Управление экологическим образованием в теории и практике ДОУ
Вопросы для самостоятельной работы
- Назначение руководителей дошкольного учреждения в управлении экологическим образованием. Планирование цели и задач экологического образования.
- Содержание оперативного управления проблемой.
- 1. Деятельность руководителя и педагогов, направленная на создание экологической среды, отражение ее в годовом плане;
- 2. Формы повышения экологической культуры педагогов;
- 3. Формы и методы экологической деятельности с семьей;
- 4. Технологии экологического образования детей.
- Диагностика экологического развития детей. Задачи диагностики. Методы диагностики, используемые в теории экологического образования. Критерии усвоения программы. Педагогические выводы и практические предложения.
- Назначение руководителей дошкольного учреждения в управлении экологическим образованием. Планирование цели и задач экологического образования.
Организационно-управленческая деятельность заведующей детского сада, занимающегося экологическим воспитанием детей, - это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых приводит к нужному результату.
Главный «идеолог» всей работы - заведующая детским садом - своевременно ставит и осуществляет организационно-содержательные задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.
Роль руководителя ДОУ.
- организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
- накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования;
- проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;
- пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей;
- установление связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования.
Руководитель ДОУ осуществляет организацию деятельности эколога, медсестры, врача, воспитателей, методиста, психолога и др.
Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результативность - это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций.
- Содержание оперативного управления проблемой.
- Деятельность руководителя и педагогов, направленная на создание экологической среды, отражение ее в годовом плане;
Система работы заведующей, методиста и воспитателей должна включать уточнение, а для некоторых работников приобретение вновь знаний об экологии как науке, овладение экологическими понятиями, расширение знаний об экологическом состоянии своего района, города, региона; воспитание убеждения, что именно с дошкольного возраста нужно закладывать основы экологической культуры и поведения и этим вносить свой вклад в решение насущной проблемы. Убеждение поможет педагогам овладеть методикой экологического воспитания и вести поиск путей ее совершенствования.
Заведующая дошкольным учреждением свою активность может проявлять:
- в постоянном улучшении условий для экологического воспитания детей: озеленении территории и здания, оборудовании и оснащении специализированных объектов природы — кабинета или музея экологии, зимнего сада, теплицы, площадки природы, экологической тропы. При этом имеет значение не количественное наращивание экологически значимых объектов, а их совершенствование: воспитателю должно быть удобно использовать их в педагогическом процессе, а детям легко вступать в контакт с объектами природы;
- в завязывании и установлении контактов с различными учреждениями для содержательного и взаимовыгодного сотрудничества;
- в поиске организационно-управленческих форм и механизмов поддержания в педагогическом коллективе высокого тонуса, атмосферы озабоченности экологическими проблемами, общей заинтересованности в вопросах экологического воспитания, проведения в жизнь детского сада личностно-ориентированной модели воспитания детей.
Воспитатель реально заботится о детях и воспитывает их; создает благоприятную обстановку в группе, атмосферу дружеского взаимодействия взрослых и детей, осуществляют личное общение с дошкольниками и их родителями. Владея методами экологического воспитания и конкретной технологией, воспитатель создает обогащенную зеленую зону в группе, следит за эколого-оздоровительными условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и дает пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.
Для работы над системой по экологическому образованию и воспитанию взрослых и детей необходимо определить задачи и разработать перспективный план работы на год, включающий разделы работы с детьми, с педколлективом, с родителями, школой, создание материальной базы.
Перед педколлективом ставятся конкретные задачи: более эффективно использовать прогулки, этические беседы, развлечения, организацию труда детей для экологического воспитания. Для этого разрабатывать варианты организации наблюдений с применением игровых персонажей, сюрпризов, проблемных ситуаций, игр с летающими и плавающими игрушками, конспекты этических бесед, литературных утренников, соревнований. Особое внимание уделяется в планировании организации труда детей по уходу за растениями и животными в группе и на участке. Учитывая особенности окружающей ДОУ природы, включать в план проведение целевых прогулок и экскурсий в лес, на станцию юннатов, в краеведческий музей, зоопарк и т. д.
