитарных государствах, например, политические инакомыслящие изгоняются из страны или заключаются на долгий срок в тюрьмы, в следственные изоляторы. Политических противников также уничтожают в концентрационных лагерях. Необязательно, чтобы преступления по политическим мотивам осуществлялись непосредственно теми, кто их замыслил. Огромную роль в политической преступности играют «преступники за письменным столом» и преступники, стоящие за спиной у других преступников. Достаточно вспомнить Адольфа Эйхмана, который в годы существования нацистского государства насилия организовал геноцид против миллионов евреев и руководил им, не выходя из-за письменного стола.
Под тоталитарными, как правило, подразумеваются те политические режимы, которые существовали до конца второй мировой войны в Германии и Италии, а также вплоть до последнего времени в СССР и странах Восточной Европы, Китае и ряде других стран третьего мира. Нацистские лагеря смерти и советский ГУЛАГ составляют сущностную характеристику тоталитаризма. Отличительная особенность тоталитарного режима состоит в том, что здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневный инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны.
В Германии за годы фашизма и, особенно в период войны, в концлагерях были замучены 11 миллионов людей других стран и народов. Немецкие фашисты применяли самые страшные, самые изуверские методы истребления: бесчеловечные пытки, газовые камеры, массовые расстрелы, садистские опыты над живыми людьми. Сжигали вместе с жителями целые деревни, зверски истребляли военнопленных, уничтожали людей голодом, холодом и непосильным трудом, сооружали фабрики смерти.
По подсчетам отечественных специалистов, за годы сталинского правления было уничтожено около 30 миллионов человек. В период коммунистического тоталитаризма наша страна была превращена в огромный концлагерь: к началу войны, по данным В. Н. Земскова, число заключенных в лагерях и колониях ГУЛАГа составило 2,3 миллиона человек, в сентябре 1948 года – 2 258 957 человек, т. е. численность их оставалась стабильной.
За годы гражданской войны в Китае погибли 1,5 миллиона человек, а после захвата власти Мао Цзедуном – 2 миллиона в период «большого скачка» и «народных коммун», 1 миллион – в период кампании против национальных меньшинств, 500 тысяч во время «культурной революции», 15 миллионов были уничтожены в «школах перевоспитания». Ярким примером взрыва деспотизма являются трагические события в Кампучии. В 1975 году к власти там пришли кхмерские коммунисты во главе с Пол Потом и Йенгом Сари, которые за пять лет уничтожили около трех миллионов (из восьми) своих соотечественников, в первую очередь интеллигенцию.
2) Преступные деяния, совершаемые правящей группировкой в рамках демократической системы правового государства, направленные либо против собственно государства и его граждан, либо против иностранных государств и их граждан. Например, какое-то правительственное ведомство может быть использовано в личных корыстных целях (взяточничество, сокрытие налогов и т. п.). Далее, тайные службы, призванные защищать государство, могут быть использованы для того, чтобы следить за внутриполитическими противниками режима и чинить им помехи в процессе политической конкуренции. Наконец, в качестве орудия против политических соперников применяется система уголовной юстиции, допускающая планирование таких действий, которые позволяют опережать действия внутренних противников в политическом соревновании, например, во время выборов.
Основные причины антигосударственной преступности:
- информационно-идеологическое воздействие на личность извне. Данная причина является наиболее распространенной по категории особо опасных антигосударственных преступлений. По обобщенным данным, на ее долю приходится 85 % от общего объема других факторов;
- неудовлетворенность личности сложившимися обстоятельствами жизни. Удельный вес данного фактора составляет 27 %;
- несогласие с официально проводимой политикой правительства в целом либо по отдельным вопросам (19 %);
- обида на органы власти (12 %). Проведенные социологические исследования показывают, что обида выступает субъективным причинным фактором в сочетании с другими причинами, когда глубоко укоренившиеся в сознании лица представления о несправедливости либо жестокости, проявленных по отношению к нему или родственникам и близким со стороны властей, систематически подогреваются информационно-идеологическим путем;
- гипертрофированное понимание и неправильное толкование недостатков (11 %);
- влияние недостатков в управленческой сфере. Ошибочные (а в общественном и групповом сознании они нередко воспринимаются как умышленно неверные) управленческие решения и отрицательное поведение ответственных должностных лиц воспринимаются зачастую как недостатки политической системы и общественного строя в целом. На воспроизводство данного причинного фактора влияют имеющие место в эшелонах власти факты взяточничества, коррупции, обмана граждан, грубых нарушений законности, формализма в отношении к делу, угодничества и т. п.;
- иные факторы. Они чаще фигурируют при совершении измены Родине (25 %), террористических актов и диверсий (13 %).
Злоупотребление властью. В течение более 200 лет своей истории криминология исходила из того, что все, что делается правительством и от имени государства для подавления преступности, является правильным и законным. Однако то, что созданные государством органы контроля за преступностью сами требуют контроля, стало криминологическим открытием только в последнее время.
Политиков, которые злоупотребляют данной им правовым государством временной властью, можно определить по трем характерным признакам. Они:
- совершают правонарушения «во имя права и закона», используя свои полномочия в преступных целях. Именно поэтому так трудно выявить злоупотребления политической властью и пресечь их;
- используют общественное мнение, которое всегда доверяет ответственным политикам, поскольку иначе государство оказывается просто неуправляемым. Господствует мнение, что государство и его учреждения должны действовать только легально и иметь уголовную защиту;
- нередко используют ради своих преступных целей государственный аппарат, предназначенный для борьбы с преступностью. Есть немало способов низводить политических инакомыслящих в глазах общественности до положения преступников. Так, политически нежелательных людей часто превращают в подозреваемых в совершении общеопасных преступлений, на них даже заводят уголовные дела. Некоторые политики используют тайные службы, чтобы собрать на неугодных компрометирующие материалы, как-то спровоцировать их на уголовно наказуемые деяния.
В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие формы преступного поведения. Самыми опасными «функциональными», или «профессиональными» формами их преступного поведения, являются государственный террор (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.