Управленческая психология. Ее предмет и задачи
Современная психология — это система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, клиническая, политическая, военная, спортивная, возрастная, сравнительная психология, психология труда, патопсихология, психология религии, психология труда, психология рекламы и другие. Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологии связано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества. В этом ряду отраслей в последнее время возрастает теоретическое и практическое значение психологии управления.
Психология управления — междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Предмет психологии управления — это деятельность должностных лиц, возглавляющих коллективы, а психология управления — сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:
- психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;
- психологии мотивации людей в процессе их деятельности;
- особенностей группового поведения и межличностных отношений;
- психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений;
- психологии власти в организации;
- вопросов психологического климата в коллективе;
- психологической конфликтологии.
В какой-то мере сферы психологии управления и другой психологической дисциплины — психологии труда — пересекаются. Но если психология труда занимается, прежде всего, проблемами профессионального отбора — соответствует ли человек требованиям той или иной профессии, то управленческая психология рассматривает соответствие человека конкретной организации с теми ценностями, целями, задачами, стилем управления, которые в ней сложились.
Кроме того, управленческая психология обеспечивает психологическую подготовку менеджеров, руководителей. Можно говорить о двух параметрах эффективности работы руководителя, менеджера:
- непсихологический (речь может идти о прибыльности или убыточности предприятия, его конкурентных перспективах и т. п.);
- психологический (в данном случае учитывается степень удовлетворенности людей, работающих в организации, качество общения, мотивированность их поведения и др.).
Очевидно, что оба эти параметра взаимосвязаны: эффективность организаций, т. е. способность решать стоящие перед ними задачи лучшим или оптимальным способом, возрастает, если в них создан соответствующий психологический климат. А знания, полученные менеджерами в результате изучения психологии управления, помогают компетентно управлять людьми, избегать ненужных конфликтов, понимать психологическую природу управленческих процессов, эффективно решать проблему подбора кадров в организацию, анализировать и улучшать психологический климат в коллективе, правильно оценивать собственную деятельность.
Таким образом, психология управления стремится не только облегчить труд менеджеров, но и сделать его более эффективным с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях психики, ее функциональном, изменчивом характере.
Задачи психологии управления:
- психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;
- изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;
- исследование психических особенностей лидерства;
- разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;
- изучение процессов группового взаимодействия;
- исследование механизмов мотивации человека.