Успехи научной мысли в России на рубеже XIX и XX веков
В начале XX в. многие факторы внутренней социально-экономической и общественно-политической жизни, состояние мирового естествознания и философии определяли развитие русской науки. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские съезды ученых продолжали сохранять значение основных центров консолидации научных сил страны. Издание научно-популярной литературы, довольно многочисленной периодики ("Вокруг света", "Природа", "Наука и жизнь", "Научное обозрение" и др.), публичные лекции известных русских ученых содействовали развитию науки и распространению научных знаний.
В начале века в России^ на базе уже имевшихся достижений математики и механики получили значительное развитие новые области науки: воздухоплавание и электротехника. Исследования Н.Е.Жуковского, создателя гидро- и аэродинамики, послужили теоретической основой, на которой возникла современная авиационная наука.
В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало. Несмотря на то, что еще в конце XIX в. был сконструирован русский самолет, правительство предпочитало покупать иностранные самолеты. Только в 1913 г. в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые самолеты русской конструкции ("Русский витязь", "Илья Муромец"). Первые успехи в развитии авиации в России связаны с именами летчиков П.Н.Нестерова, С.И.Уточкнна и др. В 1911 г. Г.Е.Котель-ников создал авиационный ранцевый парашют.
Продолжалась научная деятельность К.Э.Циолковского. В 1903 г. в журнале "Научное обозрение" ученый опубликовал ста-тыо"Исследование мировых пространств реактивными приборами", в которой изложил теорию движения ракет. Последующие его труды, особенно "Реактивный прибор как средство полета в пустоте и атмосфере" (1910), работы о космических полетах (1911-1914) также разрабатывали эту проблему. Своими исследованиями Циолковский заложил теоретические основы космических полетов, открыл человеку путь в космос.
На рубеже ХГХ-ХХ вв. в мировой науке, особенно в области физики, были сделаны важнейшие открытия: обнаружены рентгеновские лучи и радиоактивность, делимость атома, считавшегося до этого неделимым, и возможность превращаемое™ элементов, теоретический синтез и как следствие - появление новых наук (геохимия, биохимия, биогеохимия и др.), относительность таких понятий, как пространство и время (теория относительности), новые концепции наследственности, лежавшие в основе генетики.
В исследование новейших проблем естествознания русские ученые внесли свой вклад. П-Н.Лебедев (1866-1912), создатель русской научной школы физиков, экспериментально доказал существование давления света, возможность измерения его величины. Его работы сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Б.Б.Голицын (1862-1916), крупный ученый-физик, по праву считается основоположником сейсмологии как науки. В 1911 г. он был избран президентом Международной сейсмологической организации.
Трудами В.И.Вернадского (1863-1945) заложены в России основы новых наук - биохимии, биогеохимии, радиогеологии. Вернадского-ученого отличали широта интересов, постановка кардинальных научных проблем, научное предвидение. Замечательный русский естествоиспытатель живо интересовался проблемами общественной жизни, философией и ее ролью в развитии знания.
Мировое признание получили работы другого русского ученого-физиолога - И.П.Павлова. Он создал учение об условных рефлексах, дал материалистическое объяснение высшей нервной деятельности человека и животных. В 1904 г. за исследования в области физиологии пищеварения Павлову - первому из русских ученых - была присуждена Нобелевская премия. В дореволюционное время (1908) еще один русский ученый - И.И.Мечников -был удостоен этой высшей международной награды за исследование проблем иммунологии и инфекционных заболеваний.
Развитие естествознания в начале XX в. определило важные мировоззренческие сдвиги в общественном сознании. Происходили коренные изменения в представлениях об окружающем нас мире: новые открытия в науке рождали мысли об "исчезновении материи". Естественнонаучный, стихийный материализм с его метафизическими принципами познаваемости мира, на позициях которого находилось большинство естествоиспытателей, не давал правильного теоретического объяснения всех открытых наукой фактов. Это способствовало широкому распространению философского идеализма.
Общественные науки испытывали большое влияние процессов, происходивших в естествознании. В.И.Вернадский записал в дневнике в 1909 г.: "В эти годы ... в мировом научном движении ... происходит полная революция в представлениях о веществе, начинается не менее глубокое изменение в науках о жизни".
В области гуманитарных наук было немало крупных ученых, с именами которых связаны серьезные научные исследования (экономист и историк М.И.Туган-Барановский, историки С.Ф.Платонов, Н.П.Павлов-Сильванский, В.И.Семевский, литературоведы С.А.Венгеров, А.Н.Пыпин, библиограф Н.А.Рубакин и др.). Значительно больший интерес проявлялся к изучению социально-экономической истории России. В большинстве случаев в постановке социально-экономических проблем ученые не выходили за пределы позитивизма и буржуазного экономизма.
В начале XX в. появляются исследования, написанные под влиянием марксизма. В пятитомной работе М.Н.Покровского "Русская история с древнейших времен" (1910-1913), некоторых других его исследованиях была сделана попытка изложить события русской истории с марксистских позиций. Однако исторические взгляды этого ученого, формировавшиеся под воздействием экономического материализма, не были лишены ошибок, отразившихся в его исторических оценках и некоторых теоретических установках. Влияние марксизма испытали и некоторые историки литературы и искусства (Е.А.Соловьев-Андреевич, В.М.Фриче, П.С.Коган).
Время рубежа столетий связано в России с развитием идеалистической философской мысли. Идеалистическая философия всегда была преобладающим направлением на университетских кафедрах. Материализм, как правило, оставался идейной основой русских ученых-естествоиспытателей, последователей учения Ч.Дарвина.
Широкое распространение философского идеализма в конце XIX - начале XX вв. имело антидарвиновскую направленность. Писатель и философ В.В.Розанов (1856-1919) первым выступил против идей дарвинизма в 1891 году с нашумевшей статьей "Почему мы отказьвваемся от наследства 60-70-х годов".
Одной из форм научной мысли и интеллектуального творчества стала русская религиозная философия, отличавшаяся глубоким своеобразием и богатством Идей. Развитие ее связано с именами таких мыслителей как В.С.Соловьев (1853-1900), С.Н.Булгаков (1871-1944), Е.Н.Трубецкой (1863-1920), П.А.Флоренский (1882 -1943) и др. В трудах религиозных философов поиски "нового религиозного сознания", утверждение примата духовности и наступление всемирной теократии посредством создания "вселенской церкви" отражали сложность и противоречивость интеллектуальной и идейной жизни русского общества рубежа столетий.
Религиозная философия была одним из проявлений духовного ренессанса серебряного века и оказала влияние на многие области художественной культуры.