Управление качеством рабочей силы российских организаций на рынке труда и в сфере занятости
Настоятельная задача реформирования экономики России - обеспечение высокой конкурентоспособности продукции и услуг, выпускаемых предприятиями и организациями, как основы их устойчивого экономического развития. Требования по вхождению страны в члены Всемирной торговой организации (ВТО) в части обеспечения качества, продуктивности и безопасности труда также направлены на эффективное регулирование и управление рынком рабочей силы. Ключевыми позициями в достижении экономической стабильности являются развитие на предприятиях систем, обеспечивающих качество, продуктивность и безопасность труда и способствующих повышению качества рабочей силы. Опыт стран с эффективной рыночной экономикой убедительно показывает, что наиболее устойчивая база конкурентоспособности - это развитие на предприятиях систем качества и продуктивности, основанных на высокой профессиональной квалификации работников. Анализ сложившегося положения дел в области управления качеством рабочей силы российских организаций позволяет выделить основные проблемы, решение которых требует непосредственного государственного регулирования и поддержки.
В настоящее время профессионально-квалификационный уровень работников российских организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым на международном рынке труда. Рабочие и специалисты в большинстве своем неконкурентоспособны на рынке труда и в профессиональном отношении не соответствуют требованиям международных стандартов как в части теории, так и практики; без дополнительной переподготовки они не готовы к сдаче обязательных международных тестов оценки профессионального уровня персонала - обязательному условию международной сертификации продукции и производств на предмет допуска их на международный рынок.
Сформированная в условиях плановой экономики профессионально-квалификационная структура рынка труда оказалась невосприимчивой к изменившимся отношениям в сфере производства. Исследования Института экономики РАН, Института труда, мониторинг организаций выявили, что в России до сих пор доминирует индустриальный тип занятости. Более половины занятых в производственных отраслях экономики работники простого неквалифицированного труда с узкой специализацией или традиционного труда средней сложности.
Принятая в большинстве организаций кадровая политика не соответствует стратегии рыночных реформ. По данным опросов ВЦИОМ, Института социально-политических исследований РАН, обследований организаций в экспериментальных регионах Минтруда России (Алтай, Красноярск, Краснодар, Воронеж и др.), основная масса работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда.
Программы обучения работников в организациях ориентированы на получение минимальной квалификации. Соответствующие испытания включают перечень существенно упрощенных профессионально-квалификационных требований (Доклад Национальной обсерватории России для Европейского фонда профессионального образования). Практически отсутствуют программы, увязанные с подготовкой работников высшей квалификации, с реализацией проблем качества, продуктивности, повышения мотивации работников.
Применяемые методы воздействия на развитие качества рабочей силы, эффективные в предыдущие периоды советской плановой экономики, не обеспечивают решение данной проблемы в кратчайшие сроки. Прежняя система повышения квалификации практически не соответствует требованиям рыночной экономики; выявилась острая проблема в части обеспечения организаций России работниками высокого профессионально-квалификационного уровня, управления качеством рабочей силы.
Цель создания системы управления качеством рабочей силы в России состоит в обеспечении конкурентоспособности российских товаров и услуг, повышении мобильности рабочей силы и создании условий для повышения гибкости рынка труда, уровня защиты профессионализма и уровня жизни работника на основе достижений персоналом организаций профессиональной компетентности, соответствующей наивысшим требованиям на международном рынке труда по применению современных технологий, эффективных методов управления, организации производства и труда.
По мере преодоления кризисных явлений в экономике, ее вступления в стадию оживления и подъема, снижения уровней общей и регистрируемой безработицы все с большей остротой встает проблема сбалансированности структур совокупного спроса на рабочую силу и ее предложения. Одним из необходимых условий стабильного экономического роста является согласование потребностей рынка труда в рабочей силе определенного уровня квалификации и обладающей нужными работодателю профессиями и специальностями с соответствующими параметрами имеющегося кадрового потенциала и возможностями адаптации этих параметров к меняющемуся спросу на рабочую силу в будущем.
Другое важное условие стабильного экономического роста - наличие кадрового потенциала определенного уровня квалификации, обладающего нужными работодателю профессиями и специальностями.
Обеспечение названного условия экономического роста становится первоочередной задачей государственной политики занятости, политики в области образования, структурной политики.
Общая стратегия намечаемых мер заключается в объединении интересов и ресурсов заинтересованных в развитии качества рабочей силы субъектов - работодателей, работников и органов государственного управления, интеграции системы управления качеством рабочей силы на предприятиях в национальную и международную системы качества, в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для получения профессиональной квалификации, соответствующей требованиям международного рынка рабочей силы.
