Виды формальностей в международном туризме
Международный туризм - это поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного проживания. При этом въездной и выездной туризм различаются по направлению туристского потока. Один и тот же турист может считаться въезжающим и выезжающим одновременно в зависимости от того, по отношению к какой стране происходит его перемещение. Немаловажное значение для пересекающих государственную границу туристов имеет обязательное прохождение туристской формальности - процедуры проверки пограничными службами правильности оформления выездных документов, соблюдения таможенных, валютных, медико-санитарных правил.
Обо всем этом читатель узнает из данного раздела.
Формальность - это обычно действие, необходимое с точки зрения установленного порядка и обязательно соблюдаемое при оформлении чего-либо. Туристские формальности в международном туризме-действия и процедуры, связанные с обязательным выполнением пересекающими государственную границу туристами установленных правил, регулирующих порядок выезда, въезда и пребывания в другой стране. Правила для путешественников устанавливаются на основании межгосударственных договоров, действующих международных норм и местных обычаев и должны обязательно соблюдаться туристами, туристскими фирмами и другими организациями, имеющими отношение к международному туризму. Туристские формальности вводятся государствами в целях государственной безопасности, борьбы с незаконной миграцией, международным терроризмом, торговлей наркотиками, проституцией и т.д., а также в целях обеспечения безопасности путешественников и защиты окружающей среды. Туристские формальности имеют непосредственное отношение к самим туристам: оформление заграничных паспортов и виз, прохождение таможенных процедур, валютный, медицинский и санитарный контроль. Туристские фирмы, например, тоже обязаны осуществлять административные формальности, к которым относятся оформление лицензии, сертификата соответствия на создаваемый турпродукт, регистрация в МИДе, присвоение туристского референс-номера, аккредитация в иностранных посольствах.
Туристские формальности можно классифицировать на следующие виды:
- полицейские формальности;
- паспортные и визовые формальности;
- таможенные формальности и валютный контроль;
- медико-санитарные формальности;
- формальности безопасности и страховые формальности. Поездка за границу может не состояться в случаях:
- нарушения туристами правил пересечения государственной границы;
- несоблюдения необходимых таможенных, валютных и других туристских формальностей;
- ужесточения формальностей со стороны государственных служб и национальных туристских администраций;
- дискриминации, нарушении чиновниками прав каждого человека свободно путешествовать.
Несоблюдение хотя бы одного из правил оформления выезда туриста за рубеж влечет за собой невозможность такого выезда. Ужесточение формальностей оказывает прямое воздействие на международные туристские потоки, затрудняя передвижение людей. Не способствуют росту числа туристских поездок, например, сложная и затянутая по времени процедура оформления выездных документов, чрезмерно высокий консульский сбор, введение жестких ограничений на обмен валюты. В части получения услуг турист не имеет ограничений и не может быть дискриминирован по национальным и расовым признакам, полу и религии. По всем международным нормам туризм признан общечеловеческим явлением, и никто не может быть ограничен в возможности совершить путешествие.
Всеобщая декларация прав человека, принятая на сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1948 г., провозгласила равенство всех людей без какой-либо дискриминации, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на отдых и социальное обеспечение, на защиту прав беспристрастным судом и др. Согласно Всеобщей декларации все государства мирового сообщества, большие или малые, юридически равны и обязаны уважать суверенные права человека и других государств. Всеобщая декларация прав человека явилась первым международным документом исторического значения, провозгласившим основные права и свободы человека. Бе основные положения явились правовым фундаментом международного туризма. На ней, в частности, базировалась Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.), провозгласившая право гражданина на отдых, свободу путешествий и туризма как важнейший фактор, определяющий развитие туризма и индивидуальности туриста. Вместе с тем право граждан на свободу путешествий предполагает обязательное соблюдение правил международного туризма, уважение законов и местных обычаев страны посещения и выезд из посещаемого места в указанные сроки.
Главная роль в гармонизации и упрощении формальностей принадлежит государству. Государственное регулирование туристских формальностей представляет собой совокупность государственных мер одного или группы государств по выработке взаимоприемлемых условий и упрощенных правил, позволяющих каждому человеку участвовать в международном туризме.
