Условия эффективности работы в группе

Прохождение группой всех пяти стадий роста означает оформление ее существенных черт и характеристик, что позволяет нам классифицировать относительно устойчивые команды, проанализировать их работу и определить факторы, влияющие на их действия. Мы рассматриваем четыре характеристики группы: содержание, структуру, культуру и процесс.

Под содержанием понимается полученное группой задание или самостоятельная работа, которую она планирует исполнить, например разработка товара, новой структуры организации или внедрение нового процесса. В «Практикуме-ситуации» содержание работы группы состояло в разработке информационной системы управления и решении всех связанных с ее внедрением технических и организационных вопросов.

Когда группа обсуждает вопросы каких-либо аспектов задания, говорят, что она Занимается проблемами содержания. Обычно речь идет о текущих материальных вопросах, например где разместить оборудование, какую компьютерную программу использовать, кто будет нести ответственность за проверку качества. Группе необходимы участники, обладающие навыками разрешения подобных вопросов, однако практика показывает, что они нуждаются в поддержке других членов команды. Исследования командных действий показывают, что при выполнении заданий группы постоянно сталкиваются с проблемами структуры, культуры и процесса.

Когда речь идет о структуре группы, имеется в виду порядок организации ее работы, включая способы распределения и координации заданий. Если группа создается менеджментом организации, он же определяет и большинство аспектов ее структуры, однако в процессе работы команды нередко возникают неожиданные трудности. Предположим, что формальный руководитель группы назначен менеджментом организации. Однако в ходе обсуждения темы выясняется, что один из «рядовых» сотрудников обладает определенным опытом работы в данном направлении, и он превращается в неформального лидера коллектива. Вопросы структуры группы включают в себя не только проблему лидерства, но и распределения других ролей, подотчетности и периодичности ее собраний.

Эдгар Шайн полагал, что совместно работающие в команде индивиды формируют особую культуру, которую он определял как образец основных допущений... совместно работавшей достаточно продолжительный период времени группы, позволяющий рассматривать их... как адекватные способы восприятия, мысли и чувства по отношению к проблемам.

Основные идентифицированные Э. Шайном убеждения членов типичной команды относятся к:

- Миссии и стратегии. Убеждения относительно миссии группы и ее резонах.

- Целям. Определение операционных целей, обеспечивающих выполнение миссии.

- Средствам. Каким образом группа достигнет поставленных целей.

- Критериям оценки результатов. Договоренности о способах оценки выполнения задания.

- Корректирующим стратегиям. Превалирующие предположения о способах действий - конструктивное конфиденциальное обсуждение проблем или публичная борьба.

Кроме того, Э. Шайн рассматривает характерные для групп аспекты культуры:

- Общий язык и концептуальные категории. Понятная членам группы терминология.

- Границы группы. Кто входит в «основной состав» команды?

- Власть и статус. Как они распределяются - по достигнутым результатам или по формальному положению?

- Отношения. Нормы отношений между руководителем и коллегами.

- Вознаграждение и наказание. Как вознаграждаются достижения членов

- группы и какую стимулирующую роль они выполняют?

Э. Шайн считал, что культурные характеристики группы выполняют роль информационных фильтров и обеспечивают членов группы общим набором схем, используемых для выработки методов совместного труда. Чем точнее проработаны членами группы эти вопросы, тем выше степень их взаимопонимания, тем эффективнее деятельность группы.

Возможность развития культуры группы определяется достаточно длительным периодом совместной деятельности ее участников, позволяющим выработать согласованное отношение к различным, прежде всего служебным вопросам, в свою очередь детерминирующее процесс формирования ожидаемого поведения членов команды. Культура в сравнении со структурой - понятие неосязаемое, но общие предположения и убеждения участников группы оказывают весьма ощутимое влияние на деятельность команды.

Под процессом понимается способ выполнения группой полученного задания: если понятие содержания относится к тому, что делает группа, то процесс - к тому, как она это делает (аналогично описанным Дж. Хомансом предписанным и формирующимся взаимодействиям членов группы). Анализ процесса, предполагает оценку степени участия членов группы в обсуждении проблем, манеру ведения дискуссии. Насколько агрессивны в своих высказывания стороны или они готовы к сотрудничеству? Процесс включает в себя оценку как вербального, так и невербального поведения членов группы, способы решения проблем и достижения договоренностей. Степень внимания членов группы к процессу и проблемам задания сама по себе является одним из аспектов процесса и более полно рассматривается в следующих разделах. Тот факт, что в «Практикуме-ситуации» этой главы некоторые члены группы лишь формально участвуют в ее работе, наталкивает на мысль о необходимости срочного решения некоторых вопросов процесса.

Модель Э. Шейна описывает формирование и развитие групп. Практика менеджмента ежедневно демонстрирует нам, что какие-то команды высокоэффективны, другие имеют весьма посредственные результаты. Что влияет на их работу? Проведенный Р. Гуццо и Дж. Ши сравнительный анализ различных исследований позволил сделать вывод о том, что большинство ученых рассматривают их как открытые системы, т. е. анализируют взаимосвязи между вводимыми ресурсами, процессами и результатами:

- Ресурсы. Знания и способности членов группы, состав команды и различные аспекты ее контекста, такие как система вознаграждения.

- Процессы. Взаимодействия членов группы, обмен информацией, участие в процессе принятия решений и социальная поддержка в команде.

- Результаты. Продукты работы группы, ее благосостояние и выживание, удовлетворение членов команды.

М. Уэст и Н. Андерсон проанализировали деятельность 27 команд менеджеров высшего звена Национальной службы здравоохранения Великобритании за длительный период. Ученые поставили цель эмпирически установить относительное значение для достигнутых командами результатов (в данном случае - для инноваций) факторов ресурсов (характеристики членов команды) и процессов группы (участие). Данные о внедренных командами за шестимесячный период инновациях оценивали специалисты в области здравоохранения.

В анкетах содержались вопросы относительно многочисленных аспектов состава и структуры групп, длительности их существования и бюджета больниц. В исследовании была предпринята попытка идентификации процессов деятельности команд, в частности:

- понимание участниками группы задач команды и степень участия в их решении;

- поведение, способствовавшее внедрению нововведений;

- данные расшифровок аудиозаписей собраний команд и документы.

Статистический анализ показал, что такие факторы, как размер групп, длительность существования и объем ресурсов организации не влияли на показатели нововведений. Более значимыми оказались факторы, определяющие групповые процессы (время, сотрудничество, вербальная поддержка и ресурсы, которыми пользовались члены группы для внедрения новых идей и предложений).

Источник: Д. Боди, Э.Шайн

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!