Валентин Катаев

Содержание:
1. Жизнь и творческий путь Валентина Катаева.
2. «Белеет парус одинокий».
Список литературы.

1. Жизнь и творческий путь Валентина Катаева.

Известный советский писатель Валентин Петрович Катаев более полувека плодотворно работал в литературе для детей. Опубликовав в 1925 году в «Мурзилке» свои первые, еще вполне традиционные стихи для самых маленьких, Катаев в середине 30-х годов заявляет о себе как оригинальный и глубокий художник. Свидетель и активный участник жизни страны в самые напряженные, поворотные моменты ее истории, он всегда тесно связан с современностью, умеет чутко уловить и выразить ведущие тенденции своего времени.
Родился В. Катаев в Одессе, которая в его писательской судьбе стала чем-то большим, чем просто город детства, отрочества, юности. Город на Черном море вошел в его книги не только как глубоко изученный, известный с рождения творческий «материал», фон или место действия, но как своеобразный лирический герой и как неиссякаемый источник вдохновения. Благоприятствовало писательской судьбе В. Катаева и то, что Одесса с давних пор была одним из признанных литературных и культурных центров юго-запада России; В первые годы революции среди тех, кто создавал новую, советскую литературу, был большой отряд талантливой молодежи, начинавшей свою деятельность в Одессе: И. Бабель, Э. Багрицкий, Ю. Олеша, Е. Петров, И. Ильф, К. Паустовский и др.
К одесской демократической интеллигенции конца прошлого и начала XX века принадлежала семья Катаевых. Ее духовная атмосфера много значила для формирования общественных и литературных убеждений В. Катаева. Его отец, Петр Васильевич Катаев, окончивший историко-филологический факультет Новороссийского университета, был учителем по профессии и просветителем по убеждению. Мать, Евгения Ивановна Бачей, по давним традициям своей семьи была связана с народной украинской культурой. Они воспитали детей на русской и украинской классике, одинаково родных для семьи Катаевых. Интересы детей - и самого Валентина Петровича, и его младшего брата Евгения (будущего писателя Евгения Петрова) - определились рано.
Для формирования таланта Катаева большое значение имело его близкое знакомство с Буниным, начавшееся в 1914 году. Большой мастер русской прозы учил молодого автора искусству видеть мир, умению передавать его плоть, запах, цвет. Зрелым писателем, в повести «Трава забвения» (1967), Катаев назовет Бунина своим учителем. Другим художником, оказавшим глубокое влияние на жизнь и творчество писателя, как рассказал он об этом в той же повести, стал Маяковский. Первое знакомство с его поэзией произошло также в 1914 году. В стихах Маяковского молодой прозаик уже в те первоначальные годы ощутил новое видение мира.
Как ни важны были уроки литературного ученичества, решающим оказалось для молодого писателя его активное участие в реальной жизни, узнавание самой ее сути. В 1915 году, не доучившись в гимназии, он уходит на фронт. В годы войны и революции, в тесном общении с народными массами, складывается понимание Катаевым роли писателя и высоких целей искусства: «...писать только то, что может принести пользу рабочим, крестьянам, солдатам, всем трудящимся людям... посвятить свое перо делу революции».
В середине 20-х годов Катаев, активный сотрудник московских газет и журналов, известный автор рассказов, повестей и пьес для взрослых, открывает для себя нового, детского читателя, выпускает несколько стихотворных книг: «Бабочка» (1925), «Война спичек» (1926), «Радио-жираф» (1927).
Знаменательно, что рождение подлинного детского писателя Катаева произошло тогда, когда он обратился в повести «Белеет парус одинокий» (1936) к революционной истории родной страны. Возможность изображения в книге для детей переломного исторического момента народной жизни со всей художественной правдой и глубиной была уже доказана к тому времени произведениями А. Неверова, Л. Пантелеева, А. Гайдара... Они в известной мере проторили путь катаевской повести «Белеет парус одинокий».
«Белеет парус одинокий» имел особое значение для эволюции   Катаева — детского писателя. Обогащенный новым опытом работы для детей, писатель после большого перерыва вновь обратился к самым маленьким читателям и написал для них сказки: «Цветик-семицветик» и «Дудочка и кувшинчик» (1940).
