Умственная работоспособность у человека - Часть 3

VI. Методы исследования здоровья

6.1. Антропоиетические исследования физического развития

План.

1. Соматоскопическая методика исследования.

2. Соматометрическая методика исследования.

3. Физиометрическая методика исследования.

I. СОМАТОСКОПИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Соматоскопия - это описание и анализ данных наружного осмотра. При этом учитывают описательные признаки, т.е. данные наружного осмотра.При этом ряд описательных признаков оценивается по трехбальной системе (например - развитие мускулатуры тела; степень жироотложения и т.д.)

Слабое развитие признака обозначается цифрой «1». Среднее - «2», выраженное или большое - «3».

1. Определение состояние опорно-двигательного аппарата ребенка. Для этого проводят осмотр по следующим этапам.

А) КОСТЯК.

О развитии костяка судят по следующим критериям: ширина плеч; величина надчревного угла; размер кисти и стопы; диаметр запястья.

Различают три типа костяка:

тонкий (узкий) - характеризуется узкими тонкими плечами и острым надчревным углом, малыми размерами кисти и стопы и шириной запястья менее 15 см; массивный (широкий) - характеризуется широкими плечами, тупым надчревным углом, шириной запястья более 16 см., широкими и большими ладонями и стопами; средний - занимает среднее место.

Б) ПОЗВОНОЧНИК - выполняет основную опорную функцию. Для определения формы позвоночника проведите его осмотр в сагитальной фронтальной плоскостях.

При осмотре во фронтальной плоскости (со спины) обратите внимание на:

1)линию позвоночника, образованную остистыми отростками позвонков. При этом исследуемый стоит в расслабленной, привычной позе. В норме линия позвоночника является прямой без изгибов. Наличие боковых изгибов позвоночной линии бывает только при сколиозе.

2)Линию плеч: обратить внимание на уровень правого и левого плеча, имеет ли место их асимметрия.

Если есть асимметрия, попросить исследуемого ребенка встать «смирно», выпрямиться, если при этом асимметрия пропадает - зафиксировать данный факт в дневнике исследования.

3)уровень нижнего края лопаток: измерить кратчайшее расстояние от края левой и правой лопаток до позвоночника. Если имеет место асимметрия – зафиксировать это в дневнике исследования.

4)треугольники талии - это пространства, образованные медиальной поверхностью плеча и предплечья и талией ребенка.

Обратить внимание на наличие асимметрии в их размере, расположении и т.д. При наличии таковой отметьте в дневнике исследования.

5)уровень нижних ягодичных складок. При наличии их асимметрии неравномерности, разного количества - отметить данный факт в дневнике исследования.

В результате фронтального осмотра позвоночника можно выявить боковые изгибы позвоночника - СКОЛИОЗ. При этом сколиоз бывает правосторонним и левосторонним. Выраженность искривления позвоночника определяет степень сколиоза. Сколиоз бывает 3-х степеней:

при первой степени - имеется функциональное нарушение, нефиксированный дефект, исчезающий при активном напряжении мускулатуры, т.е. в спокойном расслабленном состоянии, данная степень определяется, а при стойке «смирно» - нет.

при второй степени - имеет место стойкое искривление позвоночника, не исчезающее при напряжении мускулатуры. При этом нет резко выраженных деформаций позвоночника и грудной клетки.

при третей степени - наблюдается резко выраженные фиксированные искривления позвоночника и деформация грудной клетки.

Сделать выводы о наличии или отсутствии у исследуемого ребенка сколиоза

При осмотре в сагитальной плоскости определяют состояние функциональных изгибов позвоночника.

Физиологичным считается наличие двух лордозов - шейный и поясничный и 2-х кифозов - грудной и крестцовый.

При изменении соотношения данных изгибов меняется осанка человека. Т. Е. при осмотре позвоночника в сагитальной плоскости определяется вид осанки школьника.

ОСАНКА - это привычная поза непринужденно стоящего человека. Осанку кроме формы позвоночника определяет равномерность развития и тону торса. Различают осанку: правильную; сутуловатую; кифотическую; лордотическую; выпрямленную. Критериями вида осанки являются:

1) положение лопаток;

2) уровень плеч;

3) положение головы;

4) величина шейного лордоза;

5) величина поясничного лордоза;

6) длина позвоночника.