В последние пять лет значительно увеличилось число профессиональных групп (в группировке по занятиям на основной работе), в которых отмечается рост численности занятых. Отраслевые сдвиги в структуре занятых привели к росту спроса на рабочую силу по профессионально-квалификационному признаку. Трансформационные процессы в экономике и на рынке труда привели к опережающему росту спроса на рабочую силу более высокого уровня квалификации, тогда как в первые годы реформ достаточно отчетливо прослеживалась тенденция к депрофессионализации кадрового потенциала в связи с ростом в общем числе занятых доли отраслей, не требующих высокого уровня подготовки занятого в них персонала (розничная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения) и соответствующего сокращения сфер приложения труда, ориентированных на высокую квалификацию занятых.
В условиях происходящих межотраслевых и межпрофессиональных переливов рабочей силы при переходе к устойчивому экономическому росту в ряде отраслей промышленности (некапиталоемких отраслях, производящих продовольственные и потребительские товары, некоторых подразделениях строительного комплекса, в отрасли связи, в машиностроении и металлообработке, химии и нефтехимии) станут ощутимыми потери квалифицированных кадров, понесенные в годы реформ.
Потери квалифицированных рабочих кадров могут оказаться трудновосполнимыми по ряду причин, в том числе: свертывания системы начального профессионального образования, снижения у молодежи престижа рабочих профессий (в том числе в связи с низким уровнем оплаты труда), адаптации части взрослого населения из числа специалистов и квалифицированных рабочих к новым видам деятельности, часто более высокооплачиваемым, чем те рабочие места, которые им будут предложены на "старой работе". Эти потери станут причиной дефицита кадров в базовых отраслях экономики. Этому будет способствовать и предполагаемое на первых порах восстановление рабочих мест на прежней трудоемкой технологической основе, а противодействовать - рассасывание скрытой безработицы.
Трансформируемая под воздействием рыночных преобразований и начавшегося оживления производства экономика предъявляет повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу. Профессионализм и квалификация постепенно становятся решающими факторами, определяющими перспективы трудоустройства для лиц, вышедших на рынок труда. Обозначенные тенденции имеют и оборотную сторону: растет уровень безработицы среди неквалифицированных рабочих и совокупная доля неквалифицированных рабочих и лиц, не имеющих опыта работы, в том числе не имеющих профессии, или специальности, в общем числе безработных. В настоящее время она составляет около 35%. Это обстоятельство в числе многих других необходимо учитывать при обосновании выбора направлений реструктуризации профессионально-квалификационного состава занятых и обусловливаемых ими преобразований в системе профессиональной подготовки специалистов и квалифицированных рабочих.
Анализ профессионально-квалификационного состава рабочей силы показал, что под влиянием реформ и различий в спросе на рабочую силу по отдельным профессиям и квалификационным уровням в период 2000-2002 гг. произошли интенсивные сдвиги в структуре занятых. Они носили неоднозначный характер по своей направленности, глубине изменений и причинам, их определяющим, в годы спада производства и в годы оживления экономики. Вместе с тем отчетливо проявились общие тенденции:
- увеличение спроса на труд информационного типа и на работников сферы обслуживания;
- формирование растущей потребности в работниках по так называемым актуальным рыночным профессиям;
- рост спроса на работников ряда традиционных профессий, не способных выполнять работу на качественно ином уровне под влиянием более высоких требований работодателей и частного сектора и расширения (появления) высококачественных услуг организациям и населению;
- снижение спроса на неквалифицированную рабочую
силу;
- значительное снижение потребности в работниках индустриального типа (специалистов и рабочих), но не подкрепленное технологическими изменениями и ростом производительности труда. Оно свидетельствовало скорее о размывании индустриального типа занятости, чем о реальном становлении ее нового типа.
Принципиальные моменты, которые необходимо учитывать при совершенствовании развития кадрового потенциала российской экономики;
- сложившаяся отраслевая структура занятости и перспективы ее трансформации;
- продолжительность периода, в течение которого предполагается реализация выбранных направлений развития;
- приоритеты национальной структурной политики;
- демографическая ситуация (текущая и прогнозируемая);
- особенности профессионально-квалификационного состава экономически активного населения;
- национальная система профессионального образования и возможности ее адаптации к новым экономическим реалиям.
Прогрессивные сдвиги в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре занятых определяются:
- степенью ее урбанизации;
- удельным весом занятости в непроизводственной сфере, растущим под влиянием повышения производительности труда в отраслях индустриального сектора;
- доминированием наукоемких видов деятельности и квалифицированного труда во всех сферах национальной экономики.
