Уникальность человеческой личности

ПЛАН

Введение.

1. Личность: понятие, сущность. Уникальность человеческой личности.

2. Философия западного персонализма.

3. Н. А. Бердяев: основные философские идеи.

Словарь.

Список литературы.

Введение.

Философия с глубокой древности была обращена к постижению человека. Тем не менее, в каждую поворотную историческую эпоху предлагалась новая трактовка проблематики, которая издавна входила в раздел философии, именуемый «философской антропологией». Особенно решительный поворот к человеку произошел в философии в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX века — независимо от того, насколько высоко и насколько объективно они оценивают вклад «антропологической» философии прошлого,— считали и считают необходимым осуществить «новый поворот» к человеку. Одни философы, о "которых пойдет здесь речь, связывали необходимость «антропологического поворота» с широким обоснованием нерелигиозного понимания мира, которое могло бы выдержать соперничество с классической мыслью, существенно зависевшей от религии. Другие, напротив, использовали философию человека как наилучший, по их мнению, способ «модернизации» религиозной философии. Католический философ М. Шелер писал: «В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: «что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и бога».

1. Личность: понятие, сущность. Уникальность человеческой личности.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле «нндивидны» все объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм — фнлософско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как противостоящий миру в целом, а его сознание как единственная реальность, что логически ведет к субъективизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности и делающем человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлективистскнм концепциям казарменного коммунизма.

Гораздо более содержателен другой термин индивидуальность, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и затем как личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. «...Сущность «особой личности», - писал К. Маркс, - составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...» Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности — это не одно н то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие его как личность.

Индивидуальность — не просто «атомарность» человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человеческой личности не отличалась бы от индивидуальности, скажем стула или стола. Это не является «заслугой» человека и «самость» не является нашей собственностью. Как хорошо сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, н как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г. И. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого большого «Я». Человек разделен на множество малых «я». Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бубер говорит так: «Личность видит самое себя. Индивидуальность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творчество, мой гений». Стало быть, для личности характерно утверждение: «я есть», а для индивидуальности — «я такова». Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам — последняя из всех тайн».

Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего, возникает вопрос - когда рождается личность, что этому способствует или препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций, физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д. При рождении, все дети не только разные, но и уникальные, ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков.

Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «я». Именно в этом периоде проявляются первые черты личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора.

Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты - как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т. д.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т. д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности в данной конкретно-исторической обстановке.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования н духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит, достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Вместе с тем, возраст, тяжелые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации.

В основных культурах н цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной «стержень».

Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда (античное общество), любви к Богу, греховности человека и корпоративной морали (феодальный мир) и, наконец, утверждения самоценности человеческой индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время. Для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» — по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой «кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и самоценна, и реализуется лишь в связи с какой-то общностью. Европеец предстает как «твердая личность», напоминающая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен сохранением своей «мягкой» идентичности, установлением и поддержанием связей с окружающими.

Подлинность обретается личностью в душевном и духовном бытии, когда человек судит и оценивает сам себя. Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк: «Тайна личности как индивидуальности состоит, таким образом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей, определяющей ее существо особенности, получает выражение общезначимое - общая всем людям, всех одинаково затрагивающая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного духовного бытия».

2. Философия западного персонализма.

Персонализм — направление философии XX века, которое представлено философами, объединившимися в США в 20-х годах вокруг журнала «Реrsonalist» (У.Хокинг, Э. Брайтмен, Р. Т. Флюэлинг) и в 30-х во Франции вокруг журнала «Еsprit» (Э. Мунье (1905—1950), Ж. Лакруа (1900—1954). Персонализм - идейное движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека и его места в мире.

Центральная проблема, на которой сосредоточивают свое внимание наиболее крупные философы, которых мы относим к персонализму - это проблема отчуждения индивида от общества.

Состояние отчуждения человека от общества исследовал еще К. Маркс, на которого в данной связи не раз ссылались экзистенциальные философы. Но, в отличие от Маркса, в основном изучавшего проблемы отчуждения в капиталистическом обществе XIX столетия, персоналисты считали необходимым указать и на другой факт - существование умонастроений отчуждения и их корней также и в условиях иных исторических эпох и других социальных систем.

Эти философы делали отсюда вывод, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества. Они видели смысл философии не. только и не столько в констатации отчуждения, а тем более не в «оправдании» и увековечивании настроений страха и покинутости. Им представлялось, что философия обязана помочь человеку, охваченному трагическими умонастроениями, если не преодолеть их - что не всегда возможно, - то, во всяком случае, искать и находить свое «Я», смысл своей жизни в самых трагических, «абсурдных» ситуациях.

Персонализм предполагает существование свободных и творчески ориентированных личностей, то есть личностей, имеющих в своих структурах принцип непредсказуемости, что позволяет отказаться от жесткой систематизации.

Рассмотрим сущность философии персонализма на примере его выдающегося представителя (и наиболее известного) – Э. Мунье.

