Управленческое решение. Виды и формы управленческих решений

Понятие "решение" имеет несколько смыслов. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Решение как процесс характеризуется тем, что оно, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов. В связи с этим уместно говорить об этапах подготовки и принятия решения. Решение – акт выбора – можно рассматривать как этап принятия решения, осуществляемый субъектом управления. Решение – результат выбора – можно трактовать как результат этапа принятия решения и представить в виде программы (плана) мероприятий (действий), направленных на достижение поставленной цели.

Управленческое решение является и одним из видов мыслительной деятельности, и проявлением воли человека. Оно характеризуется :

  • возможностью выбора из множества альтернативных вариантов : если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения;
  • наличием цели : бесцельный выбор не рассматривается как решение;
  • необходимостью волевого акта субъекта управления при выборе решения, так как субъект управления формирует решение через борьбу мотивов и мнений[1]. Понятие "управленческое решение", как отмечалось выше, имеет множество значений в зависимости об области общественной деятельности. Обычно под решением понимается исходящее от субъекта управления задание, предписывающее объекту управления в определенных условиях совершить определенные действия или воздержаться от каких-либо действий, т. е. решение является результатом процесса управления. В организациях и учреждениях управленческое решение определяют как зада­ние, принимаемое в одностороннем порядке в пределах компетенции должностного лица, направленное на разрешение дел, ситуаций, проблем, возникающих в процессе их функционирования.
  • Разберем подробнее понятие "управленческое решение". Задание субъекта управления определяют как управленческие решения, если в нем присутствуют необходимые признаки управленческого решения (рис. 11) :
  • Для руководителя решение является основным элементом управления подчинёнными сотрудниками. Решения начинают, изменяют или прекращают определенную деятельность. Руководитель должен хорошо представлять значение своих решений, их сильные и слабые стороны.
  1. Односторонняя направленность. Решение исхо­дит от руководителя (субъекта) к подчиненному (объекту) в одном направлении, причем односторонним являются и совмест­ные решения нескольких субъектов управления.
  2. Соответствие целям и задачам. Содержание решения соответствует целям и задачам организации, определенных законом, приказами, положениями, уставами, инструкциями и иными нормативными актами.
  3. Компетентность. Понятие "компетенция" имеет два основных смысла – это либо круг полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу, либо знания и опыт в той или иной области[2]. В первом смысле компетенция относится к должности, во втором – к конкретному человеку. В качестве признака управленческого решения в организациях понимают первый из вышеназванных смысл понятия "компетенция". Таким образом, управленческое решение принимается субъектом управле­ния в пределах своих полномочий, определяемых законами Российской Федерации и ее субъектов и ведомственными нормативными актами.
  4. Осуществимость. Управленческое решение не должно быть заведомо неосуществимо, то есть должна быть объективная возможность осуществления решения.
  5. Для повышения эффективности управленческих решений к ним предъявляется ряд требований. В отличие от необходимых признаков, которые должны присутствовать в решении обязательно, требования выполняются в зависимости от конкретной ситуации. К числу основных требований относят следующие:
  1. Нормативная обоснованность (законность). Управленческое решение не должно противоречить законам (иначе оно не будет являться решением). Смысл данного требования в том, чтобы решение должно основываться на существующих нормативных актах. Но существующие нормативные акты, конечно, не охватывают все ситуации, возникающие в деятельности организации.
  2. Научная обоснованность решений. Любое решение, в первую очередь, основывается на опыте субъекта управления. От надежности обоснования решения зависит его качество, а иногда и достижение результата. Например, при ошибочном или неточном определении причин создавшихся проблем решение, направленное на ликвидацию или нейтрализацию данных причин, будет неверным. Поэтому выработка и принятие управленческого решения должны основываться на научных методах и методиках, позволяющих надежно обосновать его.
  3. Непротиворечивость. Управленческое решение должно быть непротиворечивым, то есть не противоречить ра­нее принятым решениям. Согласованность с принятыми ранее решениями означает необходимость соблюдения четкой причинно-следственной связи процесса управления. При необходимости принятые ранее решения, вступившие в противоречие с новыми, должны отменяться частично или полностью. Появление противоречащих друг другу решений есть, прежде всего, следствие плохого знания и понимания управленческой деятельности, проявление низкого уровня управленческой культуры.
  4. Своевременность. Здесь надо отметить, что решение должно быть принято вовремя, то есть не позже и не раньше времени, когда необходимо выполнить поставленные задачи. Решение не должно ни отставать, ни опережать потребности и задачи, возникающие в процессе деятельности организации. Преждевременно принятое решение не найдет подготовленной почвы для его реализации и соответственно будет неэффективным. Запоздалые решения не менее вредны, они не способствуют выполнению изменившихся или уже новых задач и при этом отвлекают силы и средства от реализации действительно актуальных решений.