Сложившаяся в России отраслевая структура занятости (как и собственно производства), несмотря на довольно заметные трансформационные процессы в направлении перемещения работников из промышленности, транспорта и строительства в отрасли, связанные с предоставлением различного рода услуг населению и предприятиям, продолжает отличаться чрезмерным удельным весом занятых в индустриальных отраслях. Это свидетельствует о ее нерациональности, даже архаичности (если добавить сверхзанятость в аграрном секторе). В то же время диктуется необходимость интенсифицировать процесс реструктуризации системы рабочих мест и профессиональной структуры занятых именно в индустриальных отраслях, прежде всего в промышленности. Последнее особенно важно, поскольку промышленность - основа экономического потенциала и жизнедеятельности десятков миллионов людей в России. Сокращение спроса на рабочую силу со стороны промышленных отраслей было наибольшим, а восстановление системы рабочих мест осуществляется крайне медленно.
По расчетам специалистов Института макроэкономических исследований, в период 2001-2005 гг. в российской экономике будет происходить умеренный рост общего числа занятых (годовой темп прироста не более 0,5%), в результате чего к концу периода оно на 2,2 млн чел. превысит базисный уровень 2000 г. В течение 2002-2005 гг. сохранится тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом предприятий и организаций в кадрах как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. Предстоящие три года будут весьма благоприятными с точки зрения предложения рабочей силы:
- численность населения в трудоспособном возрасте увеличится на 1,9 млн чел., или на 2,2%. За счет значительного вступления молодежи в трудоспособный возраст в 2003 г. будет отмечаться максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста - 718 тыс. чел., после чего указанный положительный прирост будет постоянно снижаться (в 2004 г. он уменьшится до 366 тыс. чел., а начиная с 2007 г. начнется абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте);
- миграционный прирост населения, главным образом из стран ближнего зарубежья (стран СНГ и Балтии), превысит 453 тыс. чел., из которых более половины придется на лиц трудоспособного возраста.
По прогнозу Минэкономразвития России, среднегодовая численность занятых в экономике увеличится с 65,2 до 65,8 млн чел.)- При этом сохранится тенденция роста численности занятых в материальном производстве с 45,0 млн чел. в 2002 г. до 45,4 млн чел. в 2004 г. в основном за счет отраслей промышленности (машиностроения и металлообработки, химической и нефтеперерабатывающей, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, оборонно-промышленного комплекса), торговли и общественного питания при сохранении практически неизменной доли занятых в материальном производстве в общей численности занятых в экономике.
Ситуацию на рынке труда в предстоящие три года может усугубить влияние следующих факторов:
- структурные преобразования в ряде отраслей экономики (угольная, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и др.), сопровождаемые высвобождением работников, обострят ситуацию на региональных рынках труда;
- рост платности жилищно-коммунальных услуг и увеличение доли заработной платы в структуре доходов населения повлияют на увеличение экономической активности населения, в том числе наиболее уязвимых его категорий;
- значительный прирост численности молодежи трудоспособного возраста (свыше 1,7 млн чел.) увеличит потребности в трудоустройстве данной категории населения, обострит проблему безработицы для лиц в возрасте до 29 лет, не имеющих специальности и трудового опыта;
- появление на рынке труда значительного слоя молодежи с низким общеобразовательным уровнем, прежде всего В сельской местности, где в настоящее время около 800 тыс. детей школьного возраста не имеют возможности посещать школы;
- реформирование Вооруженных Сил обусловит необходимость проведения мероприятий по профессиональному переобучению на гражданские профессии, специальности и их социальной адаптации;
- ожидаемое увеличение численности граждан, освобожденных из мест лишения свободы, рост численности инвалидов в условиях ликвидации льгот для предприятий, применяющих труд инвалидов;
- низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы и др), обусловленная объективным ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам.
В целях совершенствования кадрового потенциала необходима адаптация существующей системы профессиональной подготовки кадров для удовлетворения потребностей современного рынка труда. Отметим известную инерционность в подготовке специалистов по востребованным на рынке труда профессиям.
Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность работодателей в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий. При этом учреждения начального и среднего профессионального образования должны учитывать потребности региональных рынков труда.
Создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда повысит уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования, создаст условия для реструктуризации кадрового состава организации, профессионального и социального развития молодых специалистов, снизит уровень социальной напряженности на рынке труда.
В связи с вышеизложенным назрела острая необходимость осуществления крупномасштабной профессиональной реформы, создания новой российской системы классификации профессий и системы профессиональных стандартов, соответствующих новой структуре рынка труда, требованиям рыночной экономики с учетом международного опыта.
Решение задачи коренного улучшения качества подготовки работников, имеющее определяющее значение для будущего страны, предполагает совместные усилия государства, участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем, связанных с подготовкой высококвалифицированного персонала, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной подготовке кадров и проведении современной кадровой политики, что имеет важное значение в условиях предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию.