Управление внутренними делами. Общественный порядок и общественная безопасность как социально-правовые категории управления внутренними делами

Понятие «управление внутренними делами» используется в двояком значении. В широком смысле оно охватывает всю совокупность вопросов, входящих во внутреннюю компетенцию государства, и используется для их отграничения от внешних сношений, под которыми понимается «управле-ние делами государства, связанными с осуществлением его целей и задач во взаимоотношениях с другими странами».
Дифференциация государственной деятельности на управление внут-ренними и внешними делами отражает реально существующие основные направления деятельности государства и широко используется в междуна-родных договорах, политической и юридической литературе.
Вместе с тем в практике государственного строительства и в науке ад-министративного права сложилось более узкое, специальное административно-правовое понятие управления внутренними делами – как осо-бой отрасли государственного управления. Основным ее назначением явля-ется обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, общест-венного порядка и общественной безопасности от преступных и иных про-тивоправных посягательств, создание обстановки общественного спокойст-вия, нормальных условий для функционирования предприятий, учрежде-ний и организаций, труда и отдыха людей.
Управление в отрасли внутренних дел России имеет своим назначением охрану правопорядка и входит в общегосударственную правоох-ранительную систему. Основные функции государства, в том числе и функция охраны правопорядка, осуществляются государством в целом, всем его механизмом. Борьба с правонарушениями обеспечивается систе-мой социальных, экономических, воспитательных, организационных, пси-холого-педагогических, правовых и иных мер, объединенными усилиями органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Управление в отрасли внутренних дел является лишь одной из составных частей в реализации правоохранительной деятельности государства и при этом выполняет специфические функции свойственными ему фор-мами и методами.
Основными задачами управления в отрасли внутренних дел являются:
- обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, охраны их прав и законных интересов от преступных посягательств и админи-стративных правонарушений;
- обеспечение общественного порядка в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях  как в обычных условиях, так и при сти-хийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах;
- обеспечение общественной безопасности (безопасности дорожного движения, осуществление лицензионно-разрешительной деятельности на объекты и виды деятельности, подлежащие лицензированию в ОВД);
- организация борьбы с преступностью (предотвращение и пресечение преступлений, организация работы оперативно-разыскных и следственных аппаратов по раскрытию преступлений и розыску преступников, участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ в сфере борьбы с преступностью);
- организация и осуществление мер по предупреждению, пресечению административных правонарушений и привлечению виновных к админи-стративной ответственности;
- обеспечение охраны важных государственных объектов, особо важ-ных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по договорам;
- организация деятельности ОВД, связанной с вопросами гражданства Российской Федерации, свободы передвижения, выезда за пределы Рос-сийской Федерации и въезда на ее территорию, правового положения ино-странных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В системе исполнительной власти Российской Федерации МВД с подчиненными ему органами и внутренними войсками является централь-ным звеном обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Необхо-димость его преобразования обусловлена изменениями в экономической, политической, социальной жизни России,  обострением криминогенной обстановки и возрастающими требованиями общества к деятельности сис-темы МВД в условиях построения демократического правового государст-ва. Главной целью развития системы управления в отрасли внутренних дел является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств. Для достижения этой цели предстоит решить задачи:
• повышения эффективности управления и служебно-боевой готов-ности органов внутренних дел и внутренних войск;
• создания полноценной правовой базы функционирования системы МВД России;
• максимального использования положительно зарекомендовавших себя на практике форм и методов оперативной, служебной и служебно-боевой деятельности, обеспечения внедрения научных рекомендаций и приемлемого в российских условиях зарубежного опыта;
• улучшения работы с кадрами, повышения уровня профессионализма, исполнительской дисциплины и научной организации труда;
• укрепления делового сотрудничества с другими правоохранительными органами, налаживания на новой основе взаимодействия с на-селением и институтами гражданского общества;
• расширения и углубления взаимовыгодных международных свя-зей;
• доведения до нормативного уровня финансового и материально-технического обеспечения; правовой и социальной защиты личного соста-ва;
• обеспечения собственной безопасности системы МВД России.