  5. Конкретность. Управленческое решение должно быть конкретным для данного уровня управления. Конкретная форма решения отличается от общей наличием и конкретизацией в решении сил и средств, применяемых методов, времени выполнения и т. д. По уровню управления управленческие решения определяют как стратегические, тактические и оперативные. Стратегические управленческие решения –это решения высшего уровня управления (головная организация, министерство), тактические – решения среднего уровня управления (региональные организации, предприятия), оперативные – решения низового уровня управления (отделы и службы предприятия). По нормативной обоснованности управленческие решения делят на программируемые (стандартные, типовые) и непрограммируемые (нестандартные, творческие). Программируемые решения строятся на базе нормативных актов, инструкций и т. п. Примером программируемых решений могут служить назначение на должность. Непрограммируемые решения практически не опираются на нормативную базу, как правило, вследствие отсутствия такой базы, то есть они принимаются в случае возникновения непредвиденных нормативными актами ситуаций и проблем, при этом субъект управления – руководитель – при выработке и принятии решения опирается в значительной степени на личный опыт, а также на опыт других сотрудников. При необходимости, если возникающие проблемы и ситуации являются достаточно сложными в решении и значительно влияющими на деятельность организации и ее результаты, данные проблемы и ситуации, опыт и пути их разрешения анализируют, вырабатывают оптимальные действия при их возникновении и закрепляют их в нормативном акте (например, приказе, инструкции и т. д.). При возникновении подобных проблем и ситуаций решения по ним будут опираться на нормативный акт и соответственно являться программируемыми.По объектам управления выделяют всеобщие, особенные и единичные виды решений. Всеобщими называют решения, предназначенные для всех объектов управления данного субъекта управления. Соответственно особенные решения предназначены для части объектов управления, а единичные – для одного объекта управления. При классификации управленческих решений выделяют их общую или конкретную форму. В конкретной форме управленческого решения отражены :
  6. По значимости целей и задач решения делят на основные и производные, то есть решения делят в соответствии с решаемыми задачами, которые подразделяются на основные и производные.
  7. По степени срочности принятия (времени на принятие) управленческие решения делят на исследовательские и кризисные. Исследовательские решения принимаются в случаях, если у субъекта управления (руководителя) достаточно времени для всестороннего научного обоснования и проработки мероприятий принимаемого решения, например, принятие решения о повышении эффективности деятельности предприятия на основании анализа его функционирования в прошлом, существующих тенденций и прогнозируемых состояний и т. д. Кризисные решения принимаются, если у субъекта управления (руководителя) нет времени для всестороннего обоснования и проработки мероприятий принимаемого решения. Данныерешения принимаются при возникновении проблемы, которую необходимо немедленно разрешить, например, если возникла угроза жизни и здоровью сотрудников предприятия. Как следствие нехватки времени управленческое решение может приниматься интуитивно, спонтанно и оказаться недостаточно качественным или запоздалым. И здесь необходимо отметить важность знания сотрудниками нормативной базы своей деятельности, когда на помощь приходят программируемые решения, о которых мы говорили выше. В данной ситуации, основываясь на нормативных актах, сотрудник (даже с небольшим опытом работы) может очень быстро (моментально) принять необходимое качественное решение, опираясь на знание инструкции по действиям в сложившейся экстренной ситуации.
  8. По степени предопределенности управленческие решения делят на проблемноразрешающие, решения по выбору возможностей и решения, направленные на поддержание (неосложнение) существующего состояния организации и ее деятельности. Проблемно-разрешающие решения принимаются в ответ на возникновение конкретных проблем для их разрешения. Решения по выбору возможностей принимаются на фоне стабильно существующего состояния и направлены на улучшение деятельности организации, улучшение ситуации по тому или иному направлению деятельности.
  9. Управленческие решения могут быть классифицированы по различным основаниям. Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество и эффективность. Рассмотрим наиболее распространенные классификации управленческих решений (табл. 3).
  • цель и основные задачи, для решения которых принимается решение;
  • мероприятия, которые необходимо провести при реализации решения;
  • силы и средства, используемые при проведении каждого мероприятия;
  • основные методы и способы проведения мероприятий;
  • сроки проведения мероприятий;
  • порядок взаимодействия подразделений и исполнителей;
  • организация контроля выполнения мероприятий на всех этапах реализации решения.
  • Пример общего решения : руководитель дает задание подчиненным (приказ), которое содержит только формулировку задачи, которую необходимо решить. В другом случае решение может содержать, кроме формулировки, задачи, план мероприятий с расчетом сил, средств и времени