Эмманюэль Мунье (1905-1950) — представитель французского персонализма. Центральное положение в его работах, как и в работах других персоналистов - это понятие личности. Прежде всего, персонализм Мунье исходит из того, что само начало рассуждения опирается на внешние по отношению к человеку данности, предметы. Поэтому личность не есть объект: мы можем сколько угодно описывать объект-человек посредством наблюдений, фотографировать его с различных ракурсов, но посредством подобных манипуляций мы никогда не получим полное представление о личности человека.

Человека нельзя описывать и познавать как камни, деревья или животные.

Личность, пишет Мунье, это «единственная реальность, которую мы познаем и одновременно создаем изнутри. Являясь повсюду, она нигде не дана заранее». Личность не является не только объектом, она не есть ни имманентный субстрат, ни субстанция, которая определяет наше поведение, ни абстрактный принцип, который руководил бы нашими действиями. Она есть «живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями, которая реализуется и познается в действии, каким является опыт персонализации».

Личностное существование, с точки зрения Мунье, обладает парадоксальностью: оно есть человеческий способ бытия и, вместе с тем, есть нескончаемое завоевание. Сама история личности, история ее самоидентификации есть история персонализации, которое развертывается по линии нарастания гуманизации человечества. Даже более - суть Вселенной вообще, считает Мунье, это процесс персонализации. В истории же человечества Мунье видит процесс увеличения личностного измерения в человеческом сознании. Ощущение и осознание человека, как личности, он обнаруживает, что, впрочем, довольно просто, как любой волюнтаристский и произвольный подход к истории человечества, в которой, как известно, можно найти подтверждающие любые, даже самые противоречивые концепции, примеры, постоянное стремление к персонализации. Особое внимание им уделяется христианству, которое старается, по его мнению, дать место подлинному торжеству и развитию личности.

Человек у Мунье — это не только тело, но и дух. Человек, личность, прежде всего, как тело погружен в природу, однако сама материальная обусловленность имеет в личности совершенно иное измерение: все к чему прикасается человек становится личностно окрашенным, даже самые примитивные свои влечения человек способен превратить в искусство (кулинарное искусство, искусство любви). Таким образом, личность, человек всегда превосходит природу.

Возникновение творческой личности осуществляется в результате борьбы двух противоположных тенденций. Одна — это постоянно действующая тенденция к деперсонализации, некая инерция, торможение активности. Другая — это упоминавшийся процесс персонализации, нечто подобное жизненному порыву Анри Бергсона.

Персонализм, по мнению Мунье, это единственная концепция, которая обеспечивает не только истинное истолкование реальности, но и та концепция, которая имеет практическую значимость.

Персонализм исходит из попытки сочетания двух частей человеческого существования: телесного и душевного. Человек включен в природу, но ничто не чуждо так человеческому сознанию, как чистое, слепое, непроницаемое существование. «Я», которое существует телесно, и «Я», которое существует субъективно - это один и тот же опыт. Невозможно мыслить не обладая бытием, не имя тела. Но личность не может удовольствоваться лишь тем, что природа воздействует на нее, личность исключает пассивность. Согласие, пассивность (это может быть стремление к комфорту, приспособлению к вещам) означает рабство. Это рабство преодолевает жизнеутверждающая сила личности, которая оборачивает «принадлежать природе» в «господствовать над ней».

Личность, освобождая себя саму, освобождает и все вокруг, она призвана освободить как вещи, так и все человечество. Отношение человека к природе — диалектическое отношение обмена и восхождения. Человек, воздействуя на природу, очеловечивает ее. «То, что мы называем природой, соткано из наших усилий».

Мунье противопоставляет свою доктрину персонализма индивидуализму в отношении «открытости» личности. Задача индивидуализма — сосредоточить индивида на самом себе, персонализма же рассредоточить его, чтобы перед ним открылись перспективы личностного существования. Личность должна быть открыта. Другому. «Благодаря внутреннему опыту личность предстает устремленной к миру и к другим людям, сливающейся с ними в едином порыве к универсальному. Другие личности никак не ограничивают ее, они — залог ее бытия и развития. Личность существует только в своем устремлении к «другому», познает себя только через «другого» и обретает себя только в «другом». Первичный опыт личности - это опыт «другой» личности. Поэтому и цивилизация, к которой стремится персонализм - это цивилизация «общностная».

Общностная цивилизация - это общество, в котором действуют следующие принципы.

1. Освободить себя и весь мир (в этом Мунье видит сходство персонализма с христианством и с социалистическими мировоззрениями) может лишь тот, кто сам освободился.

2. Надо не только стремиться понимать себя, но и постигать «другого» как «другого». Это значит, соединять отличные позиции в согласии, в котором не теряются различия.

3. Необходимо взять на себя ответственность и за судьбу другого.

4. Необходимо уметь отдавать. Экономика личности - это экономика дарения.

Человек, как личность, становится лишь при коммуникации с «другим», то есть «другое» есть основа определения личности. Личность всегда направлена на диалог, а сама общностная цивилизация, которая есть цель персонализма, сохраняет индивидуальность.

3. Н. А. Бердяев: основные философские идеи.

Одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины XX века был Н. А. Бердяев (1874 - 1948), написавший сотни работ, посвященных различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.