Ко времени появления катаевских сказок утихли споры, особенно ожесточенные в 20-е и в начале 30-х годов, - о самом жанре сказки в советской детской литературе. Сказки В. Маяковского, А. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского, Ю. Олеши и других писателей утвердили правоту жанра. Среди разнообразных по традициям и манере исполнения литературных сказок ближе других оказались Катаеву-сказочнику те, которые более всего тяготели по своему материалу к современности, даже к быту, и при этом не боялись быть откровенно дидактичными.
Катаев в сказках — моралист и не скрывает этого. Его сказки художественно совершенны и естественны, он может позволить себе быть нравоучительным, потому что умеет увлечь читателя, подготовить его эмоционально к восприятию поучений.
30-е годы оказались в известном смысле поворотными для Катаева как детского писателя: с этого времени каждый новый этап его творчества обязательно был связан с детской литературой. С особой наглядностью это доказали годы Великой Отечественной войны. Военный корреспондент «Правды» и «Красной звезды», Катаев пишет не только фронтовые корреспонденции, очерки, фельетоны на злободневные темы, но также рассказы и повести о героической борьбе советского народа с врагом, и среди них - повесть «Сын полка» (1945).
Следующая значительная и плодотворная для детской литературы веха в творчестве писателя — 60-е годы. Редактируя хорошо известный журнал «Юность» со времени его основания, писатель, кроме того, много и творчески работает сам. Публикуются одно за другим   его  произведения (часть из них почти сразу же входит в круг чтения старшеклассников): «Маленькая железная дверь в стене» (1964), «Святой  колодец»   (1966), «Трава забвения» (1967), «Кубик» (1969). Новаторство писателя отчетливо проявилось в жанровом своеобразии его произведений. Его новые книги - это сплав воспоминаний, раздумий автора о времени прошедшем и настоящем и художественного вымысла.

2. «Белеет парус одинокий».

Для анализа нами была взята уже упоминавшаяся выше повесть писателя «Белеет парус одинокий».
Это произведение во многом замечательно тем, что повесть стала для писателя программной. Особенностью произведения, наложившей отпечаток на весь его художественный строй, является изображение исторических событий как личных впечатлений бытия, как личной судьбы, пережитой вместе со всем народом, пусть и в детские, отроческие годы.
Следует подчеркнуть, что личностное, лирическое и поэтическое отношение к историческим событиям - неотъемлемая черта Катаева-писателя. Самые значительные его произведения для детей и для взрослых: «Время, вперед!», «Белеет парус одинокий» и вся тетралогия «Волны Черного моря», «Маленькая железная дверь в стене» и др. - несут на себе эту художественную печать.
Известно, что Катаев, работая над книгой «Белеет парус одинокий», использовал факты и события собственного детства, которое совпало с эпохой первой русской революции. «Из наших окон я видел революцию 1905 года: перебежку дружинников в старых драповых пальто, с браунингами в руках, видел казачьи разъезды 6-го Донского полка, наконец, однажды видел черную, как туча, толпу черносотенцев, пересекавших Куликово поле по диагонали от Привокзальной площади до угла Пироговской...».
Многие герои повести имеют реальных прототипов, прежде всего сам Петя, его брат Павлик, их отец, а также Гаврик («Гаврика я хорошо знал, дружил с ним, его звали Миша Галий...»), его дедушка... Вместе с тем писатель недаром говорит, что его повесть автобиографична «лишь в очень небольшой степени». Многое в ней творчески преображено фантазией автора, который исходит, подчиняясь художественной логике, не только из того, что было, но и из того, что могло бы быть: «Никаких патронов подпольщикам мы, например, не носили. Их носили другие мальчики — наши товарищи. Значит, это могли бы быть и мы...». Главное, В. Катаев как художник опирается не столько на внешние факты, сколько на впечатления детства, которые воспроизводит чрезвычайно достоверно; в самой природе его таланта много от детского — первозданного и поэтического - мировосприятия. «Внутреннее ощущение жизни как поэзии» в высшей степени свойственно Катаеву-художнику.
