Управление качеством и премии за качество

Содержание

1. Премии по качеству.
2. Практические задания.

Список литературы

1. Премии по качеству

Большинство развитых государств мира и практически все страны Европы (на сегодняшний день - 27) учредили у себя национальные премии в области качества. В Европе большинство государств, в том числе и Россия, построили свои национальные премии, взяв за основу критерии Европейской премии за качество. Одной из причин такой преемственности явилось то, что во многих странах участие в национальном конкурсе за качество рассматривают еще и как этап подготовки предприятия к соревнованию в рамках всей Европы.
Такой подход вполне обоснован, т.к. победа во всеевропейском конкурсе очень престижна и, вследствие этого, конкуренция среди конкурсантов чрезвычайно высока. Для неподготовленного предприятия шансы на выход в финал Европейского конкурса практически равны нулю. Здесь как раз и может быть полезен опыт участия в национальной премии в области качества. Это ничуть не умаляет престиж и самоценность национальных конкурсов на соискание премий за качество, а является еще одним положительным доводом в их пользу.
Во многих государствах Европы этот процесс пошел вглубь: стали учреждаться премии в области качества отдельных городов, областей и районов. Например, во Франции и Украине лауреаты национального конкурса определяются из числа победителей региональных конкурсов.
У нас в стране уже более 10-ти субъектов федерации учредили у себя свои конкурсы в области качества и этот процесс следует всячески поощрять, т.к. самооценка по критериям этих премий несет очень большому числу отечественных предприятий такие необходимые в настоящее время знания по управлению качеством. Выявления лидеров на уровне регионов готовит их к участию в национальном и международных конкурсах и выявляет достойных партнеров для бенчмаркинга среди местных предприятий.
Как пример можно привести семинары по управлению качеством проводимые ежегодно в Ставропольском крае. Они проходят в санатории “Джинал”, являющимся победителем краевого конкурса по качеству и лауреатом Премии Правительства Российской Федерации в области качества. Ставропольское Представительство АСМС не случайно выбрало эту базу. Здесь слушатели могут не только изучить теоретические вопросы менеджмента качества, но и увидеть практическое применение методов TQM в работе санатория.
Наиболее престижными премиями качества являются: приз Деминга (Deming Application Prize - DAP) в Японии, национальная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldrige National Quality Award - MBNQA) в США и Европейская награда за качество (European Quality Award - EQA) для компаний Европы.
Прежде чем рассматривать эти премии качества, следует обратить внимание читателя на различный подход к вопросу качества в Европе, США и Японии. В Европе большое внимание уделяется в настоящее время Системе Качества и соответственно качеству процесса. Этот подход и лежит в основе стандарта ISO серии 9000. До 2000 года в США и в Японии вопросы качества представлялись в более высоком его понятии: качество, удовлетворяющее потребителя (редакция стандартов ISO 2000 года сократило разрыв между европейским, японским и американским подходами к качеству). Требования по ДАР и MBNQA выше, чем по EQA.
Приз Деминга за качество (премия Деминга) был учрежден в 1951 г. в честь большого вклада Эдварда Деминга в развитие качества в Японии. К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control - CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.
Подача заявлений на получение приза Деминга похожа на экзамен. Претендент выдержит экзамен только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. Если до 1984 г. рассматривались только японские компании и наиболее отличившиеся люди этой страны, то в 1984 г. Комитетом по присуждению приза Деминга было принято решение о присуждении приза Деминга и для зарубежных компаний, для чего был учрежден специальный приз Японского Комитета - приз Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies - DAPOC), условия присуждения которого были объявлены впервые в 1987 г. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 гг. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга. Одной из них стала компания Florida Power & Light в США, которая получила DAPOC в 1989 г. за свою программу качества под названием "Процесс улучшения качества" (Quality Improvement Process), практическое применение которой началось в этой компании в 1981 г.
Как отмечалось Японским Комитетом по присуждению приза Деминга, эта программа представляет собой "никогда не заканчивающее путешествие в качество, базирующееся на принципах удовлетворения потребителя, цикла Деминга PDCA, управления только на основании фактов и уважении людей". Второй компанией была Philips Taiwan со штаб-квартирой в г.Тайпей (Тайвань), производящая всевозможную электронную продукцию и насчитывающая около 8200 рабочих. Эта компания была удостоена приза Деминга в 1991 г. за наиболее успешное практическое применение Всеобщего Контроля Качества среди зарубежных компаний.
Программа Всеобщего Контроля Качества, начатая этой компанией в 1985 г., включала: политику; организацию и ее управление; образование и распространение знаний; сбор, распространение и использование информации о качестве; анализ; стандартизацию; контроль; обеспечение качества; результаты; планирование на будущее.
Эта программа, по мнению Комитета по присуждению приза Деминга, в наибольшей степени соответствовала на период начала 1990-х годов японской идеологии CWQC.
Среди 129 компаний Японии, которые получили приз Деминга в период с 1951 по 1993 гг., такие всемирно известные компании, как Nippon Electric Co., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company и Fuji Xerox Co.
В настоящее время Японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:
• премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
• премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов;
• премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Devision), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;
• персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и/ или распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и/ или распространение статистических методов для CWQC;
• премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

