Вашингтон Джордж - Часть 2

ГЛАВА II. ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НА ПРЕЗИДЕНТСКОМ ПОСТУ.

 2.1. Участие в разработке конституции. Выборы.

Удалившись с арены общественной деятельности, Вашингтон, однако, не переставал внимательно следить за ходом общественных дел. Его сильно заботила непрочность связи между отдельными субъектами федерации. После заключения мира с Англией местные интересы стали все более и более выступать на первый план, а это грозило погубить только что отвоеванную независимость. Конгресс, не имевший большой власти даже во время войны, теперь потерял всякое значение; функции законодательства и управления фактически сосредоточились в законодательных собраниях отдельных штатов, которые ничего и слышать не хотели о единообразной системе экономической политики, необходимой, однако, для покрытия национального долга и для процветания внутренней торговли. Соединенные Штаты лишились кредита в Европе и внутри страны и переживали промышленный и торговый кризис. Лучшие деятели Америки, и в том числе Вашингтон, считали необходимым пересмотр конституции и усиление власти конгресса. Иные общественные деятели начинали сомневаться в способности колоний к самоуправлению и выступали сторонниками конституционной монархии наподобие английской. «Какие удивительные перемены могли произойти за несколько лет! — пишет по этому поводу Вашингтон.— Я слышал, что даже почтенные люди говорят без ужаса о монархической форме правления. Но какой это был бы непоправимый и ужасный шаг! Да поможет Бог, чтобы вовремя были приняты меры для отвращения последствий, которых мы имеем слишком много оснований опасаться!» Вашингтон знал, что юная республика скрывает в себе неистощимый запас сил, и что силы эти развернутся во всей полноте, если дать союзному государству здоровую организацию.

Наконец общественное мнение многих штатов стало высказываться в пользу составления новой конституции. После многих переговоров съездом делегатов от отдельных штатов в Аннаполисе (1786 год) решено было разослать всем штатам предложение прислать депутатов на Конвент, который должен был собраться в Филадельфии в мае 1787 года для составления конституции. В то же время аннаполисское собрание известило об этом конгресс. В числе своих семи делегатов на Конвент Виргиния единогласно и прежде всего выбрала Вашингтона. Вашингтон неохотно согласился покинуть свое деревенское уединение; но делать было нечего — долг всегда стоял для него выше всяких других соображений. Решившись принять участие в составлении конституции, Вашингтон, по своему обыкновению, деятельно готовился к этой работе, внимательно штудируя капитальные исторические сочинения и изучая конституции древних и новых времен. Особенно усердно знакомился он с конституциями Англии, Швейцарии и Нидерландов.

Когда в мае 1787 года Вашингтон прибыл в Филадельфию, ему была устроена торжественная встреча, и отряд легкой конницы эскортировал его при въезде в город. Вашингтон первым долгом сделал визит престарелому Франклину, к которому относился с величайшим уважением, считая его украшением не только своей родины, но и всего человечества.

Конвент для составления новой конституции открыл заседания 25 мая 1787 года. Председателем ее единогласно избран был Вашингтон. Четыре месяца длились жаркие дебаты; в общем, однако, работа налаживалась благодаря умению председателя вести дело — искусству нелегкому, так как в Конвенте принимали участие представители всевозможных мнений и интересов. Сам Вашингтон говорил очень редко, но когда говорил, то мнение его всегда оказывало влияние, побуждая различные партии к уступкам и соглашениям. 17 сентября 1787 года конституция Соединенных Штатов была наконец готова и подписана почти всеми членами Конвента; эта конституция с незначительными изменениями продолжает действовать и доныне в Североамериканском Союзе. Конституция 1787 года была результатом компромисса между малыми и крупными штатами, между представителями крупной и мелкой собственности, между интересами земледельцев и промышленников. В этом ее сильная и в этом же ее слабая сторона, и потому многие усматривали ее достоинство именно в том, в чем другие видели ее недостатки, и наоборот. Это-то и заставляло Вашингтона и его товарищей по созданию конституции считать новую конституцию «лучшею, какая только могла быть получена в настоящее время» (2, с. 309).

