Уполномоченный по правам человека в России - Часть 4

Заключение

Конституция РФ 1993 года предусматривает новый для нашего государства правовой институт Уполномоченного по правам человека. Необходимость в специальном федеральном конституционном законе, определяющем компетенцию, организационные формы и условия деятельности нового органа по осуществлению и охране прав человека и гражданина назрела давно.
Президентом Российской Федерации лишь 26 февраля 1997 года был подписан федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», который Государственной Думой РФ был принят только 25 декабря 1996 года и 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации.
Задачей института Уполномоченного по правам человека является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений. Такой правозащитный институт нетрадиционен для России. После появления этого института в странах Восточной и Центральной Европы (в особенности, после формирования его в Польше) в конце 80-х-начале 90-х появились предложения отечественных ученых об учреждении должности Уполномоченного по правам человека в России.
При подготовке конституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере внимания политиков и законодателей. В Конституции Российской Федерации были заложены нормы, что к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, который действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.
Цели деятельности Уполномоченного направлены на укрепление парламентаризма, но этот институт не является внутрипарламентской структурой, не должен был действовать и не действует как комитет или комиссия Государственной Думы.
Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан. Гражданин обращается к нему в случае неудовлетворенности административным решением, порядком его принятия или поведением должностного лица, т. е. когда его права нарушаются органом государственной власти или чиновником. Правовой институт Уполномоченного по правам человека обладает тем достоинством, что граждане не испытывают формальных трудностей при осуществлении контакта с этим должностным лицом.
Функционирование института Уполномоченного может способствовать формированию демократического правового государства, самодостаточного гражданского общества с его свободными гражданами, обладающими неотчуждаемыми правами.
С учетом федеративного устройства нашего государства, должность Уполномоченного по правам человека может учреждаться в субъекте Российской Федерации в соответствии с уставом, законом субъекта РФ. В некоторых субъектах Российской Федерации существуют Уполномоченные по правам человека, в большинстве субъектов РФ (более сорока) пошли по пути создания Комиссий по правам человека. Уполномоченный по правам человека защищает гражданские права независимо от места проживания гражданина России, поскольку права человека не могут быть различными в зависимости от субъекта Федерации.
Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Политическая нейтральность названного правового института заложена в самой его идее. Уполномоченный не должен выступать за проведение определенного политического курса или за проведение той или иной политики в конкретной сфере, будь то сфера экономических, социальных, финансовых, культурных или иных проблем. Он подчинен только закону. Безусловно, он может влиять на разработку и применение правовых норм, но лишь с той целью, чтобы привести право в соответствие, как это прокламируется, с международными гуманитарными тенденциями, правоприменительную практику освободить от дискриминации и волюнтаризма, обеспечив приоритет соблюдения прав граждан.
Становление службы Уполномоченного по правам человека в России происходит в сложных условиях выбора общественных и экономических приоритетов. Наша страна разделяет общую философию свободного рынка. Мера государственного регулирования продолжает оставаться предметом дискуссий, но стратегическим экономическим курсом провозглашена приватизация, т. е. перевод социально-экономических процессов из государственной сферы в сферу гражданского общества. Граждане обеспокоены углублением экономического кризиса, раздвижением границ неравенства. Поэтому при разработке концепции Уполномоченного важно определить меру и степень участия Уполномоченного в социальной защите граждан.
Существующий в России механизм правообеспечения до сих пор не акцентирован на защиту прав человека и гражданина, это форма защиты государственных этатистских устоев. Но Уполномоченного по правам человека не следует делать центром или альтернативой сформировавшейся на данный момент правозащитной государственной системы, учитывая, что он не располагает императивными правовыми средствами воздействия на соответствующие государственные органы.
Важен еще один момент - дерегуляция экономики в России сопровождается активным наращиванием центральных (федеральных) и местных структур управления. Административно-правовая активность вертикальных исполнительных структур создает опасность министериализма — гипертрофированного укрепления исполнительной власти. Расцветают административная безответственность, ведомственная рознь, бюрократическая инерция. Административная субординация и одновременно бюрократическая бесконтрольность создают сложную среду деятельности для Уполномоченного по правам человека. Российскому Уполномоченному предстоит функционировать в стране, граждане которой не имеют личного опыта демократических традиций, должностные лица привержены административным авторитетам, а не общеправовым принципам. Эти обстоятельства, определяющие моральную атмосферу в обществе, необходимо учитывать при оценке перспектив деятельности Уполномоченного по правам человека, формировании его службы и наделении его полномочиями.
