Урок по истории Древнего Мира : Загадки медного века
V класс «История Древнего Мира»
Тема урока: «Загадки медного века»
Цели урока:1. Развивать умение анализировать, сравнивать.
2. Познакомить школьников с протоцивилизациями.
3. Познакомить с различными гипотезами, с аргу-ментами, контраргументами их противников.
План урока: 1. Вводное слово учителя.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Домашнее задание. Заключительное слово учителя.
Оборудование: учебники, тетради, фантастические изображения Атлантиды (или реконструкция ее возможной территории - по версии о подтоплении островов в Атлантике), фотографии и реконструкции мегалитических построек (Стоунхендж и др.), фотографии раскопок Аркаима и реконструкция города; фотография скульптуры «Человек смотрящий вдаль», фотографии наскальных рисунков в Сахаре, фотографии статуй острова Пасхи.
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
2. Проверка домашнего задания.
|
Урок начинается с повторения материала предыдущей темы - "Переход к веку металлов". Ребятам предлагаются вопросы: когда впервые начинается обработка металлов? Какой металл ранее других стал самым употребительным? Почему? Как первоначально изготовляли медные изделия? Почему серебро и золото стали считаться драгоценными металлами? Как изменились занятия людей, орудия труда с началом века металлов? Что такое патриархат? Почему в V - IVтысячелетиях до н.э. усилилась власть мужчин? Ребята отмечают на линии времени начало медно-каменного века и объясняют значения слов энеолит, патриархат, месторождение, руда. |
3. Изучение нового материала
|
Учитель вешает на доску физическую карту мира и говорит о том, что IV тысячелетие до н.э. - время загадок в истории человечества. Эти загадки связаны с таинственными очагами высокой культуры, впоследствии исчезнувшей.
Далее речь идет об Атлантиде и других легендарных странах. Учитель ставит проблему: подтверждаются ли древние легенды научными исследованиями и находками археологов? Учитель рассказывает о следах атлантической культуры, о жизни людей в нынешних песках Сахары, о земледельцах и градостроителях Южного Урала. Рассказ сопровождается показом по карте районов знаменательных находок. Ребята уже знакомы с расположением материков и частей света, океанов, с некоторыми географическими объектами России (Уральские горы). Могут быть упомянуты и другие области протоцивилизации (например, Северный Таиланд). В заключительной части урока идет беседа о том, как жили и что умели люди атлантической культуры, Сахары, Аркаима. В ходе беседы обсуждаются следующие вопросы: 1. Какую технику могли использовать люди для постройки гигантских сооружений? (Здесь можно предложить ребятам познакомиться с реконструкцией технологии транспортировки каменных глыб с помощью канатов в иллюстрированном переводном французском издании "Всемирная история"). 2. Кто мог править племенами, создавшими такую развитую культуру? 3. Какими могли быть религиозные представления этих людей? Какую роль играло в их жизни искусство? Зачем они наблюдали за звездами? 4. Что может быть причиной исчезновения древнейших высоких культур? (Выдвигаются версии изменения климата, истощения почвы или подтопления берегов; упоминаются и передвижения кочевых племен.) Когда речь заходит об искусстве медно-каменного века, учитель показывает фотографии скульптуры с Южного Урала, условно названной "Человек, смотрящий вдаль", и изваяний острова Пасхи. Ребята тут же улавливают сходство в пропорциях фигур, в выражении лиц. Обсуждается, почему так похожи эти скульптуры, созданные людьми, которые жили очень далеко друг от друга. При наличии времени можно затронуть тему мироощущения людей того времени. Внимание пятиклассников обращается на гигантские размеры построек, скульптур, наскальных рисунков. Ребята могут высказать свои соображения по поводу смысла этого гигантизма (отражение власти вождей, вера в могущественных богов, повелевающих миром, и т.п.). Можно упомянуть и проблему последовательного или зигзагообразного исторического развития. Загадочное исчезновение областей высокой культуры в V - III тысячелетиях до н.э. ставится при этом в один ряд с уже известным ребятам фактом: обитавшие в Передней Азии 70-60 тысяч лет назад люди исчезли, а 55-45 тысяч лет назад в тех краях жили непохожие на них неандертальцы.
|
4. Домашнее задание. Заключительное слово учителя.
|
Найдите произведения научно-фантастической литературы, в которых рассказывается о легендарной Атлантиде. Подумайте, что в них может быть правдоподобно, а что полностью придумано.