Данные критерии необходимы для исследования осанки по методу Ковальковой.

Визуальные данные - положение лопаток, уровень плеч и положение головы определяют при осмотре в сагитальной плоскости и фронтальной. Обращать внимание на наличие асимметрии в расположении лопаток и плеч.

Измерить величину лордозов позвоночника.

Для этого стоящему в привычной позе обследуемому, приставляют антропометр до первого касания. Далее линейкой измерить расстояние от антропометра до остистого отростка 7-го шейного позвонка (это данные шейного лордоза) и от антропометра до более глубокой части поясничного лордоза (величина поясничного лордоза). Полученные данные зафиксировать в дневнике исследования. Измерить длину позвоночника. Для этого исследуемый должен стоять по стойке «смирно». Антропометр устанавливается сзади н параллельно средней линии тела 639582*1, но не касаясь позвоночника.

С помощью поперечной линейки измерить высоту стояния верхней точки позвоночника (наиболее низко прощупываемая костная точка черепа в затылочной области вдоль средней линии) и нижней (конец позвоночника - копчик). Расстояние между данными точками и есть длина позвоночника.

Данные измерения занести в дневник исследования.

Осанка считается:

ПРАВИЛЬНОЙ - если показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 4 – 5 см. в среднем и старшем возрасте.

Корпус при этом удерживается прямо, голова поднята, плечи распрямлены к находится на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые.

СУТУЛОВАТОЙ - при этом увеличивается глубина шейного изгиба, но заглаживается поясничный, голова наклонена вперед, плечу опущены.

ЛОРДОТИЧЕСКОЙ – при этом увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный, живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад.

КИФОТИЧЕСКОЙ - увеличен шейный и поясничный изгиб, спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

ВЫПРЯМЛЕННОЙ - оба изгиба сглажены, спила выпрямлена, живот подобран.

В) Определить форму ГРУДНОЙ КЛЕТКИ. Для этого необходимо рассмотреть ее в профиль и анфас. Критериями формы грудной клетки являются: величина надчревного угла; направление нижних ребер; форма линии, ограничивающая грудную клетку спереди.

ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ форма: выглядит равномерно развитой в верхних и нижние отделах, ограничивается спереди овальной линией, надчревный угол равен или близок к прямому, нижние ребра имеют средний наклон.

ПЛОСКАЯ грудная клетка имеет удлиненную и уплощенную форму, надчревный угол острый; линия, ограничивающая грудную клетку, спереди почти прямая; нижние ребра имеют значительный наклон.

При КОНИЧЕСКОЙ форме грудная клетка имеет более широкую нижнюю часть, передняя линия овальная с выпуклостью в нижней части, надчревный угол тупой ребра имеют малый наклон.

Свои данные по форме грудной клетки ребенка завиксируйте в дневнике исследования.

Г) Провести исследование формы НОГ.

Для этого попросить обследуемого поставить пятки вместе и стоять выпрямившись.

При НОРМАЛЬНОЙ форме ног - они соприкасаются в области коленных суставов; при О-ОБРАЗНОЙ форме - коленные суставы не касаются друг друга. При Х - ОБРАЗНОЙ форме ног - один коленный сустав заходит за другой.

Д) Проведите исследование стопы на продольное и поперечное плоскостопие. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. При этом обратите внимание и на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке.

При НОРМАЛЬНОЙ стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены перпендикулярно к поверхности опоры.

При ПЛОСКОЙ стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образуют угол, открытый снаружи.

Кроме визуального исследование проведите и инструментальное, т.е. изучите плантограмму стоп.

При соматоскопическом исследовании также анализируются: развитие мускулатуры, степень жироотложения, степень полового развития, однако мы не будем останавливаться на подробностях этого анализа.

II. СОМАТОМЕТРИЧЕСКОЕ исследование.

Соматометрия включает определение длинников, диаметров и окружностей тела и взвешивание.

1 .Измерение длинников тела. Измеряется с помощью антропометра. Для этого исследуемый должен встать прямо, поджав живот и выпрямив плечи.

(стойка «смирно»). При этом он должен стоять так, чтобы касаться вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голова устанавливается в таком положении, при котором нижний край глазницы и верхний край козелка уха должны находиться на одной линии, перпендикулярной вертикальной оси антропометра. Скользящая планка ростомера опускается до соприкосновении с верхушечной точкой. Отсчет ведется от платформы ростомера. Точность измерения - 0,5 см.