Для работы с родителями планируются разные формы: групповые собрания и конференция, открытые занятия с детьми, консультации, конкурсы, выставки детских рисунков, поделок, плакатов. Особое внимание уделяется оформлению советов для родителей. В советах должны быть не общеизвестные истины, а ответы на актуальные, интересующие родителей вопросы. Обсуждаются требования к советам: раскрывать суть экологического воспитания, учитывать природу и состояние ее в микрорайоне, реальные возможности молодой семьи, излагать доступно, красочно оформлять.
В перспективном плане фиксируется работа с другими образовательными учреждениями по экологическому образованию.
- Формы повышения экологической культуры педагогов.
Работа с педколлективом по повышению их экологической культуры следующими формами: педсовет на тему «Экологическое воспитание детей — начальное звено экологического образования людей», семинар, состоящий из трех занятий, посвященных обсуждению методической литературы и опубликованного опыта работы по экологическому воспитанию, открытый просмотр работы воспитателей с детьми (организация наблюдений на прогулках, этических бесед, развлечений), консультации, конкурсы (например, создание условий для обитателей уголка природы с учетом их биологических особенностей; советы родителям по экологическому воспитанию детей), экскурсии с целью расширения знаний о природе родного края, выставки (например, литературы, плакатов по охране природы), соревнования (КВН «Что мы знаем о природе родного края» с участием всех сотрудников детского сада), игры («Что?Где?Когда?», «Алло, справочное экологическое бюро», «Экологическая гостиная».
Для определения пробелов в знаниях широко используются анкетирование педагогов по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе анкет планируется дальнейшая методическая работа коллектива.
Для повышения экологической грамотности воспитателей возможно проведение викторин, которые позволят заинтересовать их экологическими сведениями, вызовут желание читать справочную литературу, подтолкнут к созданию библиотеки в дошкольном учреждении.
2.3.Формы и методы экологической деятельности с семьей;
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
Основная задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
- педагог — родитель;
- педагог — ребенок — родитель.
Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы.
Необходимость индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы, рассчитанные на большое количество людей, не всегда достигают целей, которые перед собой ставят.
При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель может провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы:
- основы экологического воспитания направлены на формирование ответственного отношения к окружающей среде;
- одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.
Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе».
Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу.
Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
- Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
- Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
- Проявляет ли сострадание, сочувствие?
- Как Вы сами относитесь к животным?
- Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (Книги, прогулки, ТСО, труд, уход.)
Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.
- Имеются ли дома объекты природы?
- Проявляет ли ребенок к ним интерес?
- Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи?
- Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе?
- Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?
Советы родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.
- Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустовского.
- Предложить, если дома нет объекта природы, его завести и вместе ухаживать.
- Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.
Советы родителям, чьи дети равнодушны к животным.
- Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
- Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.
Другая форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспитатель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?
Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Объясните. |
Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.
Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.
2.4. Выбор технологии экологического образования детей.
Внедрение нового направления дошкольной педагогики в практику работы детских садов должно осуществляться, одновременно на двух уровнях: организационно-методическом и воспитательно-образовательном. Каждый из уровней имеет свою специфику: на каждом из них должна иметь место своя технология эколого-педагогической работы.
Административно - управленческий уровень включает значительное количество мероприятий, необходимых для постановки нового направления педагогики. Необходимо целесообразное распределение этих мероприятий в течение учебного года. Каждое из этих мероприятий обладает специфической содержательной функцией и потому является модулем технологии. К этим мероприятиям относятся следующие.
- Педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического воспитания, главные пути ее достижения и конечный результат, который можно получить путем успешной работы (модуль постановки цели).
- Организация и создание в DOУ полноценной экологоразвивающей среды (различных «экологических пространств») - важнейшего обстоятельства в осуществлении воспитательно-образовательной работы с дошкольниками и их родителями (модуль развивающей среды).
- Проведение на протяжении учебного года систематической методической работы с педколлективом в форме ежемесячных семинаров-практикумов, на которых отрабатываются содержание и методы экологического воспитания детей, технологии эколого-педагогической работы с детьми разного возраста (методический модуль).
- Определение, разработка и реализация в течение года форм эколого-педагогической работы с родителями (модуль пропаганды).
- Заключительный педсовет: обсуждение итогов работы семинара, результатов воспитательно-образовательной работы с детьми, полученных на основе их диагностики, постановка задач на новый учебный год (модуль подведения итогов).