Управление внутренними делами является составной частью систе-мы государственного управления и ему свойственен общий для всей этой системы государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный, творческий характер в сочетании с непосредственно органи-зующей направленностью, повседневностью, непрерывностью. Для управ-ления в отрасли внутренних дел характерен ряд специфических черт: ох-ранительная направленность, применение непосредственного принужде-ния, организация по военному принципу.
Государственно-властный характер управления в отрасли внутренних дел проявляется в осуществлении его от имени государства, с использова-нием государственно-властных полномочий, выражающихся в принятии юридически обязательных актов; осуществлении контроля за соблюдением установленных правил, применении мер государственного принуждения.
Сотрудники органов внутренних дел являются представителями власти, указания которых в пределах данных им полномочий обязательны для всех граждан и должностных лиц независимо от служебной подчиненности последних. Ст. 23 Закона РФ «О полиции» гласит: «Законные требования сотрудника полиции обязательны для исполнения гражданами и должно-стными лицами. Невыполнение законных требований сотрудника полиции и действия, препятствующие выполнению возложенных на него обязанно-стей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке».
Управление в отрасли внутренних дел относится к системе исполнительной власти. По своему характеру и назначению оно заключается в исполнительной деятельности, направленной на реализацию, проведение в жизнь требований законов. В ст. 1 Закона РФ «О полиции» она определя-ется как «система государственных органов исполнительной власти, при-званных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собствен-ность, интересы общества и государства от преступных и иных противо-правных посягательств и наделенных правом применения мер принужде-ния».
Управление внутренними делами представляет собой непосредственно организующую деятельность. Ее суть состоит в осуществлении ор-ганизационных мер, обеспечивающих претворение в жизнь законов и под-законных актов, в повседневном направлении поведения людей в рамках предписаний правовых норм, в создании условий гражданам, обществен-ным объединениям, государственным и частным предприятиям для реали-зации прав и выполнения ими своих обязанностей. Следовательно, управ-ление внутренними делами является не только охранителем, но и своего ро-да архитектором, организующим отношения в сфере общественного по-рядка и безопасности.
Организующая деятельность в отрасли внутренних дел характеризуется рядом особенностей. Непосредственно организующее воздействие сказывается здесь в тех случаях, когда создается опасность совершения правонарушения. Необходимо иметь в виду, что преступления и другие правонарушения – факторы, дезорганизующие правопорядок, государст-венную и общественную дисциплину. Поэтому основная задача управле-ния в отрасли внутренних дел состоит в профилактике правонарушений, предупреждении нарушений общественного порядка, угрозы личной безопасности граждан и общественной безопасности.
Повседневность и непрерывность управления в отрасли внутренних дел выражаются в том, что его функции по обеспечению личной и имуще-ственной безопасности граждан, общественного порядка, безопасности до-рожного движения, борьбе с преступностью и др. осуществляются повсе-дневно и непрерывно в любое время года и суток, на всей территории стра-ны как в обычных условиях, так и при всех видах чрезвычайных обстоя-тельств.
Одной из характерных черт управления в отрасли внутренних дел является охранительная направленность, которая отличает его от других от-раслей и сфер государственного управления. Основное социальное назначе-ние этой отрасли государственного управления состоит в организации и практическом осуществлении охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, общественного порядка и безопасности от преступных и иных противоправных посягательств.
Охранительной направленностью определяются особенности меха-низма управления в отрасли внутренних дел, специфический комплекс управленческих функций, своеобразие методов и форм управляющего воз-действия на общественные отношения. Для данной отрасли государствен-ного управления характерны: значительно больший объем контрольно-надзорных полномочий, распространяющихся на не подчиненные в органи-зационном отношении предприятия, учреждения, организации, их должно-стных лиц, а также граждан; проведение в жизнь специальных ограничи-тельных правовых режимов, запретов на совершение определенных дейст-вий, лицензионно-разрешительные системы на объекты, бесконтрольное пользование которыми может создать угрозу общественному порядку и безопасности.