Деятельность региональных Уполномоченных имеет свою специфику, что во многом обусловлено разнообразием политических режимов сложившихся в рамках российского федерализма. Так, например, для одних регионов характерны острые конфликты между областным руководством и руководством центрального города (Приморский край), для других эти отношения протекают достаточно мирно. В одних регионах глава исполнительной власти плотно контролирует политические события и явно доминирует на политическом поле (мэр Москвы Юрий Лужков), при этом допуская нарушения элементарной законности; в других - власть достаточно равномерно распределена между различными политическими деятелями. Существенно различаются регионы и по степени развития гражданского общества, представленности в них общественных организаций и политических партий.
Уполномоченный по правам человека - правовой институт, действующий дополнительно (субсидиарно) по отношению к существующим в стране средствам правовой защиты. Сталкивающиеся юридические конструкции правоохранительных органов могут породить компетенционный хаос и проблемы для обратившихся граждан. Российский Уполномоченный не должен нарушать сложившегося компетенционного равновесия. Особенно важным представляется избежать конфликта юрисдикции Уполномоченного и прокуратуры.
В своей деятельности Уполномоченный по правам человека взаимодействует с Региональными Уполномоченными по правам человека, Государственной Думой Российской Федерации, Конституционным Судом РФ, Прокуратурой РФ, Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации, комиссиями по правам человека, образованными в субъектах Федерации, региональными и общероссийскими организациями правозащитников и т.д.
Серьезным препятствием в работе Уполномоченного является неструктурированность российского общества, многонациональный характер страны, ее масштабы, обширные зоны национальных и социальных конфликтов. Но эти проблемы свойственны в различной степени и другим государствами, имеющим институт Уполномоченного.
Службы Уполномоченного по правам человека могут столкнуться с психологическим непониманием со стороны граждан. Россиянин судебному (либо иному правовому) разбирательству предпочитает неправовые (или неправедные) средства разрешения спора. Считаясь с этим обстоятельством, важно будет постепенно, но настойчиво формировать общественное мнение, благоприятное к восприятию Уполномоченного.
Кроме того, углубляющийся правовой нигилизм и атмосфера безнаказанности за нарушения гражданских прав в управленческих структурах негативно сказываются на результативности деятельности Уполномоченного в сфере государственного управления.
Наиболее серьезное препятствие эффективного выполнения российским Уполномоченным возложенных на него задач - низкий уровень управленческой морали и квалификации. Канадский эксперт, известный исследователь омбудсменовского института Д. Роуат указывал, что институт будет хорошо работать в разумном, хорошо управляемом государстве; там, где гражданская служба изрешечена патронатом и коррупцией, он не может справиться с ситуацией.
Наиболее сложная проблема — взаимоотношения Уполномоченного с судом и прокуратурой. Представляется, что в сферу деятельности Уполномоченного не следует включать судебные решения и приговоры, поскольку это ограничит судебную независимость.
Деятельность уполномоченного не подменяет деятельность других правозащитных институтов и тем более не отменяет ее. Нельзя рассматривать институт Уполномоченного по правам человека как «альтернативу» суду или прокуратуре. Уполномоченный по правам человека - правовой институт, действующий дополнительно к существующим правозащитным институтам.
Кроме рассмотрения жалоб, Уполномоченный имеет право контролировать деятельность органов исполнительной власти и других государственных органов иными способами. Российское законодательство исходит из того, что при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Создание хорошо организованных и четко работающих институтов Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах будет способствовать развитию и укреплению принципов правового государства, в частности принципа ограничения государственной власти,  -  любой Уполномоченный, добросовестно выполняющий свои обязанности, неудобен любой власти (это, однако, зависит от характера власти и ее отношения к народу и стране).
Принятие федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» обеспечивает гарантию независимости и эффективной работы института Уполномоченного, который по закону «независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам». В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законодательством РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. Главная задача Уполномоченного - «способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты» (см. Приложение, ст.1 п.3)