Основная цель государственного регулирования туристских формальностей - способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму. Государственные власти призваны своими решениями, с одной стороны, создавать благоприятные условия и обстановку, способствующие развитию туристических фирм, с другой - обеспечивать свободу и безопасность туристских поездок и посещений, устанавливая такие пограничные, таможенные, медицинские и иные формальности, которые не мешают развитию международного туризма. Повышенное внимание к развитию туризма помимо правительств уделяют и национальные парламенты. Так, в Европейском и в ряде национальных парламентов создаются специальные группы и комиссии по туризму, разрабатывающие общую стратегию и законопроекты, благоприятствующие развитию туризма.
В России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, является Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной Думы. Государственным органом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере туризма, лицензированиётуроператорской и турагентской деятельности, является Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (Рос-туризм). Эти государственные органы, по терминологии ВТО, являются национальной туристской администрацией страны.
Основные положения о туристских формальностях определены в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (1996 г.), Таможенном кодексе Российской Федерации (1993 г.), Законе РФ «О государственной границе Российской Федерации» (1993 г.), Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др. Данные законы констатируют свободу выезда из России (за исключением обоснованных ограничений) и свободу въезда, а пребывающие за ее пределами граждане находятся под защитой и покровительством государства.
Способы государственного регулирования формальностей в сфере туризма:
- принятие законодательных и нормативных актов, направленных на упорядочение и совершенствование туристских формальностей;
- лицензирование, стандартизация в туристской индустрии, сертификация туристского продукта;
- установление правил въезда, выезда и пребывания на территории страны временного проживания;
- создание благоприятных условий для таможенного и валютного регулирования;
- защита прав и интересов путешественников, обеспечение их безопасности;
- содействие кадровому обеспечению и развитию научных исследований в сфере туристских формальностей.
Начиная с 1921 г. Лига Наций, Организация Объединенных Наций, а с 1975 г. Всемирная туристская организация (ВТО), национальные туристские администрации и многие международные организации рассматривали упрощение формальностей в качестве одной из главных своих задач. В 1944 г. на Чикагской конференции Международная организация гражданской авиации одной из первых предложила унифицировать заграничные паспорта. В 1954 г. была принята Конвенция о таможенных льготах для туризма.
В 50-90-е годы XX в. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Совет таможенного сотрудничества (СТС), Международная морская организация (ММО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), действуя в тесном контакте с ВТО, приняли рекомендации по вопросам медицинского, пограничного и таможенного контроля, закрепленные в соответствующих документах.
В рамках мирового сообщества работу по регулированию туризма и его формальностей проводит межправительственная организация в сфере туризма - ВТО1.
В 1994 г. ВТО был создан Комитет по качеству туристского обслуживания, основными направлениями деятельности которого стали:
- упрощение туристского обмена и формальностей;
- согласование законодательного порядка регулирования туризма, в том числе при возникновении чрезвычайных обстоятельств (эпидемий, стихийных бедствий и др.);
- оказание помощи в разработке государственной политики в области установления рационального взаимодействия между сторонами, участвующими в туризме.
По аналогии с Комитетом ВТО всем странам рекомендовалось учредить национальный орган (комитет по качеству туристского обслуживания), который был бы «обязан координировать деятельность по упорядочению и упрощению положений, формальностей и процедур, затрагивающих туристские путешествия, поездки и пребывания туристов».
ВТО, придавая особое значение гармонизации туристских формальностей, а также безопасности и защите туристов, многократно включала перечисленные вопросы в документы, принимаемые на важнейших форумах и совещаниях: в Манильскую декларацию по мировому туризму (1980 г.), Гаагскую декларацию по туризму (1989 г.), Резолюцию по упрощению поездок, а также по безопасности и защите туристов (1991 г.), в документы Международной конференции по безопасности туризма и уменьшению рисков при путешествиях (Швеция, 1995 г.), Международного форума по туризму в Испании (1995 г.), а также в Глобальный этический кодекс туриста (1999 г.).
