Виды и принципы стратегического управления

План

Введение            3
1. Виды и принципы стратегического управления     4
2. Анализ сильных и слабых сторон на примере конкретного предприятия 9
Заключение           15
Список литературы          16

Введение

До середины XX столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.
В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми путем экстраполяции. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.
В I960 - 1970-е гг. общий темп развития ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое исходило из будущих возможностей. Планирование стало осуществляться от будущего к настоящему на основе мнений экспертов и сложных математических моделей.
С начала 1970-х гг. изменения во внешней среде стали протекать столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. В дополнение к ним стали составляться стратегические программы, позволяющие оперативно учитывать эти изменения в текущих решениях.
В стратегиях отражаются: прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задачи и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
Научный анализ феномена стратегического управления немыслим в отрыве от теоретического багажа, методологических наработок и практического опыта, накопленных в последние десятилетия за рубежом.

1. Виды и принципы стратегического управления

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей [2].
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
«Проблемы стратегического управления чаще всего возникают в результате действия многочисленных внешних факторов. Поэтому, чтобы не ошибиться в выборе стратегии, важно определить, какие экономические, политические, научно-технические, социальные и другие факторы оказывают влияние на будущее организации».
Стратегическое управление делится на стратегическое планирование, т.е. периодическую, запланированную реакцию фирмы на изменения внутри фирмы и в окружающей среде (управление на основе предвидения изменений) и на управление на основе гибких экстренных решений, которое применяется в тех ситуациях, когда управленческие решения необходимо принимать срочно и ожидание нового периода планирования невозможно.
Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов:
• стратегическое планирование;
• управление посредством выбора стратегических позиций.
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления:
• управление путем ранжирования стратегических задач;
• управление в условии слабых сигналов;
• управление в условиях стратегических неожиданностей [4].
Управление стратегическими задачами (стратегическое управление на основе гибких экстренных решений) состоит в том, чтобы заполнить пробел в регулярно осуществляемом планировании, а не в том, чтобы подменить собой это планирование. Задача этих двух систем взаимно дополнять друг друга: периодическое планирование предназначено для того, чтобы определять новые направления деятельности предприятия и обеспечивать согласованность действий различных подразделений. Управление стратегическими задачами предназначено для случаев отклонений от этих направлений, которые могут возникнуть в результате появления новых возможностей и влияния сильных (слабых) сторон деятельности фирмы.
Управление стратегическими задачами происходит в цикле годового планирования, где их включают во всеобъемлющее внутрифирменное планирование. Результатами планирования являются: a) комплекс оперативных программ и смет по текущей деятельности фирмы, направленный на выполнение ближайших задач, и b) ряд стратегических задач, представленных в виде программ изменений.
Выбор того или иного вида управления зависит от уровня нестабильности внешней среды, т.е. от количества времени, отведенного фирме для принятия решения. Каждый вид управления применяется при конкретном уровне нестабильности.

Уровень нестабильности вид управления
1. Стабильность Управление на основе инструкций
2. Реактивность Реактивное управление
3. Предвидение Долгосрочное планирование
4. Исследование Управление на основе предвидения изменений
5. Творчество Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений

В современных условиях уровень нестабильности очень высок, поэтому все чаще в компаниях применяется управление 4 и 5. Уровень нестабильности зависит от отрасли, в которой хозяйствует компания, от экономических и политических факторов, влияющих на бизнес [4].
По сути, выбор метода стратегического управления осуществляется в зависимости от уровня нестабильности. Все развитие стратегического управления шло по пути усложнения методов управления, которые должны были учитывать происходящие изменения и все более высокий уровень нестабильности, который требовал более эффективного управления.
Таким образом, каждый вид стратегического управления целесообразно применять при определенном значении уровня нестабильности, который существует вокруг данной компании.