Очень важна для понимания особой социальной роли управления в отрасли внутренних дел такая его специфическая черта, как право приме-нять непосредственное принуждение, насильственно заставлять исполнять закон, причем в ряде случаев без предварительного издания каких-либо по-становлений о применении принуждения. В этом состоит коренное отличие не только от других структур исполнительной власти (управление хозяйст-венным, социально-культурным строительством), но отрасли внутренних дел также и иных правоохранительных структур (прокурорского надзора, отправления правосудия и др.). Последние принимают решения о приме-нении мер принуждения, но их непосредственная реализация осуществля-ется системой органов внутренних дел, которым подчинены основные ап-параты непосредственного административно-правового и уголовно-правового принуждения; изоляторы для временного содержания задержан-ных и заключенных под стражу, отряды полиции особого назначения (ОМОН), отряды полиции специального назначения (ОМСН), специальные приемники для лиц, арестованных в административном порядке. В ст. 1 За-кона РФ «О полиции», дающей определение полиции как системы органов исполнительной власти, указывается в качестве их специфической отличи-тельной черты наделенность «правом применения мер принуждения». По этому основанию органы внутренних дел относят к «силовым структурам».
Выделяя непосредственное принуждение в качестве специфической черты управления в отрасли внутренних дел, необходимо иметь в виду, что принуждение — это не цель, а средство управления в отрасли внутренних дел, но такое средство, которое позволяет ставить перед данной отраслью соответствующие цели по охране правопорядка.
Важной особенностью системы управления в отрасли внутренних дел является организация ее по ряду признаков по военному типу, к кото-рым можно отнести вооруженность, форменную одежду, специальные зва-ния, принятие присяги. Близки к воинским признакам такие черты, как дисциплина и порядок внутрислужебных отношений между начальниками и подчиненными, сотрудниками, имеющими разные звания, меры дисцип-линарной ответственности, порядок оплаты труда и пенсионного обеспе-чения.
В систему управления внутренними делами входят внутренние вой-ска, организация и деятельность которых строится в полном объеме на ар-мейских принципах.
Потребность в определенной военизации органов внутренних дел обусловлена спецификой их деятельности, в частности, опасностью и неоп-ределенностью ситуаций, быстрым изменением обстановки, необходимо-стью использования силы, вплоть до огнестрельного оружия, что требует незамедлительных решений, затягивание в принятии которых может стоить человеческой жизни.
Система управления внутренними делами состоит из субъекта управления, объекта управления, прямых и обратных связей.
Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими пол-номочиями; общественные объединения и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций управления в сфере внутренних дел; граждане, участвующие в охране общественного порядка.
Объектами управления в сфере внутренних дел являются: граждане, группы-коллективы людей, государственные органы и их служащие, об-щественные объединения и их представители.
Прямые и обратные связи между субъектами и объектами управле-ния выражаются, с одной стороны, в исходящих от субъекта управления командах, имеющих властный характер и обязательных для исполнения, а с другой – поступающей от объекта управления информации, характери-зующей его состояние, сведений о выполнении или невыполнении команд субъекта управления.
Содержание управления в сфере внутренних дел составляет деятель-ность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.
Основная цель управления в сфере внутренних дел – обеспечение за-конности и правопорядка, охрана прав, свобод и законных интересов гра-ждан, предприятий, учреждений и организаций.
Управление внутренними делами как разновидность социального управления дифференцируется на ряд функций, под которыми понимаются определенные направления деятельности по выполнению задач управле-ния.