Рис. 1. Развертка 1-го уровня и пример развертки 2-го уровня в модели оценки DAP (1989 г.)
Критериями оценки претендующей компании на приз Деминга являются десять ключевых моментов в деятельности претендента:
1) политика и цели;
2) организация и ее функционирование;
3) образование и его развитие;
4) сбор, распространение и использование информации;
5) анализ;
6) стандартизация;
7) контроль;
8) обеспечение качества;
9) результаты;
10) дальнейшие планы.
Эти ключевые моменты составляют в модели оценки соответствующих категорий 1-го уровня. Однако для более детального анализа деятельности компании, претендующей на приз Деминга, модель оценки DAP предусматривает развертывание наиболее важной с ее точки зрения категории 1-го уровня на 2-м уровне, как это показано на, рис. 1.
Национальная премия (награда) качества М. Бэлдриджа в США была учреждена и утверждена указом президента США Рональда Рейгана в августе 1987 г. Этому предшествовала большая работа по подготовке критериев оценки претендентов на премию, которая началась в 1982 г. по настоятельной просьбе Р. Рейгана, который всемерно поддерживал и помогал в этом вопросе Американскому Обществу Контроля Качества (American Society for Quality Control — ASQC). Целью премии являлось повысить значимость качества в работе американских компаний. В соответствии с требованиями, установленными этой премией, компании, которые ее получают, должны информировать другие компании через публикации и лекции о ходе и результатах своей работы по улучшению качества. Так (как надеялся ASQC) можно повысить значимость качества в работе американских компаний и обеспечить распространение знаний в области качества, которые будут давать практические результаты для улучшения экономики США. Премия была названа именем Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldnge), который являлся Секретарем Торговли (Secretary of Commerce) с 1981 г. и вплоть до своей трагической смерти в 1987 г. в результате несчастного случая. Считается, что М. Бэлдридж оказал огромное влияние на улучшение и продуктивность работы правительственной администрации. Он также был активным сторонником идеи присуждения премии качества по результатам работы. Было решено присуждать премию М. Бэлдриджа трем категориям компаний:
• бизнес (производственным компаниям, сервисным компаниям, компаниям малого бизнеса, под которыми понимаются производственные или сервисные компании с числом служащих не более 500 человек);
• образование,
• здравоохранение.