Список использованной литературы и источников

1. Список источников.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I (принята 30 ноября 1994 г.) и Часть II (принята 26 января 1996 г.).
2. Закон РФ “О защите прав потребителей” от 7.02.92 №2300 // Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ №15,1992г. ст.786.
3. Заявление Союза правозащитных организаций Свердловской области, адресованное губернатору свердловской области Росселю Э.Э. от 17.04.98.
4. Заявление Учредительного съезда российского движения «За права человека, Москва, 20 ноября 1997 года».
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю.В.Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л. А. Окуньков. М.: БЕК, 1996.
7. Конституция Российской Федерации.1993. – М.: Юридическая литература,1997.
8. Федеральный Конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека  в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г.

2. Монографии, периодические издания.

9. Азаров  А.Я. Права человека. Новое знание. – М.: Знание России,1995. – 256с.
10. Афанасьев М.Н. Региональное измерение российской политики // Полис. -  1998. - №2. - С.88-93.
11. Барандова Т. Кто может заявить о нарушениях в Архангельской области? // Правда Севера. - июнь 1997 г.
12. Башимов М.С. Институт Уполномоченного по правам человека в России // Представительная власть. -  1997. - № 2-3. - С. 50-60.
13. Беседа главного редактора журнала «Государство и право» А.И. Ковлера с Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, доктором юрид. наук, профессором О.О. Мироновым // Государство и право. – 2000. – №2. – с.5-9.
14. Бессарабов В.Г. Кто он, Уполномоченный по правам человека России? // Философские науки. – 2000. - №1. – С.117-124.
15. Бойцова В.В. Народный правозащитник. Статус и функционирование. Ч.I. – Тверь: Вести,1994. – 190с.
16. Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. - М.: Издательство БЕК, 1996. - 408 с.
17. Бойцова В.В. Формирование института омбудсмена в России // Известия вузов. Правоведение. -  1994. - №5-6. - С.67-80.
18. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
19. Выступление Н.И. Текиной на Международной конференции «Институт регионального уполномоченного по правам человека: опыт законодательного регулирования и практической деятельности», Санкт-Петербург, 20-21 марта 1998 г.
20. Гельман В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практика //Полис. - 1998.- №1 – С. 87-105.
21. Государственная служба основных капиталистических стран / под ред. В.А. Туманова. – М.: Прогресс,1977.
22. Государственное право Российской Федерации: Учеб / Под ред. О.Е.Кутафина. М.: Юридическая литература, 1996.
23. Гунель М. Введение в публичное право: Институты. Основы. Источники. М.: Проспект,1995.
24. Дундина Г.К. Уполномоченный на борьбу... // Антикоррупция. -№2. - 10 октября 1997 г.
25. Еженедельный информационный выпуск Агентства социальной информации № 27 (188) 10-16 июля 1998 года.
26. Интервью с Т. Барандовой // Антикоррупция. -№2. - 10 октября 1997 г.
27. Исаев И. А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1999.
28. Каламкарян Р.А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право. – 2000. - №4. – С.31-41.
29. Ковалев С. Права человека как национальная идея // Карта. Российский независимый исторический и правозащитный журнал. -№21. – С.3-7.
30. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Юрист, 1998.
31. Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в российской Федерации // Государство и право. – 1999. - №9. – С.21-31.
32.  Конституция РФ и совершенствование защиты прав человека. – М.: Закон,1994. – 234с.
33. Куда идет Россия? / Под ред. В.П. Данилова. - М., 1994. - Вып. 1.
34. Лентовска Ева. Как начиналась работа уполномоченного по гражданским правам. Том 1 - М.: Пресс, 1997. - 312 с.
35. Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. – М.Знание,1991.
36. Материалы семинара «Демократический институт Уполномоченного по правам человека – омбудсмана». 31 октября-1ноября 1999, Голицино.
37. Материалы III областной конференции Союза правозащитных организаций Свердловской области. 4 апреля 1998 г. - г. Екатеринбург, 1998.
38. Миронов О.О. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1998. – М.: Республика,1999. – 80с.
39. Морроу Л. Начиная с нулевого года // Перспективы. – 1991. - №12. – С. 12 – 14.
40. Никитин А.Ф. Права человека: Учебное пособие для средних школ. – М.: Новая школа,1993. – С.128с.
41. Новейшая история России XX века. / Под ред. А. Ф. Киселева. – М.: Владос, 1999.
42. Областная прокуратура возбудила уголовное дело о подлоге // Правда Севера. - 25 февраля 1998 г.
43. Общая теория государства и права. Академический  курс. / Под ред. Марченко М.Н. В 2 т. Т.1. – М.: Зерцало, 1999.
44. Письмо председателя Межрегионального центра прав человека В.А.Шаклеина председатели Палаты представителей Шапошникову А.Ю. от 3 ноября 1997 г., №63/1.
45. Подкосенова Л. Областная прокуратура не нашла виновного в искажении закона об уполномоченном // Правда Севера. - 10 июня 1998 г. С.3.
46. Права человека. История, теория и практика: Учебное пособие. / Отв. Ред. Б.Л. Назаров. – М.: Русслит,1995. – 304с.
47. Привалов Н. Уполномочен защищать наши права (беседа с В.В.Машковым) // Екатеринбургская неделя. - 1997 г.  – 11 декабря.
48. Развитие института Уполномоченного по правам человека в российских регионах. В 2-х томах. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу «Северная пальмира». – СПб.: Стратегия,1999.
49. Рукман Е. Один в поле воин, или последняя контратака капитана Пазюры.// Комсомолец Заполярья, 20 мая 1995 г.
50. Савицкий В.М. Защита от обвинения как неотъемлемое право человека // Права человека: время трудных решений. – М.: Запад-Восток,1991. –268с.
51.  Современная политическая история России (1985-1997 гг.); Хроника. / Под ред. В.И. Зоркалцева, А.И. Подберезкина. - М.:Тандем, 1997. - Т. 1.
52. Согрин В. Политическая история современной России. 1985-1995. - М.: Владос, 1994.
53. Соколов А. К. Курс советской истории. – М.: Высшая школа, 2000.
54. Смирнов С. Будут ли правозащитники сотрудничать с новым омбудсменом? // Карта. Российский независимый исторический и правозащитный журнал.  - №21. – С.15-16.