Функции управления подразделяются на:
а) общие – характерны для всей системы управления в целом и от-дельным ее звеньям – это прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, учет;
б) специальные (основные) – оказывают организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполне-нию различных видов работ в этих сферах. Через них непосредственно реализуются цели и задачи субъектов управления. К специальным функци-ям управления в сфере внутренних дел относятся:
– охрана  жизни, прав, свобод граждан от преступных посягательств, а также охрана общественного порядка;
– предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений;
– охрана собственности;
– устранение причин и условий, порождающих преступность;
– раскрытие преступлений, розыск преступников;
в) обеспечивающие (обслуживают процесс реализации общих и спе-циальных функций) – это кадровая, финансовая, материально-техническая, делопроизводство и др.
Управление в сфере внутренних дел осуществляется в разнообраз-ных формах: организационные мероприятия (организационная работа); ма-териально-технические операции; нормотворческая деятельность; право-применительная (регулятивная и правоохранительная) деятельность.
Управленческая деятельность осуществляется как внутри самой сис-темы органов внутренних дел, так и во внешней среде, сфере ее деятельно-сти, во взаимоотношениях с органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Управление внутренними делами является одной из сфер государст-венного управления. Оно обладает общими для всей системы государст-венного управления чертами и принципами, однако их реализация имеет свои особенности, обусловленные спецификой общественных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, ее правоохранительным харак-тером, целями и сущностью управления.
Управление в сфере внутренних дел направлено на претворение в жизнь законов и подзаконных актов; профилактику правонарушений; соз-дание гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям условий для реализации их прав и возложенных на них обя-занностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права и общечеловеческим нормам морали.
Многие субъекты управления в сфере внутренних дел выступают в качестве представителей власти, наделенных правом давать в пределах своих полномочий распоряжения, предъявлять требования, обязательные для всех граждан и должностных лиц. Они обладают полномочиями по применению мер административного принуждения (административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и админист-ративно-процессуального обеспечения и административных взысканий). Ряд субъектов могут совершать оперативно-разыскные, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные действия.
Управленческие отношения в сфере внутренних дел преимущественно являются отношениями власти-подчинения. Вместе с тем существуют многочисленные отношения, характеризующиеся равенством их участников. Например, отношения органов внутренних дел с иными госу-дарственными органами, с которыми осуществляется взаимодействие в ох-ране общественного порядка и укреплении законности, с добровольными народными дружинами и другими общественными формированиями, уча-ствующими в охране правопорядка.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение государственного управления в сфере внутренних дел — это целенаправленная, организующая, исполнительная и распорядительная деятельность уполномоченных субъектов управления, состоящая в непосредственной практической реализации задач и функций государства в сфере внутренних дел.
Сущность управления в области внутренних дел и его специфика со-стоят в том, что в его процессе осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.
Особое внимание следует обратить на понятие и сущность  общест-венного порядка,  правопорядка,  общественной безопасности и личной безопасности граждан, соотношение общественного порядка и обществен-ной безопасности.
Общественный порядок. Государство возникает из необходимости  создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности и благосостояния. Исторический опыт показывает, что про-изводство материальных и культурно-духовных благ требует определенно-го  общественного порядка, который может в основном обеспечить лишь государство. Охрана общественного порядка представляет собой важную функцию органов исполнительной власти. В настоящее время категория общественного порядка  приобретает особую актуальность, поскольку зна-чительная часть преступлений и проступков совершается в общественных местах и посягает прямо или косвенно на общественный порядок.
Общественный порядок как политико-правовая категория означает социальную благоустроенность и организованность всего общества, охва-тывает все сферы общественных отношений. Основу общественного по-рядка в широком смысле  составляет правопорядок: порядок в семье, тру-довом коллективе, аппарате государственного управления, общественных местах, в экономике и финансовом хозяйстве и т. д. Подобный порядок ха-рактеризуется определенной устойчивостью и известной гармонией между людьми. Стихийные бедствия, войны, массовые беспорядки на улицах и высокий уровень преступности нарушают общественный порядок  как по-литико-правовое и экономическое состояние  общества и могут потрясти государство в целом.