Справедливо утверждение критиков, что многое увидено в повести глазами ребенка; но это не следует понимать буквально. Катаев-поэт умеет изобразить обычное, будничное, примелькавшееся в неожиданном повороте, так ярко, пластично, что читатель испытывает чувство обновления, «чувство вечной свежести и новизны бытия». Перед ним возникает мир, в котором «...небо было горячее, ветреное, яркое, как синька. Во дворах блестели шелковицы и акации. На огородах светились запоздавшие цветы тыкв. По курчавой травке шли гуси, поворачивая глупые головы то направо, то налево, как солдаты на Куликовом поле...».
На этой повести мы учимся понимать прекрасное, выраженное кратко и образно, учится видеть, как «небо отражается в море так полно, так роскошно, что, лежа на теплой гальке, задрав голову, никак не поймешь, где верх, а где низ. Будто висишь среди звездной бездны». Он замечает, следуя за автором, сходство там, где его может увидеть только художник: «Такой маленькой лошадки Гаврик еще никогда в жизни не видывал... в соломенной шляпке с дырами для ушей, она стояла, подняв мохнатые ресницы, смиренно и скромно, как благовоспитанная девочка...»
В повести даром поэтического взгляда на окружающее в особенности наделен самый близкий автору герой, его «лирический представитель» - Петя Бачей. Это не значит, однако, что лишь Петя выражает лирическое отношение к событиям. В повести на равных правах живут и действуют два героя - Петя и Гаврик. Они не похожи по характеру, принадлежат к разной социальной среде, их различает и жизненный опыт. Петя по натуре - романтик, он особенно чуток и восприимчив к красочности и многоголосию мира. Ему более свойственна «детскость». «Домашний» ребенок из интеллигентной семьи, он отличается книжной, вычитанной романтичностью. Дни Гаврика, хотя он всего на год старше Пети, «полны трудов и забот», у него - опыт, деловая хватка, понимание жизни. Но, как и Петя, он во многом и просто мальчишка, который охотно играет, дерется, мечтает о «монтекристо» или стакане «зельтерской с сюропом»... Словом, ничто мальчишеское ему не чуждо. Их отношения строятся на доверии и дружбе: «Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей всего один - Петя», и чем больше связывает их общее дело, тем больше крепнет их дружба. Ее не нарушает даже «рабство», в которое, проигравшись в «ушки», попадает Петя, становясь верным оруженосцем Гаврика, поначалу в переносном, а потом и в буквальном смысле слова.
Мастерство В. Катаева - знатока детской души, его умение передать оттенки детской речи, детского отношения к разнообразным событиям, в гуще которых растет и формируется ребенок, сказались и в изображении маленького Павлика - третьего немаловажного героя этой повести о детстве. Детские игры Павлика вдруг освещают особым, ироническим светом некоторые события взрослой, даже «государственной» жизни, как, например, его знаменитая игра в «похороны генерала Кондратенко».
Воспроизводя детское мировосприятие (чем младше герой, тем труднее эта задача), писатель не впадает в умиление и упрощенность. Здесь на помощь автору приходит скрытый в подтексте юмор, чутко улавливаемый юным читателем. Вот Павлик замечает, как далеко он ушел от дома, очарованный звуками шарманки: «Ребенка охватил ужас. Ему в голову внезапно пришла мысль, заставившая его задрожать. Ведь было решительно всем известно, что шарманщики заманивают маленьких детей, крадут их, выламывают руки и ноги, а потом продают в балаганы акробатам. О, как он мог забыть об этом! Это было так же общеизвестно, как то, что конфетами фабрики «Бр. Крахмальниковых» можно отравиться...»
Роль юмора и иронии в повести разнообразна. Добрая, ласковая, хотя и потаенная улыбка почти постоянно ощущается в тексте, причем автор не боится веселые эпизоды перемежать сценами напряженными, полными захватывающих событий и опасностей, что приближает повесть к авантюрно-приключенческим произведениям. Там же, где речь идет о мире эксплуататоров и угнетателей, ирония автора переходит в сарказм: вспомним пристава, черносотенцев, мадам Стороженко, особенно страшную, вырастающую до символа, в сцене погрома.