Таблица 3

Классификация управленческих решений

Основание Наименование вида решений
Уровень управления стратегические
тактические
операционные
Степень предопределенности при принятии решения проблемноразрешающие
по выбору возможностей
поддерживающие
Нормативная обоснованность программируемые
непрограммируемые
Степень срочности (время на принятие) исследовательские
кризисные
Объект управления всеобщие
особенные
единичные
Значимость целей и задач основные
производные

кто персонально из сотрудников, используя какие конкретно средства – по маркам, типам, номерам, учетным номерам и т. п., какие методы используя, с какого времени и в течение какого времени, какие задачи решают и выполняют какие действия в тех или иных мероприятиях). Это – конкретное решение. Какую степень конкретизации использовать в том или ином случае, решает  руководитель. Он, осуществляя управление, стремится к достижению поставленных целей. Для этого при определении степени конкретизации своих решений он обязательно должен учитывать состояние и особенности  исполнителей (своих сотрудников), и здесь возможны варианты. Например, используя общую форму решения, не определяя для исполнителя, в частности, способы решения задачи, руководитель тем самым не хочет связывать инициативу энергичного исполнителя в применении новых методов, или считает исполнителя опытным и знающим свое дело сотрудником, который сам определит, какие методы дадут наибольший эффект и т. д. Или другой пример : используя конкретную форму решения, руководитель помогает молодому и неопытному исполнителю успешно решить поставленную задачу или напряженно работающему исполнителю не затрачивать время на выбор наиболее эффективных методов решения задачи.

Реакция подчиненного на форму полученного им приказа очень важна. Некоторые сотрудники предпочитают работать под непосредс­твенным контролем руководителя и получать конкретные указания. Иных раздражает постоянная опека. Они предпочитают проявлять инициативу и хотят, чтобы их работу оценивали по конечным ре­зультатам. Такие люди хуже работают под непосредственным контро­лем. В тех случаях, когда нельзя заранее предвидеть все обстоя­тельства, связанные с выполнением распоряжения, решение скорее всего будет иметь общий характер.

По способу выражения выделяют следующие формы управленческих решений : письменные и устные, формальные и неформальные. При решении вопроса, в какой форме должен быть выражен приказ,  руководитель учитывает следующие аспекты :

  • значимость содержания приказа (чем больше значимость, тем предпочтительней письменная форма);
  • отношения между руководителем и подчиненным (чем больше степень доверия между ними, тем чаще можно применять устную форму);
  • дублирование приказов, особенно в министерстве и крупных подразделениях (с целью ознакомления всех сотрудников с приказом, он излагается в письменной форме).Письменные приказы часто используются для того, чтобы избе­жать дублирования приказов нижестоящими руководителями и путаницы, так как гораздо легче разобраться, от кого первоначально исходил приказ, если исходные распоряжения были сделаны в письменной форме.
  • Решения, представленные в письменной форме, всегда являются формальными, поэтому остановимся на устной форме управленческих решений. Большинство сотрудников такие выражения, как "приказ", "команда", "задание", применяют очень часто. Однако есть руководители, которые управляют своими подчиненными, используя решения в неформальной форме : "Давайте сделаем так", "Займетесь решением данного вопроса", "Может быть, Вам надо согласовать свои мероприятия с отделом маркетинга". Иные начальники часто употребляют выра­жение : "Я Вас прошу сделать то-то". Иной человек может не увидеть здесь никакого приказа, но сотрудник организации, как правило, хорошо понимает их. Если, тем не менее, он сомневается в наличии приказа, он обязан уточнить его. Формальное управленческое решение необходимо, оно дисциплинирует исполнителей, избавляет их от всяких сомнений в наличии приказа. Кроме того, по форме изложения управленческие решения делят на нормативный акт любой юридической силы (положение, наставление, приказ, директива, инструкция); распоряжение (разовое); решение коллегиального органа; планы работ; рекомендательные письма (обзо­ры, методические указания, справки-ориентировки).
  • Степень доверия, существующая между руководителем и подчи­ненным, обусловливает целесообразность письменного распоряжения, поскольку в этих взаимоотношениях основной риск несет подчинен­ный. Он может быть не расположен брать на себя ответственность, и, когда ему ее навязывают, он может пожелать оградить себя письменным приказом. Сотрудник, обвиненный в том, что превысил когда-то свои полномочия, хочет, чтобы все было жестко оговорено в письменном приказе. Также письменная форма решения предпочтительна для сотруд­ника, имеющего печальный опыт работы с руководителем, который забывает, что дал распоряжение или изменил свое решение, либо обвиняет подчиненного за плохие результаты, кото­рые явились следствием выполнения его собственных приказов.

[1] См.: Голубков Е. П. Какое принять  решение? М. : Экономика, 1990.

[2] Напр.: Советский энциклопедический словарь. М. : Советская энциклопедия, 1979.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!