Принятие конституции США было обусловлено реальными экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами. Развал '"вечного Союза", чудовищный партикуляризм, экономический хаос, угроза гражданской войны — все это требовало создания единого государства на базе 13 практически независимых штатов.

В феврале 1787 г. Конгресс принял резолюцию о созыве в мае в Филадельфии специального конвента из делегатов, назначаемых штатами, с единственной целью пересмотреть Статьи конфедерации. Однако конвент пошел дальше, он принял конституцию.

Филадельфийский Конвент представлял собой небольшую, но. Внушительную коллегию из 55 делегатов. 39 из них были делегатами Конгресса, остальные имели опыт политической деятельности в своих штатах. Все делегаты конвента были состоятельными людьми. В его состав входили выдающиеся деятели эпохи, в том числе и Дж. Вашингтон.

Делегаты конвента совершенно четко осознавали важность поставленных перед ним задач - остановить дальнейшее развитие революции, создать "более совершенный союз" и гарантировать права собственников.

В конституции отсутствуют некоторые важные политико-правовые принципы, содержащиеся в Декларации независимости, конституциях штатов и Статьях конфедерации. В ней нет упоминаний о суверенитете штатов, о праве народа на восстание, о естественных правах человека, об общественном договоре. В этом отношении она сделала шаг назад по сравнению с практикой и идеологией предшествующего революционного периода. Тем не менее, для своего времени она была, безусловно, революционным документом и оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих других странах мира.

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей, созданный не столько в соответствии с теориями Д. Локка и Ш. Монтескье, сколько с учетом своего собственного опыта. Следует особо подчеркнуть, что учредители конституции никогда не помышляли о создании трех независимых друг от друга властей. Согласно их взглядам, власть едина, но она имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Для предупреждения концентрации полномочий, чреватой установлением тирании одной ветви власти, конституция устанавливала систему "сдержек и противовесов", которая покоится на следующих основополагающих началах.

Во-первых, все три ветви власти имеют различные источники формирования. Носитель законодательной власти — Конгресс состоит из двух палат, каждая из которых формируется особым способом. Палата представителей избирается народом, т. е. избирательным корпусом, который в те времена состоял только из белых мужчин-собственников. Сенат — легислатурами штатов. Президент — носитель исполнительной власти избирается косвенным путем, коллегией выборщиков, которые в свою очередь избираются населением отдельных штатов. Наконец, высший орган судебной власти — Верховный суд — формируется совместно президентом и сенатом.

Во-вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий, поскольку каждые два года они переизбираются на одну треть. Президент избирается на 4 года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Такой порядок, по мысли "отцов-основателей", должен был обеспечивать каждую из ветвей власти определенной самостоятельностью по отношению к другим и не допустить одновременного обновления их состава, т. е. добиться устоит чивости и преемственности верхнего эшелона федеральной государственной машины.

В-третьих, конституция предусмотрела создание такого механизма, в рамках которого каждая из ветвей власти могла нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим конгресс получил право как суверенный законодательный орган отклонять любые законопредложения президента, включая финансовые, которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную президентом для занятия высших гражданских федеральных должностей, так как для ее утверждения требуется согласие двух третей сената. Конгресс, наконец, может привлечь президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности.

Важнейшим конституционным средством воздействия президента на конгресс являлось отлагательное вето, которое может быть преодолено только в том случае, если билль или резолюция, отвергнутые президентом, будут повторно одобрены двумя третями голосов в обеих палатах.

Члены Верховного суда назначаются президентом по совету и с согласия Сената. Это значит, что предложенные президентом кандидатуры на высшие судебные должности должны быть одобрены двумя третями голосов Сената. Конституция создала предпосылки для присвоения Верховному суду права конституционного надзора, которое явилось важнейшим средством сдерживания нормоустанавливающей деятельности как Конгресса, так и президента. Сами федеральные судьи могли быть отстранены от должности в соответствии с процедурой импичмента, которая осуществлялась обеими палатами Конгресса.