2. Измерьте окружности тела, окружность головы - измеряют наложением сантиметровой ленты по глобелле - спереди, сзади - по затылочной точке. Окружность груди - основной показатель при оценке физического развития Определяют окружность груди в состоянии дыхательной паузы, максимального вдоха и максимального выдоха. При этом ленту накладывают по нижним углам лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают: лента, соскальзывая, ложится под углами лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудной точке. Сначала измеряют окружность груди в момент дыхательной паузы, при этом нужно отвлечь внимание ребенка. Затем определить окружность груди при максимальном вдохе и, наконец, при максимальном выдохе. Все три измерения зафиксируют в дневнике исследования. ВЗВЕШИВАНИЕ ребенка. Взвешивание производят с использование медицинских весов.

Ш. ФИЗИОМЕТРИЧЕОКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Физиометрия - это определение функциональных показателей основных систем организма.

При данном исследовании необходимо измерить: жизненную емкость легких (ЖЕЛ), мышечную силу; становую силу.

Измерение ЖЕЛ - с использованием спирометра. Перед исследованием предложить ребенку сделать максимальный вдох, задержать дыхание, плотно обхватить мундштук губами и медленно выдохнуть в трубку весь воздух, исключив выдох воздуха через нос. Выдыхаемый воздух, заполняет внутренний цилиндр водного спирометра, приподнимает его.

Исследование проводят 2-3 раза и записывают наилучший результат.

Полученные данные сравнить с долженствующими.

Для среднего школьника ЖЕЛ должна быть в пределах 1800-2800мл.

Значение ЖЕЛ зависит от размеров тела и степени физического развития.

2. РЕЗЕРВ ДЫХАНИЯ.

Резерв дыхания - показатель резервов в системе дыхания. Определяется по формуле:

Резерв дыхания = показатель максимальной вентиляции - показатель минутого обмена дыхания (МОД).

МОД = ЖЕЛ* частоту дыхания (в минуту).

Данная величина сравнивается с долженствующей, которая рассчитывается по формуле А.Г. Дембо:

Долженствующая максимальная вентиляция = 1, 2 долженствующей ЖЕЛ * 35. Чем больше предел дыхания, тем больше резервы человека.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ РУК.

Данный параметр характеризует степень развития мускулатуры.

Измеряется с помощью ручного динамометра. Для этого обследуемый должен стоять прямо и несколько отведя руку вперед и в сторону, обхватив при этом динамометр кистью, должен максимально сжать его. При этом не должны использоваться грудные мышцы; только мышцы руки.

Произвести три пробы и зафиксировать в дневнике исследования лучший результат для правой и левой руки ребенка.

Сравните полученные результаты с долженствующими возрастными данными.

4.ИЗМЕРЕНИЕ СТАНОВОЙ СИЛЫ.

Измеряется становым динамометром. Для этого исследуемый должен стоять двумя ногами на платформе, наклоняясь, должен взять рукоятку динамометра и с усилием постепенно старается выпрямиться. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Дли этого становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи.

6.2. Донозологическая диагностика здоровья школьников.

Цель: разделить обследуемых лиц по количеству здоровья на группы здоровья, среди которых выбрать детей низкого уровня для дальнейшего исследования и оздоровления.

План:

1. Проведение, анализ и выделение групп здоровья по методу Баевского Р. М.

2.Проведение. Анализы выделение групп здоровья по методике ГА. Апанасенко.

3.Функциональные пробы:

• оценка тренированности сердечно-сосудистой системы;(оценка результатов проб по Миневич МА.);

• Утренняя проба (индекс Руффье - ИР);

• Тест Кверга для оценки тренированности сердечно-сосудистой системы;

• пробы на определение устойчивости организма к кислородной задолжности.

4. Прогнозирование уровня физического состояния по уравнению регрессии (УФС).

Методика диагностики.

1. Оценка состояния Сердечно-сосудистой системы (уровень тренированности сердца).

Провести 2 пробы (по Е. Янкелевичу «Берегите сердце»).

1) проба, с приседаниями.