Рис. 2. Процедура оценки претендентов на национальную премию М. Бэлдриджа
Премия М. Бэлдриджа присуждается не более чем двум компаниям в каждой категории. Национальная премия М. Бэлдриджа была инспирирована DAP (призом Деминга), и поэтому требования этих двух премий близки, например в части критериев, оценивающих работу претендента. Однако критерии премии М. Бэлдриджа более детализированы, чем критерии приза Деминга, а системы оценки претендентов различны.
Просьба (заявление) компании, претендующей на премию М. Бэлдриджа, рассматривается группой людей из Совета ревизоров (экзаменаторов - examiners board), состоящего примерно из 150 .экспертов по качеству, представляющих промышленность, правительство и университеты. Процедура рассмотрения претендентов, считающих себя достойными получить национальную премию М. Бэлдриджа, приведена на рис.2.
Анализ претендентов на премию М. Бэлдриджа проводится в соответствии со следующими семью критериями:
1. Руководство (10 %). Оцениваются успехи высшего руководства (top management) в создании культуры качества внутри компании.
2. Информация и анализ (7,0 %). Оцениваются успехи компании в сборе и анализе информации и как эта информация используется для улучшения качества и в планировании качества работы.
3. Стратегия планирования качества (6 %). Оцениваются успехи компании в интеграции требовании потребителя для улучшения качества работы компании.
4. Человеческие ресурсы (15 %). Ревизорами изучается вопрос о том, насколько успешно компания вовлекает своих служащих в работу по улучшению качества и как их знания и опыт используются компанией.
5. Уверенность в качестве товаров и услуг (14 %), обеспечиваемая соответствующим управлением качеством процесса, которое и должно создавать уверенность в качестве товаров и услуг. Оцениваются деятельность компании в достижении хорошего качества всех операций технологического процесса и цель компании в постоянных улучшениях.
6. Результаты качества (18 %). Изучаются успехи компании в работе по качеству и его улучшению, оцениваемые соответствующими количественными показателями качества и подтвержденные результатами измерений.
7. Фокус на потребителя и удовлетворение его нужд и пожеланий (30 %). Анализируется вопрос о том, насколько хорошо компания определяет требования потребителей своей продукции и насколько хорошо эти требования удовлетворяются.
Европейская премия (награда) качества (EQA) была учреждена в 1992 г. Европейским Фондом Управления Качеством (The European Foundation for Quality Management — EFQM) при поддержке Европейской Организации Качества (The European Organisation for Quality — EOQ) и Европейской Комиссии (The European Commission). Это решение было обусловлено самим ходом развития европейского бизнеса.
В начале 1980-х годов европейские компании начали реализовывать свои собственные пути выживания в бизнесе, что привело к огромному вниманию к качеству, ибо оно стало критерием конкурентоспособности. Это не ограничивалось только качеством продукции или услуги. Качество учитывалось и в доставке (логистике), администрировании, сервисе заказчика и других аспектах деятельности компаний. Реализуя необходимые требования TQM, большинство компаний в Европе начали деятельность по улучшению их управления и деловых процессов. Стала очевидной значительная выгода работы в условиях TQM: увеличилась конкурентоспособность, снизились цены, получили большее удовлетворение клиенты и другие заинтересованные стороны.
Признавая необходимость стимулирования дальнейшего развития процесса TQM, 14 ведущих западноевропейских компаний в 1988 г. сформировали Европейский Фонд Управления Качеством (EFQM). К июлю 1993 г. число членов EFQM возросло и составило более 280.
EFQM играет важную роль, способствуя улучшению позиции западноевропейских компаний на мировом рынке. Это достигается двумя путями:
• возрастанием числа компаний, воспринявших качество как стратегию для обеспечения преимущества в мировой конкуренции;
• стимулированием и содействием развитию деятельности компаний, направленной на улучшение качества.
В соответствии со вторым путем EFQM разработал и опубликовал в 1992 г. положение о новой награде европейскому бизнесу — EQA, базирующейся на модели деятельности компании, которая, по мнению разработчиков, в наибольшей степени соответствует модели TQM для Западной Европы. Компания, получающая награду, должна превосходить другие компании на европейском рынке. Чтобы получить награду, претендент за последние несколько лет должен продемонстрировать, что его подход к TQM вносит значительный вклад в удовлетворение потребителей, служащих и других заинтересованных сторон, а применяемая им модель направлена на продолжение улучшения.
Награда "Знак Q" Гонконга (Hong-Kong Q-mark Award) была основана в 1991 г. Гонконгским Советом по "Знаку Q", который управляет процессом награждения, используя схему "Знака Q" Гонконга, в соответствии с которой продукция и Система Качества предприятия должны удовлетворять строгим требованиям Совета при тестировании и оценке.
"Знак Q" означает знак качества (Quality). В основе награды - национальная награда за качество М. Бэлдриджа. "Знаком Q" награждаются предприятия, которые достигли выдающихся результатов по применению TQM или длительное время пропагандируют процесс управления качеством.
Критерии оценки:
• стратегическое планирование качества (200 очков);
• гарантия качества продуктов и услуг (200 очков);
• удовлетворение потребителей (350 очков);
• информация и анализ (150 очков);
• результаты качества (100 очков).
Таким образом, практически каждая страна учреждает свои премии за достижения в области качества, и страны СНГ здесь не исключение.
Российская национальная премия качества (награда Правительства Российской Федерации в области качества) учреждена в 1996 году и утверждена соответствующим постановлением. Премии присуждаются каждый год на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов и достижений в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством.
Победителей определяет Совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области качества, председателем которого является Заместитель Председателя Правительства России И. Клебанов, а его заместителем - Председатель Госстандарта России Г. Воронин.
Первый конкурс на соискание премий Правительства в области качества был проведен в 1997 году. За прошедшее время организаторы получили более 550 заявок на участие в конкурсе от предприятий различных отраслей российской промышленности, строительства, сферы услуг, сельского хозяйства, здравоохранения и образования из более чем 60 субъектов Российской Федерации. По итогам конкурсов 1997-2000 годов премии были присуждены 36 организациям. Дипломантами Совета стали 29 организаций.
Так например, в 2000 г. лауреатами премии Правительства России в области качества стали следующие предприятия:
• ГУ "Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет)" (г.Москва)
• АО "Победа-Кнауф" (г. Санкт-Петербург)
• ГУП "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург)
• АО "Компания "Славич" (Ярославская область, г. Переславль-Залесский)
• ГП "Гостиница "Националь" (г.Москва)
• ГФУЗ "Центральная бассейновая больница Азово-Волго-Донского водного бассейна" (г.Ростов-на-Дону).
• АО "Рыбинские моторы" (Ярославская область, г.Рыбинск)
• АО "Фирма КОНФИ" (г.Екатеринбург)
• АО "Южноуральский завод "Кристалл" (Челябинская область, г.Южноуральск)
• АО "Кыштымский медеэлектролитный завод" (Челябинская область, г. Кыштым)
• ГУП "Уральский электрохимический комбинат" (Свердловская область, г.Новоуральск)
Торжественная церемония награждения лауреатов состоялась 19 января 2001 г. и проходила в доме Правительства РФ.
Премии по качеству обеспечивают их лауреатам репутацию надежного производителя высококачественной продукции или услуг, способствуют улучшению их экономических и финансовых показателей. Расширение спектра соискателей премии в области качества, а также начавшееся проведение аналогичных региональных конкурсов способствует улучшению качества отечественных товаров и услуг и повышению их конкурентоспособности на внешних рынках.