На контурной карте древнего мира обозначьте районы древнейшей высокой культуры медно-каменного века. В тетрадь запишите свое мнение о причинах исчезновения древнейших высоких культур. Подумайте, может ли какой-либо из нынешних народов России считать жителей Аркаима своими предками. Желающие могут подготовить сообщение о древней культуре на территории современной Сахары (по книге К. Моисеевой "Волшебная антилопа"). |
Анализ урока
Цели урока достигнуты. Ученики познакомились с концепциями возникновения древних энеолитических культур. Ученики учились сравнивать, анализировать, были по-настоящему заинтересованы.
Беседуя с учениками о загадочных древнейших очагах человеческой цивилизации, не следует, на мой взгляд, увлекаться версиями о вмешательстве в жизнь Земли инопланетных разумных существ (эти версии были особенно популярны в первые годы освоения космоса - в 1960-е и начале 1970-х гг.; они использованы в западногерманском документальном фильме "Воспоминания о будущем", шедшем и на экранах СССР). Анализ всех зигзагов мировой истории, в том числе новейшей, убеждает, что жители Земли сами, без помощи извне, могли обрести навыки и умения, развить образное мышление, добиться технических успехов, о которых позднее забыли.
В принципе инопланетные версии происхождения высокой культуры не несут в себе какой-либо антигуманистической направленности. Гораздо опаснее другое. В некоторых отечественных публикациях, особенно связанных с культурой Аркаима, воскрешаются теории о культурном первородстве белой расы либо индоевропейских народов. Без веских оснований создание городов типа Аркаима приписывают "благородным ариям". Между тем праиндоевропейские племена в III - II тысячелетиях до н.э. занимались кочевым скотоводством и скорее могли сокрушить городскую и земледельческую культуру каких-то иных этнических групп, чем создать свою. К сожалению, индоевропейская версия Аркаима была некритически воспринята не только идеологами, стремящимися доказать, что арии (или славяне) - создатели мировой цивилизации, но и автором интересной, обстоятельной публикации в журнале "Наука и жизнь" (№ 1/1995).
Материал к уроку
1. "На этом острове ... возник великий и достойный удивления союз царей. Чья власть простиралась на весь остров, на многие другие острова и на часть материка, а сверх того по эту сторону пролива они овладели Ливией вплоть до Египта и Европой вплоть до Тиррении... Но позднее, когда пришел срок невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки [остров] исчез, погрузившись в пучину", - писал Платон в "Диалогах".
Древние легенды об Атлантиде - высокоразвитой стране, погибшей в одночасье в результате гигантской природной катастрофы, будили воображение исследователей начиная с конца XIX в., когда были обнаружены следы многих древних культур. В 1882 г. вышла книга американца И.Донелли "Атлантида, мир до потопа", в которой утверждалось, что таинственная страна в бассейне Атлантики была колыбелью человеческой цивилизации. Книга выдержала двадцать изданий, стала популярна. Горячими приверженцами гипотезы о реальном существовании Атлантиды были В. Я. Брюсов и а. н. Толстой (вспомним роман "Аэлита").
Легенды нашли неожиданное подтверждение после того, как в 1960-х гг. на юго-западе Англии было открыто необычное каменное сооружение, получившее название по соседнему поселку - Стоунхендж. Возможно, это была огороженная по окружности площадка для астрономических наблюдений и (или) древний храм. Вскоре в Англии был обнаружен другой мегалитический ("большекаменный") памятник - Каллениш. Подобные постройки открыты и на северном побережье Испании.
В 1977 г. американский археолог К. Ренфьо установил, что развалины огромных (также круговых) храмов и остатки каменных скульптур на острове Мальта восходят ко времени около 4000 г. до н.э. Раньше, чем в Двуречье и тем более в Египте, там научились плавить медь и золото. А ведь у Платона упоминаются "медные дворцы" атлантов... Несомненно существование высокоразвитых племен мореходов на островах и берегах Средиземноморья и Атлантики. Постройки в Англии, датируемые 1900-1600 гг. до н.э., могли быть осколками этой культуры.
Исследователей волнует загадка гуанчей - коренных жителей Канарских островов, которые по внешности и языку в XV в. не были похожи ни на европейцев, ни на африканцев. По свидетельствам испанцев, гуанчам было известно мумифицирование.
Ведутся споры по поводу происхождения обломков колонн (или природных округлых глыб), найденных на дне океана близ Багамских островов.
2. Всегда ли Сахара была пустыней? Отрицательный ответ на этот вопрос дали ученые, исследовавшие внутренние территории Сахары. За последние сто тысяч лет этот регион пережил два периода влажного климата: в века наибольшего оледенения (100-70 тысяч лет назад) и около 20-10 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют русла высохших рек, кости слонов, бегемотов, жирафов.