Участники форумов ВТО признали, что государство должно содействовать решению проблем, связанных с регулированием туристских формальностей, имеющих важнейшее значение для развития туризма в мире. В результате были приняты соответствующие пакеты рекомендаций в этой сфере: полицейские, паспортные, визовые, таможенные, валютные, медико-санитарные формальности и формальности безопасности.
Полицейские формальности: приведение паспортов в соответствие со стандартами ИКАО, позволяющими осуществлять проверку с помощью компьютерных систем.
Паспортные формальности: установление срока действия паспорта не менее пяти лет с неограниченным числом поездок; децентрализация паспортных служб; сокращение сроков и упрощение процедуры оформления заграничных паспортов; введение разумного сбора за оформление паспорта; хранение заграничного паспорта у владельца без права его конфискации.
Визовые формальности: взаимное признание визы рядом государств; в исключительных случаях выдача разрешения на въезд на контрольно-пропускном пункте; распространение действия визы сроком на 12 месяцев на один или несколько въездов во все пункты и по всем маршрутам, открытым для туристов; безвизовый въезд на срок до трех месяцев; установление единого консульского сбора независимо от гражданства туриста.
Таможенные формальности: льготное обложение туристов таможенными пошлинами, сборами, налогами при въезде и выезде в низкий сезон; предоставление таможенных льгот (вплоть до отмены пошлин) на ввоз оборудования для гостиниц и других туристских объектов; включение некоторых налогов и сборов на содержание и обновление туристских объектов в структуру косвенного налогообложения, в стоимость билетов вместо прямого сбора валюты с посетителей.
Валютные формальности (по рекомендациям ВТО): возможность приобретать в стране, из которой выезжают туристы, суммы свободно конвертируемой валюты, необходимые для их поездок; разрешение ввоза валюты в размере, указанном в таможенной декларации; обмен ввозимой валюты только на добровольной основе; обеспечение возможности обратного обмена валюты при выезде из страны пребывания; предоставление права туристам иметь при выезде достаточные суммы в национальных денежных единицах для обратной поездки по своей стране; предоставление полной информации туристам и посетителям о правилах и текущем курсе обмена валюты; размещение в обязательном порядке соответствующей информации на контрольно-пропускных пунктах въезда.
Медико-санитарные формальности: расширение сотрудничества национальных туристских администраций с санитарно-эпидемиологическими организациями и органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей информации медицинского характера всем заинтересованным лицам; заключение многосторонних государственных договоров по предоставлению неотложной медицинской помощи всем без исключения туристам; в случае заболевания в острой форме или смерти незамедлительное извещение консульства и родственников; перевозка тела на родину или его захоронение; быстрое оформление требуемых документов.
Формальности безопасности: ужесточение требований к безопасности "туристов и уменьшению рисков при путешествиях; обеспечение соблюдения экологических норм на туристских объектах и в регионах посещения.
Эти рекомендации строятся на основополагающих принципах упрощения туристских формальностей, сформулированных в документах Будапештской конвенции (1989 г.) и почти полностью повторенных в документах Гаагской декларации по туризму.
Крупные международные туристские ассоциации, например Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА), одной из своих важнейших задач считает содействие в установлении сотрудничества по вопросам упрощения пограничных формальностей, валютных и таможенных правил и иных норм.
Упрощение туристских формальностей зависит от глубоко продуманной и всесторонне скоординированной политики государств, их правительственных органов, действий национальных туристских администраций по обеспечению для туристов и туристских организаций правовой, социальной и экономической защиты, а также квалифицированной помощи в создании благоприятных условий для развития международного и внутреннего туризма. Несмотря на существенные различия, международный и внутренний туризм тесно взаимосвязаны и выступают своего рода взаимными катализаторами. Так, внутренний туризм способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию туристской инфра-
структуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства. С учетом уязвимости международного туризма в силу действия различных факторов (резкие колебания валютных курсов, ужесточение правил воздушных перевозок и др.) работа национальных туристских администраций всех стран должна строиться в тесном контакте со всеми другими заинтересованными организациями, включая ИКАО, ВОЗ, СТС, ММО, ПАТА, туристскую полицию, ассоциации отелей, туристские ассоциации и турфирмы, средства массовой информации.