Технология организационно-методического управления, если она систематически внедряется в работу ДОУ, позволяет повысить, развить профессионально-экологическую культуру педколлектива: освоить новую методику работы с детьми, вникнуть в элементарные основы экологии, применить знания на практике в процессе создания и поддержания развивающей экологической среды учреждения.
Модель другого технологического процесса — воспитательно-образовательного, цель которого формирование начал экологической культуры у дошкольников. Эта модель включает ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся следующие.
- Циклы наблюдений, за обитателями живого уголка и участка детского сада.
- Совместная деятельность воспитателя с дошкольниками, направленная на создание и поддержание необходимых, экологически значимых условий для обитателей уголка природы.
- Систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных.
- Проведение доступных по содержанию и социально значимых экологических акций.
- Регулярное совместное (воспитатели и дети) изготовление книг по литературным произведениям о природе.
- Систематическое проведение разных типов экологических занятий.
Особыми являются диагностические модули, с помощью которых выявляется начальный и конечный уровни экологической воспитанности детей.
Система обозначенных и подробно описанных модулей, совмещенная с параметром времени (месяцами и неделями учебного года), образует матрицу воспитательно-образовательной технологии. Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельностей, равномерно распределенные во времени учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера, обеспечивают успех каждой возрастной технологии: ее построение приближается к оптимальной, а реализация на практике эффективно повышает уровень экологической воспитанности детей.
Стержнем каждой конкретной технологии являются закономерные события в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступление Нового года и др. Технология для каждого возраста зависит от эколого-развивающей среды группы. Оптимальная ее реализация происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы. Именно постоянно существующий уголок природы дает возможность организовать разные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности (наблюдение, создание необходимых условий для живых существ и др.). Технологии для дошкольников включают использование большого количества наглядного и предметного материала, что соответствует возрастным особенностям детей — преобладанию образной и действенной форм мышления.
Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии разнообразных игр (дидактические, сюжетно-ролевые, сюжетно-подвижные), специально разработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный настрой и обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения к природе.
Опыт экспериментальной апробации технологий показал: важную роль в достижении целей экологического воспитания играет стиль общения педагога с детьми: личностно-ориен-тированный, добро-эмоциональный способ взаимодействия взрослого с дошкольниками обеспечивает значительную долю эффекта и успешности в реализации технологии в любой возрастной группе. Стиль общения педагога с детьми можно поднять до уровня модуля воспитательной технологии.
Общий эффект от технологий - очевидное становление у дошкольников начал экологической культуры, которое выявляется с помощью диагностических модулей. Они реализуются два раза в год: в начале (сентябре) и конце (мае). Сопоставление результатов обследования детей демонстрирует картину их достижений — развитие представлений о природе, экологически целесообразное поведение в живом уголке, правильное взаимодействие с растениями и животными, развитие чувственной сферы.
Общая направленность технологий эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем.
- Ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, эколого-развивающей среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года.
- Организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной. (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо, игра, конструирование).
- Широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее понимания и творческого отражения в литературно-художественных произведениях.
- Совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов по впечатлениям от литературных произведений и наблюдений за природными объектами.
- Систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы, по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы.
- Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах.
- Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.
Еще одна особенность построения технологий — подробное методическое описание всех мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подробным сценарием его хода). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных условиях.
Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обеспечение к программе, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.
Важно отметить, что к одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы.
3.Диагностика экологического развития детей. Задачи диагностики. Методы диагностики, используемые в теории экологического образования. Критерии усвоения программы. Педагогические выводы и практические предложения.
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе.
Цель специально проведенной диагностики - объективно, обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка.
Задачи диагностики: выявление «экологических знаний» и «отношения», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.
Методы диагностики.
1)Диагностика знаний. Так как знания (осознанные) всегда вербальны (словесны), то их диагностируют
посредством вопросов или предъявлением наглядного материала (картинок, предметов), который они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Разница ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте.
посредством организации словесной дидактической игры, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.
в форме игры в «Экскурсию по уголку природы»:ребенок становится экскурсоводом для нового человека или куклы.