Ребенок должен встать в основную стойку. Т.е. поставить ноги вместе, сомкнув пятки. Нужно сосчитать исходный пульс (Рs о), при этом ребенок должен быть спокоен и иметь ровное дыхание. Затем попросить ребенка сделать приседания в медленном темпе (20 приседаний за 30 секунд), при этом лучше всего сделать данное упражнение вместе с детьми. Приседать с выбрасыванием рук вперед, сохраняя корпус тела прямым, широко разведя колени в стороны. После приседаний сосчитать пульс и записать результат (Рs н).

Оценка: проба считается отличной, если превышение числа ударов пульса после нагрузки на 25% и менее.

- проба считается хорошей, если превышение числа ударов пульса после нагрузки от 25% до 50%;

- удовлетворительная проба - превышение ударов пульса составило 50%-75%;

- пробы неудовлетворительные, если число ударов превысило 75%.

2) проба с подскоками,

Методика: Предварительно сосчитайте пульс в покое (Рs о). Ребенок встает в основную стойку, поставив руки на пояс. Мягко на носках в - течении 30 сек. Обследуемый должен сделать 60 (не больше) подскоков, подпрыгивая над полом на 5-6 см. Затем снова подсчитать пульс. Оценка такая же, как при пробе с приседаниями.

2. Метод Апанасенко Г.Л. Данный метод основан на комплексе относительных показателей, которые рассчитывается на основе данных: роста, массы тела, динамометрии кисти, пульса, артериального давления. Необходимо измерить данные каждого ребенка, (при отсутствии каких либо данных примерно берутся значения возрастной нормы). Оценку производят по сумме баллов с учетом мужского и женского пола, при этом разделив всех на 5 групп здоровья. При анализе учитывать, что «Безопасный уровень» здоровья начинается с позиции в 14 баллов. В 4 и 5 группу здоровья попадают те, которые систематически занимаются оздоровительной тренировкой, преимущественно бегают.

3. Определение выносливости организма к кислородной задолжности. Данный метод основан на определении максимально возможной для человека глубины задержки дыхания (паузы) на вдохе. Он основан на определении максимально возможной для человека задержки дыхания (паузы) на вдохе, которая по данным Бутейко К., коррелирует с содержанием углекислого газа в альвеолах легких. При глубоком дыхании создается дефицит углекислого газа в легких и крови, что вызывает спазм сосудов кишечника и других органов, управляемых гладкой мускулатурой, а также создает более прочное соединение кислорода с гемоглобином крови. Все это способствует уменьшению притока кислорода к клеткам мозга, сердца, почек и других органов.

Методика: Попросить исследуемого форсированно подышать, а затем максимально вдохнув, задержать дыхание на сколько это возможно. При этом засекается по секундомеру время задержки дыхании. Проба проводится 3 раза, и записывается наилучший результат (самый продолжительный).

Провести оценку выносливости, используя приведенную таблицу.

Таблица 8

Состояние организма в зависимости от содержания углекислого газа в альвеолярном воздухе при максимально возможной задержке (паузе) при поверхностном и глубоком дыхании.

Органы дыхания Состояние организма Градация состояния организма Содержание углекислого газа в альвеолах легких Максимальная пауза дыхания, сек.

Поверхностное Сверхвыносливое Особое Состояние

норма

Болезни глубоко дыхания 7,6

7,1

6,8

6,5

6,0

100

80

60

50

5,5

5,0

4,5

4,0

3,5

тяжелое состояние 40

30

20

10

5

4. Утренняя проба (индекс Руффье - ИР).

Данная проба позволяет оценить функциональное состояние после восстановления ночным сном.

Методика: у исследуемого ребенка необходимо померить пульс последовательно в следующих положениях - лежа, сидя и стоя.

Анализ результатов провести по формуле:

(Р1тР2+РЗ)-200

ИР= ——-———-——-, где Р1, Р2, РЗ – ЧСС в минуту в положении лежа, сидя и стоя. 10

При интерпритации результатом необходимо учитывать, что величина индекса меньше 0 - отличный показатель;

0-5 - хороший показатель;

6-10 - посредственный показатель;

11-15-слабый;

более 15 - неудовлетворительный показатель.

5. Модифицированная проба Руффье.