Начало формирования целостной философской концепции Бердяева началось в марте 1901 года, когда по «высочайшему повелению» царя его на три года выслали «под гласный надзор полиции» в Вологодскую губернию. Вологодская ссылка стала для Н. Бердяева школой полемической борьбы (либо оппонентами, либо содокладчиками его были А. А. Богданов, А. В. Луначарский, Б. В. Савинков, П. Е. Щеголев, А. М. Ремизов, Б. А. Кистяковский и другие ссыльнопоселенцы) и философской рефлексии. Своеобразным итогом этих философских диспутов стал сборник «Проблемы идеализма» (1902), в котором Н. Бердяев опубликовал статью «Этические проблемы в свете философского идеализма». «В этой статье, - писал позже Н. Бердяев, - намечался мой персонализм».

В течение длительной эволюции философских взглядов Н. А. Бердяева, смены объектов философствования, неизменной оставалась главная установка философа сделать свою философию сознательно антропологической.

Он осуществил попытку создать «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т. е. о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна. Поскольку наука изучает внешний мир, феномены, она не имеет никакого отношения к внутреннему духовному миру человека, который и является подлинным предметом философии. Она должна быть только «личной» и должна начинаться с размышления над «моей» судьбой, над «я», а не с объекта; она должна выйти из «мировой данности», освободиться от внешнего для нее авторитета как теоретического, так и практического. Только такая философия, антропологическая и антропоцентрическая, считает Н. Бердяев, сможет раскрыть сущность человека, спасти его от порабощения внешними силами.

Центральная идея всей философии Бердяева - проблемы творчества. В отличие от ортодоксальной религии, он полагал, что смысл и цель человеческой жизни не исчерпываются личным спасением. Человек призван к творчеству, к продолжению творения мира. Творчество требует свободы. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале, продукт человеческого творения — книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, полагал он, созданный Богом мир не завершен, он продолжает твориться, но уже человеком, который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому он считал внешнее освобождение человека от политического гнета и экономической эксплуатации недостаточным. Человеку необходима внутренняя мотивация труда.

Человек всегда несет в себе, хоть и потенциально, искру Божию: свободу и творчество. Поэтому человек, если он этого хочет, опираясь на них, свободно творит себя, выбирая между добром и злом. В акте творчества человек становится соравнен Богу, потому что творчество есть продолжение миротворения; «продолжение и завершение миротворения есть дело Богочеловеческое, Божье творчество с человеком, человеческое творчество с Богом». Творчество - это акт перехода из небытия в бытие, творчество из ничего в творчество из свободы. В отличие от Бога, человек в творчестве нуждается в материале.

Творчество трагично, поскольку в нем наблюдается несоответствие творческого замысла и воплощения в продуктах творчества, которые всегда ниже замысла. И все же творчество в противовес эволюции, которая основана на детерминизме, исходит из свободы; в нем еще не завершенный мир продолжает твориться. Социалистический принцип справедливости, сотрудничества людей, полагал Бердяев, должен быть соединен с аристократическим принципом самоценности каждой личности. Следовательно, социальное переустройство может быть достигнуто лишь в результате духовного возрождения. Более того, его тревожило обезличение человека, превращение человека в функцию, в придаток машины, власти, любых внешних сил.

Коллективизм отталкивал Бердяева от теории и практики коммунизма, который он рассматривал как лжерелигию. Его идол — коллектив, по Бердяеву, так же отвратителен, как идол государства, нации, расы, класса, с которыми он связан. Будучи лжерелигией, коммунисты борются с другими религиями как своими конкурентами.

Начав свою теоретическую деятельность как марксист, Бердяев разрывает с этим учением, хотя и сохраняет на всю жизнь понимание его места в истории мысли и полемизирует с марксизмом практически во всех своих работах.

В работах «Христианство и классовая борьба» (Париж, 1931), «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924), «Истоки и смысл русского коммунизма» (Париж, 1933) философ обвинял марксистов в недопустимой редукции, в сведении общественной жизни исключительно к материальной основе, в разрыве рациональных схем марксизма с действительностью.

Словарь.

Волюнтаризм - это признание примата воли над другими проявлениями духовной жизни человека, включая мышление.

Знание - это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

Индивид – единичный представитель какого-либо социального целого (исторически определенного общества или группы).

Индивидуальность – уникальность, неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Индивидуализм — фнлософско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Объект – предмет, на который направлено действие, приложение активности субъекта.

Общество – продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов.

Свобода – философская категория, характеризующая сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения; возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Свобода воли — понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности.

Социализация - процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества.

Субъект - носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с объектом; это активное самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.

Персонализм — направление философии XX века, которое сконцентрировало внимание вокруг проблемы человека и его места в мире.

Список литературы.

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.

2. Введение в философию. Ч.I. – М.:Политиздат, 1989.

3. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. С.-П.: Издательство СПбГУ, 1995.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М.: “Высш. школа”, 1991.

5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.: Центр, 1996.

6. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

7. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

8. Философия: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1997.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(47.8 KiB, 59 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!