Таким образом, любой способ производства материальных благ тре-бует упрочения социальных связей и общественных отношений, без кото-рого немыслима совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей.
Общественный порядок складывается из волевых отношений людей, которые проявляются в их поведении, действиях как результат их созна-тельной деятельности. Политическая система (государство, общественные объединения) формирует общественный порядок, активно влияет на обще-ственные отношения путем установления социальных правил поведения и обеспечения их исполнения и соблюдения.
Под общественным порядком как социально-правовой категори-ей понимается обусловленная потребностями общества система урегу-лированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормаль-ных условий труда и отдыха людей, для деятельности государствен-ных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Для уяснения этого понятия необходимо проанализировать обра-зующие его элементы: 1) средства регулирования; 2) цели установления и поддержания; 3) содержание общественных отношений; 4) реальные га-рантии прочности.
Средствами регулирования общественного порядка являются право-вые нормы и правила общежития неправового характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).
Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совер-шение определенных действий, устанавливает ответственность за правона-рушения, определяет задачи, полномочия, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц и общественных организаций по охране общественного порядка.
В регулировании общественного порядка наряду с нормами права  большое значение имеют нормы морали, правила культуры общения и по-ведения, обычаи и иные правила  общежития неправового характера. Они закрепляют общепризнанные образцы и типичные формы поведения, ос-нованные на товарищеских отношениях, уважении к обществу, поддержи-ваемые личными убеждениями, традицией, силой общественного мнения и воздействия.
Цели установления и поддержания общественного порядка состоят в создании благоприятных условий для нормального функционирования го-сударственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, в обеспечении общественного спокойствия, уважения к обществу и общест-венной нравственности, чести и достоинству личности.
Содержание общественного порядка составляет система обществен-ных отношений, складывающихся в результате исполнения и соблюдения норм права и правил общежития. Общественный порядок составляют не сами социальные нормы, а фактически складывающиеся на их основе об-щественные отношения. В зависимости от вида регулирующих норм эти отношения могут быть правовыми и неправовыми.
Основу содержания общественного порядка составляют процессы общения в сфере быта и отдыха людей. Отношения в области обществен-ного порядка характеризуются, как правило, действиями и поступками от-дельных лиц или небольших групп людей, когда эти действия и поступки не связаны с целесообразной коллективной деятельностью, служебными или иными трудовыми правоотношениями.
Поскольку рассматриваемое понятие связано с местом, где склады-ваются общественные отношения между людьми, то возникает вопрос о том, что следует понимать под общественным местом. В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. Однако в нем содер-жится примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты и другие общест-венные места.
К общественным местам в литературе принято относить места обще-ния людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, ибо нару-шение правил поведения в местах общения людей одной личностью затра-гивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в част-ности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в об-щественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юриди-ческую ответственность (скажем, распитие спиртных напитков на улице, в парке и т. п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится.
Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере обще-ственного порядка принадлежит конституционным нормам, которые воз-лагают на органы государственной власти, органы местного самоуправле-ния, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации. Запрещается создание и деятель-ность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Важная роль в регулировании отношений в сфере общественного по-рядка принадлежит нормам законов и иных актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка.
Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, в законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Феде-рации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
Общественные места подразделяются на постоянные, периодические и эпизодические.
К первой группе относятся общественные места, доступ в которые открыт в любое время: улицы, бульвары, площади, скверы, дворы жилых домов, вокзалы, посадочные платформы и т. д.
Вторую группу составляют помещения, предназначенные для об-служивания населения в определенные часы: социально-культурные учре-ждения, общественный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, бытовых услуг, спортивные сооружения. С точки зрения охраны общественного порядка общественными местами они являются только во время работы по назначению.