Система "сдержек и противовесов" должна была не только предупредить узурпаторские тенденции каждой из грех ветвей власти, но и обеспечить стабильность и непрерывность функционирования самой государственной власти. Конституция заложила основы федеративной формы государственного устройства, хотя соответствующего понятия в ее тексте нет. Федерация явилась результатом классового компромисса буржуа и рабовладельцев, напутанных народными волнениями и конферативной неурядицей.

Американская конституция положила в основу федерации дуалистический (двойственный) принцип, в силу которого устанавливалась предметная компетенция союза, а все остальное (с некоторыми оговорками и уточнениями) относилось к ведению штатов. Предписания первоначального текста вскоре были уточнены Х поправкой 1791 г., в которой провозглашалось: "Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и пользование которыми не запрещено ею отдельным штатам, сохраняются соответственно за штатами либо за народом".

Важнейшее значение для прочности учреждаемого союза имело предписание ст. VI, в которой закреплялся принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов. Конституция не только провозгласила принцип верховенства федерального права, но и предусмотрела механизм, обеспечивающий его реализацию, а именно положение о том, что в случае коллизии законов судьи штатов всегда должны отдавать предпочтение федеральному праву. Эта конституционная норма является краеугольным камнем всего здания американского федерализма.

Для вступления конституции в силу необходимо было одобрение ее населением девяти штатов. Конгресс, напечатав ее в достаточном количестве экземпляров, разослал ее законодательным собраниям всех штатов. Население каждого штата должно было избрать представителей, которые решили бы вопрос о принятии или непринятии конституции. На это ушел еще почти целый год, в течение которого происходила страстная полемика между приверженцами и противниками новой конституции, но в общем дело клонилось к ее принятию. Получив официальное одобрение конституции от девяти штатов, конгресс назначил день (в начале февраля 1789 года), когда народ во всех штатах должен был избрать представителей для выбора президента Союза. В начале марта должны были произойти выборы президента, и взоры всей нации обратились на Вашингтона. Все, правда, знали скромность Вашингтона, его любовь к сельской жизни, его нежелание опять вступать на общественное поприще; но все знали также, что никогда он не отказывался следовать призыву страны и всегда готов был пожертвовать своими личными благами для ее блага. Избрание Вашингтона обещало примирить все разногласия, так как он пользовался уважением всех партий без исключения. К тому же республика, едва вышедшая из пеленок, нуждалась в таком опытном и твердом руководителе. Вашингтон видел, что эта горькая чаша не минует его, но разве мог он отказаться выпить ее до дна? Наконец, в начале апреля (вместо марта) в Нью-Йорке собрались избиратели президента, и Джордж Вашингтон единодушно провозглашен был первым главою республики Соединенных Штатов.

2.2. Президентство Джорджа Вашингтона.

В половине апреля 1789 года в Маунт-Верноне Вашингтон получил от председателя сената официальное извещение об избрании его президентом республики. 30 апреля Вашингтон принес присягу конституции в Федеральной зале, куда президента сопровождали обе палаты конгресса, войска и высшие государственные чиновники.

К началу президентства Вашингтона, конгресс успел организовать исполнительную власть республики. Создано было 4 департамента (по-нашему, министерства); иностранных дел, финансов, военный и юстиции. Вашингтон назначил министрами способных и честных лиц, обнаружив умение беспристрастно выбирать себе помощников. Вашингтон поставил себе за правило никого не назначать ни на какую должность по протекции. Он не обращал внимания ни на происхождение, ни даже на политические принципы чиновников; ему нужна была только гарантия, что данное лицо отличается честностью, трудолюбием и необходимыми для дела сведениями. Никогда не стеснялся Вашингтон отказывать своим друзьям или знакомым, просившим его пристроить кого-нибудь, кто не годился для дела, к теплому местечку, и благодаря этому избежал интриг, зависти и тому подобного, царящих сплошь и рядом в чиновничьих сферах. Только один раз назначил он на одну должность своего родственника, да и то убедившись в его познаниях. Руководясь этими здоровыми принципами, Вашингтон поставил во главе министерства иностранных дел (куда включено было и ведомство внутренних дел) Джефферсона, человека энергичного и талантливого, несмотря на то, что Джефферсон отличался гораздо более крайними демократическими убеждениями, чем Вашингтон. Финансы были поручены Гамильтону, военное ведомство - генералу Ноксу, а департамент юстиции — Джею. Постепенно политический механизм Соединенных Штатов начал действовать.