По мнению американского специалиста Г. Кларка, «Сахара, по всей вероятности, представляла собой в высшей степени благоприятную среду обитания для охотников, рыболовов и скотоводов... Озеро Чад занимало площадь в восемь раз большую, чем в настоящее время. Плоскогорья были покрыты средиземноморскими лесами».
В 1850 г. Г. Барт впервые обнаружил на плоскогорьях феццана (юго-запад современной Ливии) наскальные рисунки. Вскоре нашли много рисунков и в Южном Алжире. Их открывают и в наши дни.
Изображали и сцены охоты на газелей, и людей в причудливых костюмах, выполняющих ритуальные движения. Особенно выделяются изображения женщин. Люди на рисунках имеют как негроидные, так и европеоидные черты. Обращает на себя внимание огромная величина некоторых изображений (до 8,5 метра).
Период наибольшего расцвета культуры Сахары - 5000-2000 гг. до н.э., т.е. конец неолита и энеолит. В Сахаре найдена относящаяся к этому времени высококачественная керамика.
С конца III тысячелетия до н.э. в Сахаре, видимо, уже не создавались скальные росписи; климат в регионе становился всё засушливей. Во Ц тысячелетии до н.э. там жили только кочевники - предки современных берберов.
В хрониках Египта III тысячелетия до н.э. жители Сахары именуются чимх (черные) и чихну (светлые).
3. В конце 1960-х гг. группа ботаников натолкнулась на севере Таиланда на древние предметы. Поначалу исследователи отнесли культуру Чианг (по названию деревни, где обнаружили первые находки) к VI тысячелетию до н.э., но затем уточнили ее Возраст - 3600-3200 гг. до н.э. (время энеолита).
В найденных там гробницах сохранились более 200 глиняных сосудов, оружие, браслеты, керамические фигурки, деревянные валики для нанесения краски на полотно. Наряду с медными обнаружены бронзовые и оловянные орудия (в Передней Азии - бронзовые сплавы распространились лишь через тысячу лет) и стеклянные бусы (финикийцы изобрели стекло через две тысячи лет). В местах раскопок открыты музеи.
Ближайшие цивилизации - протоиндийская и китайская - появились соответственно после 3000 г. до н.э. и около 1800 г., до н.э. Ныне Север Таиланда - отсталый район, покрытый джунглями...
4. На Урале и в прилегающих районах в III тысячелетии до н.э. обитали племена андроновской культуры, занимавшиеся охотой и скотоводством (со слабыми элементами земледелия). Они жили небольшими семейными поселениями. В 1968-1969 гг. на реке Ишим в Северном Казахстане обнаружили рвы и валы времени предшествовавшего андроновской культуре. Через несколько лет сенсацией стала находка под Челябинском поселения, названного Синташта.
Это была крепость с прямоугольными глинобитными стенами, внутри
которых располагалось круговое укрепление. В крепости раскопали жилые дома с колодцами. Действовала система оросительных каналов. Были найдены бронзовое оружие, упряжь и колеса боевых колесниц на двоих человек (возничего и вооруженного луком и копьем воина). Колесницы оказались значительно старше известных нам хеттских и тем более египетских. Как полагают, уже в IV тысячелетии до н.э. здесь одомашнили лошадь.
В 1987 г. южнее Магнитогорска, в бассейне реки Урал, археологи открыли настоящий протогород, названный Аркаим - по ближайшему поселку. Благодаря вмешательству общественности Аркаим удалось спасти от затопления, когда создавалось очередное водохранилище.
В городе существовали несколько линий укреплений, смотровые башни, в центре - прямоугольная площадь, утрамбованная гипсом; ворота были сориентированы по сторонам света. На стенах, вероятно, устанавливался деревянный частокол, из-за которого могли стрелять лучники. Под круговой улицей была устроена канализация. Город был по неизвестной причине покинут людьми в начале II тысячелетия до н.э.
5. Похожие явления - возникновение и загадочное исчезновение высокой культуры посреди еще первобытного общества - характерны и для других регионов - для Южной Америки, Океании. Много лет продолжаются споры о назначении огромных рисунков на плоских вершинах гор Интересным феноменом в Океании является, конечно, остров Пасхи с гигантскими статуями, поставленными какими-то дополинезийскими жителями. У островитян сохранились предания о потоплении морем обширной суши и о последующей высадке на Пупе Земли вождя Хоту Матуа - их предка.
© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки
Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.
Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.