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
2) Диагностика отношения. Отношение проявляется в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг).
Отсюда методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. В диагностике отношения используются:
наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель);
естественный эксперимент - специально организованные ситуации в обычной среде проживания детей. Например, в форме специально организованной ситуации «Кончился корм», которая состоит из четырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвует кто-то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель). В этой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнет объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.
Педагогические выводы и практические предложения.
Для фиксации результатов воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей.
Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая.
Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики заведующая и воспитатели корректируют свою деятельность, планируют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей.
Критерии (уровни) усвоения экологической программы (по «Детству»)
Уровни освоения экологической программы (третий год жизни)
Низкий. На предложение воспитателя показывает объекты, но не всегда; называет лишь некоторые. Конкретные признаки не выделяет. Отношение безразличное.
Средний. В ответ на просьбу показывает и указывает на объект, называет не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства под влиянием взрослого. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов.
Высокий. В ответ на просьбу показывает и называет объекты, отдельные части, их признаки и свойства. Совместно со взрослым выполняет некоторые обследовательские действия; отдельные из них, освоенные ранее, использует в самостоятельной деятельности. Охотно принимает участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляет интерес и жизнерадостность при встрече с красивыми объектами. Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание.
Уровни освоения ребенком программы (четвертый год жизни)
Низкий. В ответ на просьбу взрослого называет объекты, наиболее яркие признаки их. Под руководством взрослого выполняет некоторые обследовательские действия. Эпизодически принимает участие в уходе за животными. Эмоциональные реакции в общении с природой слабо выражены.
Средний. Различает и называет большое число объектов природы, выделяет их признаки, свойства непосредственно в деятельности. Под руководством взрослого обследует объекты, сравнивает их по отдельным отличительным признакам, моделирует сенсорные признаки, структуру объекта, некоторые частные связи, пользуясь предметно-схематической моделью. Проявляет живой интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание, восхищение. Эпизодически проявляет любознательность в непосредственном общении с природой.
Высокий. Различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп. Знает основное строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки живого: движение, питание, состояние по сезонам. Принимает активное участие в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Любопытен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам.
Уровни освоения представлений и умений (пятый год жизни)
Низкий. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Представления о признаках живого неустойчивы. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.
Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно деревьев и комнатных), отдельных представителей зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки.
Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанно, умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания.
Уровни освоения представлений и умений, отношение (шестой и седьмой год жизни)
Низкий. Дети различают и называют большое число животных и растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднение. Трудовые процессы выполняют не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Средний. Дети различают большое число объектов природы, вычленяют характерные и под руководством педагога — существенные признаки. Знают признаки живого. Устанавливают частные и некоторые общие связи. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Используют известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хороших результатов. Гуманное отношение проявляют, к проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны.
Высокий. Дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуются наблюдением для познания природы. Моделируют признаки объектов и связи. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально отзывчивы на красоту природы.
Задания.
- Составить план биологической и педагогической консультации
для воспитателей детского сада.
Педагогическая консультация для воспитателей
План консультации на тему «Работа с родителями по экологическому воспитанию детей»
Цель консультации: ознакомить педагогов ДОУ с основными направлениями, традиционными и новыми формами работы с родителями по проблемам экологического воспитания дошкольников;
Основные вопросы:
- Актуальность работы с родителями в области экологического воспитания детей.
- Выделение основной задачи работы с родителями.
- Традиционные и новые формы работы с родителями.
- Обязательность дифференцированного и индивидуального подхода к работе с родителями.
- Выбор форм общения с родителями.
- Примеры форм работы с родителями, примерный сценарий их проведения (круглый стол, педагогические ширмы, консультации.
- Примеры анкет для родителей ДОУ, примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию, примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию, материал круглого стола)
Литература по теме консультации:
- Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.
- Бобылева Л.К. Экологические знания – дошкольникам. //Дошкольное воспитание. – 1997. – № 7. – С. 16-19.
- Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С.58-63.
- Соколова, Т.А. Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста / Т.А. Соколова // Дошкольное образование / приложение к газете 1 сентября/. – 2004. - №21. – С. 12-14.
Биологическая консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Комнатные растения в группе детского сада»
Цель: повысить уровень знаний педагогов о комнатных растениях, об уходе за ними, использовании в образовательном процессе.