2. Практические задания

Для построения диаграммы Исикавы мы взяли производство по сборке компьютеров в нашем городе (отдельные моменты взяты из практики фирмы ЧП Магазин «Модуль»).
После анализа причин появления брака, то есть возвращения компьютеров обратно в магазин, нами была выстроена следующая схема.

Схема Исикавы

Как видим основные причины брака связаны с документацией (ее отсутствием или же отсутствием перевода) а также низкой квалификацией сборщиков компьютерной техники. Документация поможет повысить качество сборки, а также даст некоторые сведения потребителям об основах обращения с компьютерами.
Для того чтобы минимизировать случаи возврата техники в магазин необходимо требовать от поставщиков доставки материалов и деталей с соответствующей документацией.
Для повышения квалификации работников необходимо провести семинары по рассмотрению конструктивных особенностей новинок на данном рынке, возможны семинары с участием работников конкурирующих фирм в целях обмена опытом.
Важное значение в повышении квалификации будет играть закупка специальной литературы для сборщиков.
Документация (естественно на русском языке) позволит потребителям впервые покупающим компьютер более осмысленно с ним обращаться. В целом устранение названных причин снизит процент возврата техники в магазин на (16 + 11 + 13 + 21) 61%.

Диаграмма Парето по видам причин брака

Как следует из данной диаграммы основной процент брака приходится на поставщиков (39%) (в том числе: отсутствие документации, непереведенность документации на русский язык, некачественный материал, плохие условия хранения и доставки) и документацию (25%).
Для минимизации влияния данных факторов можно предложить следующие рекомендации:
• проведения работы с поставщиками (ужесточение условий договоров, требований к качеству, смена поставщиков, изменение условий хранения, транспортировки комплектующих и т.д.);
• работа по приобретению документации на комплектующие (семинары, закупка, обмен и т.д.).
устранение данных проблем позволит снизить процент брака на 64%
Диаграмма Парето по видам брака

При анализе брака на уровне материалов было установлено, что наибольший процент брака  дают материнские платы и накопители. Накопители уходят в группу брака в результате физического износа, материнские платы – в результате неправильной конструкции самих деталей (китайские производители).
При смене поставщиков (или закупке другого оборудования категории Brand) произойдет минимизация потерь от брака материнских плат.
Если же приобретать накопители известных марок с гарантийными обязательствами в течении 3-5 лет, данный брак также можно будет минимизировать.
В общем, при устранении второй и третьей причин возможно снижение потерь на 108 тыс. рублей. Однако, закупка более качественного и более дорогого оборудования повысит расходы на 10 000 рублей. Тем не менее, то будет окупаться за счет снижения убытков в следствие брака. Общий выигрыш  от минимизации влияний второй и третьей причнн составит 98 тысяч рублей.

Список литературы

1. Герчикова И. М. Менеджмент: Учебник. - М.: Бан¬ки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
2. Кнорринг В. И. Искусство управления. – М.: БЕК, 1997.
3. Кохно П. А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.
4. Ресурсы Интернета (www.ya.ru)
5. Якобсон В.М. Управление качеством. – М.: Норма, 2002.

(69.5 KiB, 44 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!