Много времени отнимали у Вашингтона визиты как частных, так и официальных лиц. Приемная президента была всегда переполнена. Приемы утомляли его тем более, что и без них дела было множество, да и годы его уже были не молодые. Расчеты Вашингтона на деликатность публики не оправдывались — всякий хотел воспользоваться своим правом лично обращаться к президенту. Наконец по совету друзей Вашингтон установил для этих приемов определенный час, и каждый вторник с трех до четырех часов в приемную президента мог являться всякий, и он лично со всяким непринужденно беседовал. По пятницам вечером открыт был салон миссис Вашингтон для всех, кто желал посетить дом президента и видеть Вашингтона, который всегда присутствовал на этих собраниях. Они отличались простотою, но всякая фамильярность была исключена как нечто несовместимое с почтением к положению хозяина.

Заседания конгресса открылись 8 января 1790 года, и прежде всего были обсуждены меры по урегулированию финансов. Во главе департамента финансов стоял Гамильтон, выработавший проект о том, чтобы для поднятия кредита страны сделать все внешние и внутренние долги Соединенных Штатов национальными или государственными. Внешний долг республики достигал 12 млн. долларов, внутренний же - 42 млн. долларов; последний сделан был конгрессом посредством выпуска бумажных денег во время войны. Наконец, 25 млн. долларов долга имели в общей сложности отдельные штаты. Все эти долги, достигавшие 79 млн., Гамильтон предложил национализировать, что после долгих и жарких прений было принято конгрессом. Вашингтон был очень доволен этим, хотя сам держался в стороне от дебатов, не желая подвергаться обвинению в партийности. Кроме того, конгресс назначил местом своих заседаний (на 10 лет) город Филадельфию и отвел участок земли в Колумбии, решив застроить его и сделать навсегда резиденцией конгресса и президента. Эту задачу взял на себя Вашингтон, который сам вел дела с подрядчиками, назначал архитекторов, рассматривал планы новых построек. Так возник город, названный в честь президента Вашингтоном.

Много времени посвящал Вашингтон внешней политике. Отношения с Францией были прекрасные, с Англией же - натянутые. Англия все еще не присылала посла в Соединенные Штаты; к тому же англичане, вопреки мирному договору, все еще удерживали в своих руках некоторые посты в области Великих Озер, под тем предлогом, что Североамериканский Союз не выплачивает Англии своих долгов. Вашингтон решил вступить в переговоры с британским кабинетом и с этою целью отправил в Лондон своего агента, поручив ему агитировать в пользу заключения торгового договора между Англией и Союзом. Этого договора сильно желали торговые и промышленные классы Америки, и Вашингтон в данном случае стоял на стороне этих классов. Отношения с Испанией тоже требовали заключения торгового договора, который позволил бы Соединенным Штатам беспрепятственно осуществлять навигацию по Миссисипи.

В декабре 1790 года конгресс открыл свои заседания уже в Филадельфии. На этот раз Гамильтон выступил с проектом основания национального банка. Несмотря на оппозицию крайней демократической партии, проект этот был принят, и решено было основать национальный банк с капиталом в 10 млн. долларов. Ожесточенные прения в конгрессе вызвал и другой проект Гамильтона - обложение пошлиною всех спиртных напитков. Обсуждение этих проектов явно обнаружило существование в конгрессе двух крупных партий, из которых одна стремилась к централизации и к усилению центральной власти (федералисты), а другая отстаивала автономию и суверенитет отдельных штатов (демократы).

Средние и низшие классы населения и мелкие штаты поддерживали демократическую партию конгресса; аристократия и крупные штаты стояли на стороне федералистов. Вашингтон понимал, как глубоко коренятся причины раздора как в конгрессе, так и в обществе, и предвидел неизбежность гражданской войны в недалеком будущем. Своих министров - Гамильтона, представителя федеральной партии, и Джефферсона, представителя партии демократической, - Вашингтон всячески старался примирить. Сам он сочувствовал в данном случае Гамильтону; но не мог не ценить талантливого, энергичного Джефферсона. Однако все усилия Вашингтона примирить этих двух людей не привели ни к чему. Политическая борьба обоих министров мало-помалу перешла в личную вражду. К чести Джефферсона надо заметить, что, оспаривая проекты Гамильтона в печати и в конгрессе, он свято подчинялся конституции и, раз проекты его противника были приняты конгрессом, всячески содействовал их осуществлению.

Второй срок президентства был очень тяжелым для Вашингтона, особенно вследствие отношений с Францией. Французская революция была встречена в Америке с энтузиазмом; но мало-помалу федералисты перестали сочувствовать тому, что делалось во Франции, между тем как демократы радовались успехам революции, надеясь, что она сметет с лица земли деспотизм и рабство. Вашингтон, сам проникнутый революционным духом и боровшийся за свободу, никак не мог примириться с жестокостями революционеров во Франции, имея как американец весьма слабое понятие об уродливых социальных отношениях, существовавших во Франции до революции. В марте 1793 года Франция объявила войну Англии и Голландии. Как только это известие распространилось в Америке, отовсюду раздались голоса, требовавшие, чтобы Соединенные Штаты оказали деятельную помощь своему бывшему союзнику - Франции. В Америке стали даже организовываться добровольные отряды и снаряжаться небольшие военные суда для нападений на торговые суда Англии, которой решено было вредить, где только возможно. В апреле Вашингтон пригласил к себе членов своего кабинета для обсуждения того, как следует держать себя Соединенным Штатам по отношению к другим государствам. Все члены кабинета единодушно высказались, подобно Вашингтону, за нейтралитет Соединенных Штатов, тем более, что с Францией был заключен лишь оборонительный союз, а в данном случае Франция сама сделала вызов Англии. Кабинет постановил выпустить прокламацию, «запрещавшую гражданам Соединенных Штатов принимать участие в каких бы то ни было враждебных действиях на море и удерживавшую их от всяких действий, несовместимых с обязанностями дружественной нации относительно наций, воюющих между собою». Решено было, также единогласно, принять посла от французской республики. Вашингтон признавал французское правительство, хотя лично ему несимпатичное, вполне законным, так как оно было установлено народом, который, по мнению Вашингтона, имел полное право устанавливать правительство, соответствующее его желаниям. 22 апреля прокламация о нейтралитете Соединенных Штатов была подписана Вашингтоном, а затем была напечатана и распространена в народе. Объявление нейтралитета было самым важным политическим актом Вашингтона, благодаря которому североамериканская республика не была вовлечена в европейские войны, а шла по пути мирной культуры. Со времен Вашингтона нейтралитет лег в основание всей последующей внешней политики Соединенных Штатов.

Вся страна в то время распалась на два лагеря, причем демократы ожесточенно нападали на правительство в газетах, на собраниях и так далее, обвиняя президента в пристрастии к Англии, в вероломстве по отношению к Франции и т. п. Демократические газеты начали против Вашингтона настоящую травлю. Эти газетные нападки и инсинуации выводили Вашингтона из себя.

К концу 1793 года отношения Соединенных Штатов с Англией были еще хуже, чем с Францией, и с каждым днем ухудшались. Англичане захватили множество американских торговых кораблей с зерном и мукой, направлявшихся во Францию, и отправили их в английские порты. Протесты американского правительства долгое время ни к чему не приводили, и, наконец отношения с обеих сторон так обострились, что война казалась неизбежной. Открывая конгресс в декабре 1793 года, Вашингтон предложил принять меры для обороны страны и для защиты прав американских граждан. Эти предложения нашли поддержку в обеих партиях конгресса, понимавших, что поступок Англии есть нарушение прав провозглашенного Соединенными Штатами нейтралитета.