К третьей группе относятся места, в которых общение людей носит эпизодический характер. Например, луг, поляна, лесной массив за чертой населенного пункта во время культурно-массовых мероприятий. Как и в предыдущем случае, в качестве общественных мест их следует рассматри-вать лишь в период проведения конкретного массового мероприятия.
Однако было бы неправильным ограничивать общественный поря-док только рамками общественных мест. Главным здесь является не место возникновения   общественных отношений, а их социальное назначение, цель, ради которой они закрепляются нормами права и иными социальны-ми нормами. Поэтому хулиганство в отдельной квартире также считается посягательством на общественный порядок.
Таким образом, наряду с отношениями, складывающимися в общест-венных местах, понятием общественного порядка охватываются отноше-ния, возникающие и развивающиеся вне этих мест, но по своему характеру связанные с обеспечением общественного спокойствия, созданием нор-мальных условий  для деятельности государственных и общественных ор-ганизаций, для труда и отдыха граждан, охраны их чести и достоинства.
Реальными гарантиями прочности общественного порядка является демократизм, соответствие правил общественного порядка интересам всех слоев населения, убежденность граждан в их справедливости и целесооб-разности, неуклонный рост культуры и сознательности граждан. Поэтому общественный порядок здесь характеризуется устойчивостью, доброволь-ным и сознательным соблюдением установленных правил подавляющим большинством граждан, их активным участием в поддержании порядка.
Общественная безопасность. Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества — общественной безопасностью, кото-рую призваны обеспечивать органы государства, и в особенности органы внутренних дел, полиция.
Общественная  безопасность отличается от общественного порядка по своим целям, охраняемым объектам, источникам предотвращаемой уг-розы, средствам  регулирования, содержанию отношений.
Основные объекты безопасности:  личность – ее права и свободы;  общество – его материальные и духовные ценности; государство – его кон-ституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
В понятии общественной безопасности можно выделить следующие элементы: содержание, цель обеспечения, средства регулирования.
Содержание общественной безопасности составляет система воле-вых общественных отношений, связанных с предотвращением или устра-нением угрозы для жизни  и здоровья людей и их имущества.
К сфере общественной безопасности относятся те общественные от-ношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность связана с проявлением негативных свойств источников повышенной опас-ности при неправильном пользовании ими. Она включает в себя отноше-ния людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопас-ность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопо-жарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпиде-миями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно-разрешительную систему (например, правил приобрете-ния, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов, правил открытия и функционирования объектов, где они обращаются, и др.).
Отношения в области общественной безопасности имеют цель пре-дотвращать и устранять опасные ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, не допускать  повреждений или разруше-ний предприятий, жилищ, машин и других объектов. Они характеризуются специфическими источниками опасности, в качестве которых выступает прежде всего деятельность, связанная с движением транспорта (автомо-бильного, железнодорожного, водного и воздушного), эксплуатацией про-мышленных предприятий, выполнением горных и строительных работ, ис-пользованием ядов, взрывчатых и пожароопасных материалов, радиоак-тивных изотопов, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, ко-торые в процессе пользования ими представляют опасность для жизни и здоровья человека, могут нанести вред окружающей среде. Угрозу обще-ственной безопасности создают также стихийные явления природы: на-воднения, землетрясения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, по-жары,  возникающие в результате удара молнии, и т. п. Исходя из этого можно выделить следующие источники общественных отношений, скла-дывающихся в сфере общественной безопасности:
– машины, приборы, механизмы, другие технические средства, тех-нологические процессы;
– стихийные силы природы; наводнения, землетрясения, ураганы и иные природные явления, возникающие независимо от воли и сознания людей;
– вещества и предметы, подпадающие под так называемую разреши-тельную систему: оружие, боеприпасы, ядовитые, взрывчатые и радиоак-тивные вещества;
– действия или бездействия физических лиц, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, материальным и духовным ценностям.
Таким образом, цель обеспечения общественной безопасности – предотвращение и устранение  какой-либо угрозы жизни и здоровью лю-дей, окружающей среде и материальным ценностям, исходящей от источ-ников повышенной опасности.