Основные вопросы:
- Сколько растений должно быть в помещении группы?
- Какие растения должны быть в группе ДОУ: искусственные или живые?
- Как использовать комнатные растения в работе с детьми?
1)сенсорное развитие;
2) Развитие речи;
3) Экспериментирование;
4) Игры;
5) География
- Как составить «Паспорта растений»?
Литература по теме консультации
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Рыжкова Н. Я знаю пять названий растений / Н. Рыжкова // Дошкольное образование // Дошкольное образование / приложение к газете 1 сентября/. – 2008. - №15. – С. 7.
- Педагогическая консультация для педагогов ДОУ
На тему: “Экологическое воспитание средствами живой природы”
Цель: повысить уровень экологического воспитания детей в ДОУ”
Задачи: 1. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.
- Укрепить усвоение детьми элементарных норм поведения по отношению к живой природе.
- Развить творческий потенциал педагогов и родителей.
План.
- Актуальность проблемы
- Терминологический словарь. Определение понятий “экология”, “экологическое образование”, “экологическое воспитание”, “экологическая культура”. Анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.
- Диагностика знаний детей по знакомству с живой природой.
- Решение педагогических ситуаций.
Ситуации задаются всему коллективу. Ответы могут быть от нескольких пар на каждую ситуацию, но с позиции именно этих людей, эксперты оценивают более рациональное решение:
- На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
- Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
– Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
- Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?
- Подведение итогов
Биологическая консультация для педагогов ДОУ
Тема: «Содержание аквариума в детском саду»
Цель: повысить уровень знаний педагогов об аквариумных рыбках, особенностях их содержания и пр.
Основные вопросы:
- Разновидности аквариумных рыбок: местные и экзотические;
- Особенности кормления рыб, уборка аквариума, частичная смена воды.
- Как проводить наблюдения за аквариумными рыбками
Литература по теме консультации
- Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
- Рыжова Н.А. Аквариум в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 7.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
Задание 3
Представить план работы
Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе
Составила Елесина Маргарита Николаевна, воспитатель II кв. категории, МДОУ "Детский сад N70 "Ягодка" г. Набережные Челны РТ
Тема занятий
|
Цель и задачи наблюдений | Формы работы |
СЕНТЯБРЬ
1.Во саду ли, в огороде
2. В хороводе деревьев
3. "Зелёная аптека"
|
.Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение).Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина).Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.
Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям. |
-Наблюдения -Наблюдения -Беседа о лекарственных травах |
ОКТЯБРЬ 1.Путешествие в страну Осень
2.Тайны грибного царства
3.Чудо- ягодка
4. Воздух
|
.Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.
Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах) Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений. |
-Наблюдения за состоянием погоды на участке -Загадки Лесовичка о грибах -Рассматривание иллюстраций, муляжей -Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет) |
НОЯБРЬ
1. Мир растений
2.Подводное царство
3.Волшебница вода
ДЕКАБРЬ 1. На бабушкином дворе
1. Лесные жители
1. Белый снег, пушистый
|
Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.
Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.
Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.
Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.
Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.
Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным). |
-Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений
-Наблюдения за аквариумными рыбками
-Беседа
-Отгадывание загадок о домашних животных -Рассказ Лесовичка о лесе
-Опыт со снегом |
ЯНВАРЬ
1. В гостях у птиц
2. Зимушка-зима
3. Песок, глина, камень, почва
ФЕВРАЛЬ 1. Путешествие в царство комнатных растений
2. Обитатели уголка природы
3.Стекло и металл
МАРТ 1. В гостях у Веснянки
2. Береги живое!
3.Резина и пластмасса |
. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"
. Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.
. Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.
Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
. Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили. .Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.
.Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных , на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.
.Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. .Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.
Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет. |
-Беседа о зимующих и перелётных птицах
-Беседа о зиме -Опыт с песком, глиной
-Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями" - Длительное наблюдение за черепахой, хомяком. -Опыт со стеклом, металлом
-Чтение К. Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна" -Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"
-Рассматривание предметов из этих материалов |
АПРЕЛЬ 1.Насекомые - наши помощники
2.Экскурсия в плодовый сад в период цветения
3.Земля- мой дом
|
Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых.
.Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам.Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением)..Воспитывать эстетические чувства.
.Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах..Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации..Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. |
-Отгадывание загадок -Наблюдения за цветением деревьев -Беседа "Где я живу" |
МАЙ 1.Экологическая тропинка
2.Человек - живой организм
3. Бумага, древесина, ткань
|
.Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке)Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)
.Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
.Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволка, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т. д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки. |
-Чтение стих-я Р. Рождественского "Береги природу" -Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека -Изготовление поделок, построек |
- Экологическое воспитание
Тема: “ Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников”
Период | Мероприятия | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с детьми |
сентябрь | 1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Составление плана взаимодействия со специалистами (инструктор по физической культуре, педагог ДЭБЦ, муз. руководитель). |
Создание условий для организации “экологического пространства” в помещении группы
(поделки из природного материала, оформление стола для игр с песком и водой). |
Создание условий для организации “экологического пространства” в помещении группы (аквариум, расстановка растений и т. д. ). |
октябрь | 1. Сбор и анализ литературы по данной теме. | Создание условий для организации цикла наблюдений за аквариумной рыбой. | Цикл наблюдений за аквариумной рыбой. |
ноябрь | 1. Разработка содержания экологического проекта “Курочка Ряба”.
2. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. |
Создание условий для организации исследовательской деятельности (приобретение пленки, фотографии). | Организация и проведение исследовательской деятельности в ДЭБЦ “Питание курицы”. |
декабрь | 1. Апробация содержания экологического проекта
“Курочка Ряба”. 2. Открытый просмотр комплексного занятия для педагогов ДОУ. |
Презентация проекта родителям (фотомонтаж, детское творчество: рисунки, аппликация и т. д.). | Проведение цикла занятий в рамках реализации экологического проекта
“Курочка Ряба” |
январь | 1. Анкетирование педагогов ДОУ “Актуальность метода проектов в экологическом воспитании”.
2. Консультация №1 для педагогов ДОУ “Сезонное оформление групповых участков” |
Презентация материалов папки “Я расту”; (антропометрические данные, детские зарисовки объектов природы, рассказы о наблюдаемом). | Наблюдения за погодными явлениями, ведение календаря (с помощью картинок-пиктограмм) |
февраль | 1. Творческий отчет на педагогическом совете
“ Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников” |
Создание условий для экспериментальной деятельности в уголке природы. | Наблюдение за растущим луком, зарисовки объекта наблюдения, подкормка зимующих птиц. |
март | 1. Разработка содержания экологического проекта “Я люблю свою лошадку”.
2. Консультация №2 для педагогов ДОУ “Игра как метод экологического воспитания” |
Выступление на родительском собрании
“Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность”. |
Наблюдение за лошадьми в ДЭБЦ, уход за комнатными растениями в уголке природы |
апрель | 1. Апробация содержания экологического проекта “Я люблю свою лошадку”
2. Открытый просмотр комплексного занятия для педагогов ДОУ и родителей. |
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта (катание на лошадях, составление рассказов о лошади, зарисовки на данную тему, фотоматериал). | Проведение цикла занятий в рамках реализации экологического проекта
“Я люблю свою лошадку” |
май | 1. Разработка инструментария оценивания детей по реализации проекта
(конец 2 мл. группы) |
Выступление на итоговом родительском собрании
“Результаты реализации экологических проектов” |
Развлечение “Встреча жаворонков” (разучивание стихотворений, песен, подвижных игр; наблюдения за прилетевшими птицами) |
июнь | 1. Консультация №3 для педагогов ДОУ
“Компоненты экологических центров в разных возрастных группах” |
Анкетирование родителей
“Проектировочная деятельность как одно из условий формирования экологической культуры” |
Экологический досуг “Зайка-побегайка” (разучивание стихотворений, песен, подвижных игр) |
июль | 1. Разработка инструментария оценивания детей по реализации проекта
(средний возраст). |
Консультация
“Игры с песком и водой”; пополнение папки “ Я расту” |
Экспериментальная деятельность “Интересное знакомство” (выявление свойств воды) |
август | 1. Составление плана работы на новый учебный год. | Создание условий для организации наблюдений в уголке природы | Организация различных видов деятельности на территории ДОУ |