Уровень нестабильности вид стратегического управления
3,0-3,5 стратегическое планирование
3,5-4,0 управление посредством выбора стратегических позиций
4,0-4,25 управление путем ранжирования стратегических задач
4,25-4,75 управление в условии слабых сигналов
4,75-5,0 управление в условиях стратегических неожиданностей

Чем выше уровень нестабильности, тем сложнее управление и больше усилий необходимо затрачивать для перехода на такой вид управления.
В практике стратегического менеджмента выделяются различные принципы стратегического управления, приведу лишь одну классификацию. Б.Симионова выделяет следующие принципы:
Откpытocть
• Рaccмoтpeниe миpa кaк oбщeгo для вcex мecтa cнaбжeния, пpoизвoдcтвa и тopгoвли (тaк нaзывaeмaя глoбaлизaция пoвeдeния пpeдпpиятий).
• Пpизнaниe тoгo, чтo caмыми эффeктивными являютcя нeпocpeдcтвeнныe, нeфopмaлизoвaнныe кoнтaкты (т'aк нaзывaeмoe «пpeдпpиятиe бeз двepeй»).
• Пoдчepкивaниe тoгo, чтo взaимнoe дoвepиe дacт лyчший peзyльтaт, чeм caмыe эффeктивныe opгaнизaциoнныe cиcтeмы.
Кoмплeкcный пoдxoд
• Рeшeниe пpoблeм, a нe тoлькo выпoлнeниe фyнкций.
• Отнoшeниe к opгaнизaции кaк к чacти oкpyжaющeй cpeды, кoтopaя пpeдcтaвляeт для opгaнизaции coвoкyпнocть шaнcoв и yгpoз и oпpeдeляeт ee дocтижeния.
• Пpизнaниe тoгo, чтo для paзвития opгaнизaции cтoль жe вaжнo дocтижeниe экoнoмичecкиx ycпexoв, cкoль и paзвитиe людeй.
Оpиeнтaция нa бyдyщee
• Упpaвлeниe, кoтopoe oпиpaeтcя нa мыcлeннyю кapтинy бyдyщeгo дaннoй opгaнизaции, дaжe yдaлeннoю пo вpeмeни.
• Рeшeниe ceгoдняшниx пpoблeм c тoчки зpeния бyдyщeгo.
• Пpизнaниe тoгo, чтo пpoгpecc кaк выpaжeниe paзвития opгaнизaции гopaздo бoлee вaжeн, чeм пpocтo выживaниe.
Твopчecкий, coзидaтeльный пoдxoд
• Пoлнoe эффeктивнoe иcпoльзoвaниe чeлoвeчecкиx знaний гopaздo вaжнee, чeм иcпoльзoвaниe мaтepиaльныx pecypcoв.
• Сoблюдeниe пpинципa «Жaждyщий нoвыx вeщeй» вceми и вeздe.
• Пoиcк и пoддepжкa лидepoв.
• Рaзвитиe y людeй чyвcтвa нeoбxoдимocти дocтижeний и caмoyтвepждeния в paбoтe.
Оpиeнтaция нa peзyльтaты
• Зapaбaтывaть бoгaтcтвo тpyдoм, a нe пoлyчaть eгo пyтeм pacшиpeния фopмaльныx пoлнoмoчий и кoмпeтeнции.
• Пpинятиe в кaчecтвe ocнoвнoгo кpитepия oцeнки дocтигaeмыx peзyльтaтoв, a нe выпoлняeмыx фyнкций, имeющиxcя диплoмoв или xapaктepныx чepт личнocти.
• Упop нa дeйcтвиe: «Сдeлaй этo», «Пoпpoбyй этo».
Сoвмecтнaя дeятeльнocть
• «Мы ищeм пapтнepoв» вмecтo зaкoнa джyнглeй и дeйcтвий в oдинoчкy.
• Пoиcк кoнceнcyca (coглacия), вeдeниe пepeгoвopoв. Оpиeнтиpoвaниe opгaнизaциoнныx фopм, пpoцeдyp и мeтoдoв нa coвмecтнyю дeятeльнocть, a нe нa oбecпeчeниe дoминиpoвaния или нa зaщитy зaнимaeмыx пoзиций.