«Белеет парус одинокий» - не только поэтическая, достоверная и красочная повесть о детстве. Со страниц этого произведения встает образ революции. Причем он складывается из многих идейно-художественных компонентов именно «повести о детстве».
Как это происходит? Детство Гаврика и Пети совпало с революцией, которая вовлекла героев в свое движение, потребовала от ребят выбора. Их выбор психологически и художественно обоснован. Читателю понятен путь Гаврика, перед глазами которого - труженик-дедушка и брат - рабочий, забастовщик. Понятен ему Петя, который вырос в честной семье трудовой интеллигенции, настроенной оппозиционно к самодержавию. Для выражения идейной сути произведения как повести о социальном самоопределении подростка в революционные годы чрезвычайно существенны образы взрослых героев: и обычных для повести о детстве - родных и близких ребят, и тех, кто является выразителем главных настроений эпохи: «комитетчиков», «боевиков», революционеров, в первую очередь матроса-потемкинца Родиона Жукова.
Это герой, чья судьба во многом создает и двигает сюжет повести. Главные события в книге начинаются с появлением матроса, а кончается она его отплытием. С Жуковым связаны кульминационные моменты повествования, когда детство входит в прямое общение с революцией.
Наиболее удачны те страницы, где Родион Жуков увиден глазами Пети, Гаврика, Моти: его встреча в тарантасе с семьей Бачей, сцена на пароходе «Тургенев», короткое пребывание в хибарке дедушки, маевка, появление на берегу моря после побега из тюрьмы... Эти эпизоды написаны в лирическом и поэтическом ключе. Там же, где автор пытается проследить судьбу матроса вне общего художественного контекста произведения, в частности вне детского восприятия, порой появляются общие места и перечислительность.
Взрослые герои повести имеют большое значение для понимания образа революции. Этот образ складывается не только из конкретных исторических реалий эпохи 1905 года - книга создает ощущение величия и поэзии революции как мощного очищающего явления народной жизни. Вот главное нравственно эмоциональное впечатление, которое вынесет современный читатель из повести.
Этому помогает не только изображение подлинных событий. Катаев использует и символику. Ожидание революции показано как предчувствие стремительного появления курьерского поезда. Образ восставшего «Потемкина», мятежные строки лермонтовского «Паруса», лейтмотивом проходящие через произведение, - из всего этого рождается лирический образ революции. В повествовании сливаются две стилистические струи: реалистическая и романтическая.
После появления романов и повестей последних лет писателя, мы получили возможность взглянуть на повесть «Белеет парус одинокий» по-новому. В ней явственно проглядывает тот Катаев, для которого История, Время есть неиссякающая реальность человеческой жизни, данная в цвете, звуке, запахе, ощущении... И одновременно эта реальность изображена в перспективе, открывается по-новому обогащенной из нашего времени. Но если в произведениях последних лет эта вторая, наша действительность художественно «открыта», присутствует осязаемо, то в повести «Белеет парус одинокий» чувство истории существует подспудно, выражает себя в авторском отношении к событиям, в оптимистическом звучании книги, созданной в эпоху победившей революции.
Оптимизм, кроме того, заложен и «внутри» событий повести. Он заключен в самом ощущении политической энергии времени, напора освободительного движения масс, в «здоровом оптимизме детства». Дети интенсивно впитывают дух времени: Гаврик и Петя активно растут, приобретают гражданские качества в общественно и нравственно здоровый момент истории. Это делает произведение повестью о счастливом детстве. При этом не обязательно, чтобы дети-герои были и главными участниками исторического процесса. У Катаева ничего нет от пресловутого детского «авангардизма», в этом он также следует лучшим традициям советской повести о детстве.
Необходимо отметить и замечательный язык повести. Повесть насыщена огромным количеством лирических отступлений, в связи с чем в тексте много прилагательных, эпитетов, сравнений. В тоже время обилие лирических отступлений, эпитетов и т. д. не замедляют движение сюжета.
О значении повести «Белеет парус одинокий» справедливо сказала В. В. Смирнова, назвав ее «классической советской детской книгой», которая «с каждым годом, с каждым десятилетием... становится еще более необходимой детям, идейное звучание ее все сильнее».

(115.1 KiB, 48 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!