55. Сунгунов А. Развитие института Уполномоченного по правам человека продолжается // Хроника московской хельсинской группы. – 2000. - №13 (69). – С.20-21.
56. Федоров С. С чистого листа // Северная корреспонденция. -№3. - октябрь 1997 г.
57. Хаманева Н.Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан // Советское государство  и право. –1990. - №9. – С.20-30.
58. Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблема законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. – 1997. - №9. = С.21-30.
59.  Хиль-Роблес Альваро. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана). - М.: Ad Marginem, 1997. - 335 с.
60. Хутыз М.Х., Серженко П.Н. Энциклопедия права: Учебное пособие М.: Энциклопедия, 1995.
61. Что такое демократия? // Политические исследования. 1992. № 3. С. 38 -51.
62.  Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. – 1993. - №3. – С.56-67.
63. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Политические исследования. - 1992. - № 4. - С. 17—29.
64. Шемшученко Ю.С., Мурашин Г.А. Институт омбудсмена в современных буржуазных  государствах // Советское государство и право. –1971. - №1. – С.34-40.
Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Принят Государственной Думой Одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года 12 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. 1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Статья 2. 1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Статья 3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Статья 4. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.
Статья 5. 1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Глава II ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 6. На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
Статья 7. 1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
Статья 8. 1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 9. 1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".
2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.
3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.
Статья 10. 1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.
2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.
3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.
Статья 11. 1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.
2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.
Статья 12. 1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.
2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.
Статья 13. 1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:
1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.
2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.
3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.
4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 14. В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.
Глава III КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 15. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — заявители).
Статья 16. 1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.
Статья 17. 1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.
2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
Статья 18. Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.
Статья 19. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Статья 20. 1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
Статья 21. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Статья 22. 1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.
2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Статья 23. 1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;
2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;
5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.
2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.
Статья 24. 1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.
Статья 25. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
Статья 26. 1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.
2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.
Статья 27. Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.
Статья 28. 1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.
2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.
Статья 29. 1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.
Статья 30. 1. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.
Статья 31. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:
1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;
2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Статья 32. 1. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.
2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.
Статья 33. 1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.
3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Российской газете" и в других изданиях.
Статья 34. 1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
Статья 35. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
Статья 36. Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности  Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Глава IV АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 37. 1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.
2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Статья 38. 1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.
2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.
3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.
4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.
Статья 39. 1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.
2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.
3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.
Статья 40. 1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.
2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 41. При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Глава V ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.
Статья 43. В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона.

(64.2 KiB, 52 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!