2. Анализ сильных и слабых сторон на примере конкретного предприятия

Научно-техническая производственная фирма «Инси» осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:
• Разработка технологий в области полимеров;
• Проектирование и изготовление нестандартного оконного оборудования;
• Производство и установка пластиковых окон (ПВХ).
Предприятие основано в 1992 году в городе Магнитогорске Челябинской области. За время работы предприятием выполнен значительный объем работ по оснащению цеха современным высокотехнологичным оборудованием Сотрудниками предприятия получено более 50 охранных документов на получение патентов и полезных моделей. Предприятие находится в г. Магнитогорске по адресу ул. Кирова, д. 62.
Общество обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, действует на основе полной хозяйственной самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости.
Общество имеет расчетный счет, печать, штампы и бланки со своим наименованием, фирменный знак.
Численность персонала предприятия составляет 74 человека.
Все техпроцессы и выпускаемая продукция защищены собственными авторскими свидетельствами. ОАО «Инси» сертифицированы в системе ГОСТ Р на соответствие требованиям ИСО 9001 в 2005 г.
Продукция находит широкий спрос на внутреннем и внешнем рынке, однако по основным продуктам "Инси" подвергается конкуренции с разных сторон. Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия.
Сильная сторона фирмы заключается в ее продукции. В наших климатических и географических условиях значение приобретают такие характеристики пластиковых окон, как тепло- и звукоизоляция.
Продукция фирмы соответствует мировым стандартам и ее особенности можно представить по следующим категориям:
1.ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Значительно превышает предполагаемый срок службы окон из всех других традиционных материалов (алюминий, ПВХ, дерево, сталь). Стеклокомпозит не ржавеет, не гниет, не изменяет цвет, на нем не образуются раковины, и он не становится хрупким.
2.ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Стеклокомпозитные окна и двери получили наивысшую оценку энергетической эффективности среди 1300 подобных изделий из дерева, ПВХ, алюминий более чем 100 производителей США и Канады.
3.КОНСТРУКЦИОННАЯ ПРОЧНОСТЬ
Хорошо известная прочность стеклокомпозита (в 9 раз выше, чем у ПВХ и 2-4 раза выше, чем у алюминия ) позволяет увеличить площадь стекла и обеспечивает надежную работу.
4.СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТРУКЦИИ
Стеклокомпозит, будучи изготовлен, в основном, из стекла, имеет такое же термическое расширение и сжатие. Поэтому он не будет вызывать напряжений в уплотнениях остекления и по периметру, не будет вызывать деформаций рамных, витражных и дверных конструкций.
5. КРАСКИ, НЕ ТРЕБУЮЩИЕ УХОДА
Прекрасные заводские цветные покрытия, прошедшие обширные испытания, обеспечивают эксплуатацию без ухода, но позволяют при желании поменять цвет в дальнейшем.
6. АКУСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Стеклокомпозитные окна обеспечивают превосходную звуконепроницаемость.
7. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА
Стеклокомпозитные окна удовлетворяют всем требованиям мировых стандартов.
8. ГИБКОСТЬ
Стеклокомпозитные окна проектируются в системе декоративного компьютерного оформления, обеспечивают широкий выбор комбинаций, изготавливаются на заказ.
9. ЭСТЕТИКА
Изящные, привлекательные профили и светлые окна обеспечивают превосходный внешний вид конструкции.
10. ЦЕНА
В результате комплекса мероприятий достигнута основная цель производства высокое качество и высокие эксплутационные свойства при конкурентно-способной цене.
Сильной стороной является также и то, что фирма "Инси" предлагает различные типы окон от самых простых до самых сложных. Самые простые это так называемые "базисы", а самые сложные - различная компоновка "базисов". Ассортимент окон разнообразен, изделия выполняются в разнообразных стилях и цветовой гамме.
В условиях уральских зим с постоянно меняющейся влажностью не всякое остекление будет полноценно справляться с морозами и конденсатом. Каждый, кто до сих пор имеет обычное стекло, сталкивается с намерзанием льда внутри него. Не говоря уже о том, что такое промерзание, ведет к значительному проникновению холода в помещение. Часть проблем связанных с энергоснабжением решается применением ПВХ-профилей, но наибольший эффект дает использование стеклопакета. И не просто стеклопакета, а двухкамерного, опять же в связи с нашей климатической зоной.
Сейчас в пластиковых окнах почти не применяется обычное стекло, ему на смену пришло полированное высшего качества. В отдельных случаях может быть установлено цветное или безопасное (ударопрочное), а также низкоэмиссионное (теплосберегающее).
Преимуществами товаров являются:
1.ВСЕ ВИДЫ ОПЛАТЫ.
Наряду с оплатой наличными деньгами фирма предлагает другие формы оплаты. Так, например, возможна оплата по взаимозачету, оплата всеми видами пластиковых карт, имеющихся в хождении в РФ.
2.СКИДКИ.
Скидки действуют от величины заказа, если заказывают более 10 кв.м. любого окна, то скидка составляет-5-7%.
3.ГАРАНТИЯ.
Если в течение 1 года обнаруживается какой-либо дефект окна, то фирма исправляет его.
4.ДОСТАВКА  И  МОНТАЖ.
Стоимость доставки и монтажа входит в стоимость окна.
5.К каждому окну прилагается инструкция, в которой указывается порядок работы с окном.
6.ШЕФСТВО.
Фирма берет шефство над своими окнами после окончания гарантийного срока.
7.СРОКИ  ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
Сроки изготовления зависят от сложности окна,в среднем они составляют 2-4 дня после заказа.
Не трудно заметить, что окна от «Инси» подходят по своим параметрам в основном коммерческим организациям, частным лицам, небольшим магазинам. Фирма поставила ставку на качество и надежность товара, поэтому цена товара играет не очень важную роль.