Вскоре, однако, Вашингтон получил извещение от американского посла в Лондоне, что британский кабинет выражает готовность мирным путем уладить несогласия между Англией и Штатами и не прочь заключить с Североамериканским Союзом торговый договор. В марте 1795 года, Вашингтон получил от Джея условия торгового договора, предлагаемые Англией. Во многих отношениях договор не отвечал ожиданиям президента, но в общем этот договор все-таки обещал Соединенным Штатам известные выгоды, и потому Вашингтон решил как можно скорее ратифицировать его и с этою целью созвал сенат, согласно конституции имевший вместе с президентом право ратификации торговых договоров с другими державами. Сенат нашел торговый договор с Англией удовлетворительным, но воспротивился запрету вывозить из Соединенных Штатов хлопчатую бумагу, которая была главным предметом вывоза из южных штатов. Вашингтон, таким образом, очутился в большом затруднении. С одной стороны, непринятие договора грозило войной, с другой, - в прессе условия договора возбудили бурю негодования; но Вашингтону ничего другого не оставалось делать, как подписать договор.

Постепенно отношения Соединенных Штатов к другим государствам начали принимать благоприятный оборот. После торгового договора с Англией заключен был договор с Испанией, по которому корабли Соединенных Штатов получили доступ к Миссисипи. Открывая заседание конгресса в 1796 году, Вашингтон мог поздравить обе палаты с благоприятным положением дел, благодаря которому республика могла надеяться на мирное культурное развитие. Однако торговый договор с Англией сильно поколебал популярность Вашингтона, хотя он ни на мгновение не упускал из виду блага страны; еще долго продолжались нападки на него в обществе и в печати, пока, наконец, демократы не убедились, что путь, избранный Вашингтоном, был лучше всякого другого.

В 1796 году, непосредственно перед уходом с поста президента, Вашингтон обратился к народу с прощальным обращением. В этом документе Вашингтон резюмировал результаты своего долгого опыта в общественных делах и изложил свою политическую систему. В заключение адреса он говорил, между прочим, следующее: «Хотя, оглядываясь на все акты моего управления, я не вижу ни одной сознательной ошибки, но я глубоко чувствую свои недостатки и вполне допускаю, что, быть может, совершил много ошибок. Каковы бы ни были эти ошибки, я горячо молю Всевышнего устранить то зло, какое они могли бы причинить. Я уношу с собою надежду, что моя родина никогда не перестанет относиться к ним со снисхождением и что, после 45-летнего ревностного служения отечеству, уделом моих недостатков сделается забвение, как моим уделом скоро сделается вечное успокоение. Полагаясь на такую доброту моей пламенно любимой родины, я заранее наслаждаюсь тем уединением, в котором испытаю на себе, вместе со своими согражданами, сладостное благодеяние законов, охраняемых свободным правительством...». Этот адрес произвел на народ сильное впечатление, и даже враги Вашингтона поддались обаянию истинно великой души этого замечательного человека. Все политические партии соединились в общем чувстве благодарности, любви и уважения к тому, кто так долго и неустанно трудился для своих соотечественников. Со всех сторон посыпались ответные адреса с изъявлением сожаления, что он покидает пост президента.

В феврале 1797 года состоялись выборы нового президента, которым был избран Самюэл Адамс. Вашингтон в качестве простого зрителя присутствовал при присяге нового президента.

Возвращение Вашингтона из Филадельфии в Маунт-Вернон было таким же триумфальным шествием, как отъезд в Нью-Йорк восемью годами раньше. Его всю дорогу сопровождали военные отряды; везде народ, горожане, городские власти высыпали приветствовать его, быть может, в последний раз. И только вернувшись в Маунт-Вернон, Вашингтон мог почувствовать себя частным человеком. В Маунт-Верноне Вашингтон провел остаток своих дней, занимаясь своим поместьем.