Средства регулирования отношений, складывающихся в сфере обще-ственной безопасности, имеют свои особенности. В их основе лежат тех-нические правила, определяющие приемы (способы) воздействия человека на орудия труда, средства производства и силы природы. Эти правила вы-рабатываются в результате познания объективных законов природы на ос-нове выводов технических, биологических, медицинских и других естест-венных наук. Государство придает им обязательный характер, устанавли-вая посредством правовых норм порядок совершения конкретных дейст-вий по отношению к определенным  предметам материального мира или явлениям природы и поддержания их в безопасном для людей состоянии. Такие нормы в полной мере сохраняя свое техническое содержание, при-обретают одновременно качества юридических норм, становятся технико-юридическими нормами. В качестве примера можно назвать правила об охране труда и техники безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения. Содержащиеся в них нормы распространя-ются на всех лиц, использующих соответствующие источники повышен-ной опасности.
Из этого можно сделать вывод, что средствами регулирования связей в области общественной безопасности являются технико-юридические нормы, определяющие порядок безопасного для общества обращения лю-дей с орудиями труда, средствами производства и силами природы. Исходя из чрезвычайной опасности нарушения этих норм, законодатель установил строгую ответственность за такие нарушения, вплоть до уголовно-правовой.
Спецификой общественной безопасности обусловлены особенности методов ее обеспечения. Большое значение здесь должно придаваться ор-ганизационной работе по строжайшему соблюдению норм, направленных на обеспечение общественной безопасности, надзору за их выполнением, своевременному пресечению малейших отступлений от них, проведению профилактических мероприятий. Не менее важно обеспечить правовой ре-жим разрешительной системы, сущность которого состоит в обязательном получении от уполномоченных органов государства разрешений на владе-ние и пользование источниками повышенной опасности.
Под общественной безопасностью понимается система регули-руемых  технико-юридическими правовыми нормами (юридическими, техническими, организационными) общественных отношений, свя-занных  с предотвращением или ликвидацией опасных и вредных для жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей сре-ды последствий, которые могут наступить в результате стихийных сил природы или деятельности, представляющей повышенную опас-ность для окружающих.
Между общественным порядком и общественной безопасностью су-ществует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка спо-собствует повышению общественной безопасности.
Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отно-шений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодатель-ство об административных правонарушениях устанавливает дифференци-рованную ответственность за правонарушения в сфере общественного по-рядка и в сфере общественной безопасности. Так, гл. 20 Кодекса РФ об ад-министративных правонарушениях включает в себя составы правонаруше-ний, посягающие на общественный порядок. Правонарушения, посягаю-щие на общественную безопасность, содержатся в ряде глав Кодекса, на-пример, нарушение правил использования атомной энергии и учета ядер-ных материалов и радиоактивных веществ влечет ответственность, преду-смотренную ст. 9.6 гл. 9 Кодекса, ст. 11.16 гл. 11 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на железно-дорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте.
Систему мер по охране общественного порядка и обеспечению об-щественной безопасности составляет правовое регулирование отношений в указанных сферах, т. е. принятие компетентными органами законода-тельных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т. е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.
Существуют различные способы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В зависимости от специфики правового регулирования общественных отношений в рассматриваемых сферах и характера мер, посредством которых охраняется общественный порядок и обеспечивается общественная безопасность, различаются сле-дующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-разыскной и гражданско-правовой.
Административно-правовая охрана общественного порядка и обес-печение общественной безопасности осуществляются посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер админи-стративного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий.
Оперативно-разыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляются в соответствии с законодательством с помощью оперативно-разыскных мероприятий, для пре-дотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и след-ствия, преступников.
Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.
Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществ-ляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах. Они имеют специфическое назначение и особенности. К основным общепризнанным направлениям деятельности органов внутренних дел относятся: административная и оперативно-разыскная.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!