Слабые стороны Сильные стороны
• Трудоемкость в установке.
• Более хрупкие чем, например деревянные или аллюминиевые окна.
• Опасны в экстремальной ситуации – пожар.
• Создают парниковый эффект в квартире.
• Электростатичны.
• Как альтернатива пластиковым окнам существуют аллюминивые и деревянные окна. • Повышение криминогенной обстановки.
• Строительство новых комфортабельных домов.
• Именно для нашего города существует потребность в защите от шума, пыли, грязи.
• Навсегда прогнать сквозняки.
• Регулярно экономить на всевозможных электронагревательных приборах.

• Высокая цена для потребителей.
• Зависимость от $.
• нижение платежеспособности некоторых заказчиков. • Существуют поставщики с наименьшими оптовыми ценами (на комплектующие).
• В городе достаточно большая прослойка населения со средним и высоким доходом.
• На вывеске перед входом в офис отсутствует график работы офиса. • Рядом находятся офисы фирм, магазины, банк, что привлекает потенциальных покупателей.
• Ухудшение окружающей среды в городе
• Отсутствие выставочной витрины.
• Отсутствие прайс-листов.
• Конкуренты проводят рекламные кампании по тем же каналам.
• Критику вызывает реклама в газетах. • Существует множество рекламных контор по изготовлению наружной рекламы.

Рынок пластиковых окон на данный момент является сформировавшимся рынком. Сейчас фирма «Инси» одна производит окна сложной конфигурации, в очень короткие сроки, но это не дает возможности устанавливать невероятно высокие цены, поскольку на рынке есть дешевые аналоги продукции, да и возможности потенциальных клиентов не безграничны.
Цена на товар включает в себя стоимость всех затрат (производственных, транспортных и так далее) и прибыль фирмы. В данный момент ценовая политика фирмы – это скользящая падающая цена, которая постепенно снижается по мере насыщения рынка. Если рассматривать длительный период времени, то планируется занять более прочную позицию на рынке (расширение рынка сбыта), при стабилизации ситуации в  стране возможен  пересмотр ценовой политики  в направлении установления эластичных или заниженных относительно конкурентов цен.

Заключение

Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Управление на основе предвидения изменений может быть двух видов: стратегическое планирование; управление посредством выбора стратегических позиций.
Стратегическое управление на основе гибких экстренных решений подразделяется на следующие виды управления: управление путем ранжирования стратегических задач; управление в условии слабых сигналов; управление в условиях стратегических неожиданностей.
В практике стратегического менеджмента выделяются различные принципы стратегического управления, в работе приведена лишь одна классификация. Б.Симионова выделяет следующие принципы: откpытocть, кoмплeкcный пoдxoд, оpиeнтaция нa бyдyщee, твopчecкий, coзидaтeльный пoдxoд, оpиeнтaция нa peзyльтaты, сoвмecтнaя дeятeльнocть.

Список литературы

1. Абросимов И.Д. Менеджмент, как система управления хозяйственной деятельностью. – М.: Знание, 2001.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М: Центр экономики и маркетинга, 2001.
3. Вачугов В. Стратегический менеджмент. – М.: Высшая школа, 2005.
4. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления: учебное пособие. - М.: Информационно внедренческий центр "Маркетинг", 2000.
5. Зуб А. Стратегический менеджмент. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
6. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Дело, 2004.
7. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой / Под редакцией Б.Симионовой. - СПб.: Специальная литература, 2002.
8. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П.Румянцевой, Н.А.Саломатина. – М.: Инфра-М, 2004.
9. Чандлер А. Стратегическое планирование. – М.: Норд, 2006.

(20.5 KiB, 55 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!