В ночь с 14 на 15 декабря 1799 года Вашингтон скончался, достигнув почти 68-летнего возраста. Похоронили его в фамильном склепе, в Маунт-Верноне. Когда в Филадельфии получено было известие о смерти Вашингтона, конгресс тотчас же прекратил заседание. На следующий день заседание открылось речью Маршалла. «Нашего Вашингтона более не существует, - сказал он. Герой, патриот и мудрец Америки, человек, на которого в минуту опасности обращались все взоры, живет теперь лишь в своих великих деяниях и в сердцах горячо его любившего и огорченного народа!» (6, с. 122) Конгресс постановил, что во время сессии кресло спикера должно быть обтянуто черным крепом и что депутаты в знак траура должны являться на заседания в черных платьях. Кроме того, решено было воздвигнуть мраморный памятник, чтобы увековечить военные и политические деяния Вашингтона, и поручить президенту от имени конгресса написать миссис Вашингтон и выразить ей соболезнование. Известие о смерти Вашингтона быстро облетело всю страну; все партии на время забыли свою вражду и братски протянули друг другу руки, скорбя об утрате человека, вся жизнь которого была примером самоотвержения ради народного блага; человека, который на поле битвы отстоял независимость Америки и руководил первыми шагами молодой республики; человека, который был «первым на войне, первым в мире и первым в сердцах своих сограждан», которого с полным правом можно было назвать «отцом отечества».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вашингтон был безусловно, воплощением сильной личности. Лицо, прочерченное резкими складками и морщинами, тяжелый надменный взгляд, мощная короткая шея и могучее тело, уверенные поведение и манера общения с окружающими — все выдавало в нем силу. Он сохранял дистанцию по отношению к самым высокопоставленным деятелям молодой республики, не допускал фамильярности даже со стороны близких друзей.

В юные годы Вашингтону настойчиво прививались навыки управления рабовладельческой плантацией. Военная же карьера Вашингтона была стремительной: к 23 годам он уже имел звание полковника и был главнокомандующим вооруженными силами Виргинии. Привилегированное положение семьи в немалой степени способствовало продвижению Джорджа Вашингтона по ступенькам иерархической лестницы.

Пик общественной деятельности Дж. Вашингтона приходится на конец XVIII столетия - эпоху крупных общественных переворотов как в Новом, так и в Старом Свете. Именно в его время разразилась упорная борьба между Англией и североамериканскими колониями, добивавшимися полной политической независимости. Эта борьба, крайне трудная для американцев и потребовавшая от них чрезвычайного напряжения сил, увенчалась полным торжеством колоний над могущественной метрополией и привела к основанию республики - Североамериканских Соединенных Штатов, на долю которых выпала огромная роль в истории человечества. Успехом своим американская революция обязана в значительной мере своему военному вождю - Джорджу Вашингтону, который по окончании борьбы с Англией сделался первым президентом юной заатлантической республики.

Вашингтон фактически до самой своей смерти в 1799 году он играл роль лидера американской нации. В сознании многих поколений американцев он был и остается «отцом нации», хотя такая оценка оспаривается в американской исторической науке, особенно биографами других основателей США, в первую очередь в первую очередь А. Гамильтона, Т. Джефферсона.

Первые президентские выборы в США имели уникальный характер: на пост президента претендовал один человек. Однако уже вскоре после выборов началось формирование политических партий. По иронии судьбы Вашингтон назначил на два ключевых поста в правительстве представителей будущих соперничающих друг с другом партий. Изучение политической позиции Вашингтона в годы президентства убеждает, что он одобрил позицию Гамильтона, будучи уверенным, что именно они способствуют упрочнению независимости, национального единства США.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. - М.: Республика, 1995.

2. Всемирная история: В 24 т. Т. 15. Эпоха просвещения / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мн.: Литература,1997.

3. Ефимов А.В. Очерки истории США. – М.: Просвещение, 1965.

4. Семенникова Л. И. Цивилизации в истории человечества. – Брянск: Курсив, 1998.

5. Согрин В.В. Основатели США: исторические портреты. - М.:Наука,1983.

6. Фостер З. Очерк политической истории Америки. Пер. с англ. - М.: Иностранная литература,1955.

7. Фурсенко А.А. Американская революция и образование США.- Л.:Лениздат,1978.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по истории

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(37.3 KiB, 52 downloads)

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!