Величина пульса (Рs) фиксируется на разных этапах после небольшой физической нагрузки (30 приседаний за 45 секунд). Перед этим определите исходный пульс после 5 минут покоя в состоянии лежа за 15 секунд до нагрузки. Далее в первые и последние 15 секунд с 1-й минуты восстановления. Полученные результаты зафиксировать и для дальнейшего анализа умножить их на 4.

Р1 - исходный пульс;

Р2 - сразу после нагрузки;

РЗ - в конце первой минуты восстановления.

Оценить результаты данной пробы, если

ИР меньше 3 - физическая работоспособность высокая;

от 4 до 6 - хорошая физическая работоспособность;

от 7 до 10 - посредственная работоспособность;

10- 5 - удовлетворительная;

15 и более - неудовлетворительная работоспособность.

6.Тест Кверга.

Данный тест позволит оценить функциональное состояние сердечнососудистой системы.

Методика: Исследуемый ребенок делает комплекс физических упражнений в последовательном порядке:

1 упражнение - 30 приседаний за 30 секунд;

2 упражнение - бег с максимальной скоростью на месте 30 секунд;

3 упражнение - 3-х минутный бег на месте с частотой шагов 150 в минуту (2,5 шагов в секунду);

4 упражнение - прыжки со скакалкой в течение 1 минуты.

Затем измерить пульс за 30 секунд сразу после выполнения комплекса упражнений, затем через 2 минуты после выполнения комплекса и после 4 минут после выполнения данного комплекса упражнений. Необходимо помнить, что трехкратное измерение ЧСС производиться за 30 секунд.

Результаты фиксируются в тетради.

Для анализа полученных результатов необходимо знать, что:

ИК больше 105 является отличным показателем;

от 104 до 99 - это хороший показатель;

98 - 93 - удовлетворительный;

менее 92 - неудовлетворительный показатель функционирования сердечно-сосудистой системы.

7. Оценка состояния вегетативной нервной системы.

Часто встречаются расстройства сосудистой регуляции, называемые вегето-сосудистыми дистониями. Характерные признаки: головокружение, нестабильность артериального давления, похолодание конечностей, потливость и другие симптомы.

Регуляция сосудистого тонуса осуществляется симпатическим и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. ВСД - это состояние часто встречается в школе у детей младшего школьного возраста. Одной из причин - гиподинамия ребенка, излишний вес, детренированность сердца. Сосудистая реакция в этих случаях искажается.

Исследование сосудистой реакции проводится с использованием ряда сердечно-сосудистых рефлексов.

Цель: определить детей с предрасположенностью к ВСД, с сосудистой дисфункцией сердца.

А) Глазосердечный рефлекс Даньини - Ашмера.

Методика: Первоначально измеряют исходный пульс в состоянии покоя (Рs). Затем производят умеренные надавливания на переднебоковые поверхности глазных яблок обследуемого ребенка в течение 20 ceкунд. После чего вновь измеряют частоту сердечных сокращений (Рs).

Пробу следует проводить осторожно, чтобы не вызвать резкого замедления пульса. Для интерпретации результатов необходимо знать, что

При нормальном соотношении симпатической и парасимпатической инервации в результате пробы пульс будет замедляться на 8 - 10 ударов в минуту.

Если пульс замедляется более чем на 10 ударов в минуту, то это признаки преобладания парасимпатической инервации сосудистого тонуса.

Если значения пульса остаются без изменений или учащаются - это признаки преобладания симпатической регуляции сосудистого тонуса.

Б) Ортостатическая проба. Суть: при переходе обследуемого из горизонтального положения в вертикальное пульс учащается за счет стимуляции симпатической регулирующей системы.

Методика: Измерить исходный пульс (в состоянии покоя) (Рs 0) в горизонтальном положении.

Затем попросить обследуемого встать, при этом не отнимая свою руку с его пульса, и после вставания вновь подсчитать пульс и зафиксировать его значение (Ps). Оценка результатов проводиться при сравнении полученных результатов данных значений пульса.

Если симпатическая и парасимпатическая инервации в нормальном соотношении, то будет наблюдаться учащение пульса после пробы на 10-12 ударов в минуту; если симпатическая инервация преобладает - пульс учащается более чем на 12 ударов в минуту; если преобладает парасимпатическая инервация сосудистого тонуса, то будет отмечаться или урежение пульса или он останется без изменений. Сделать выводы по каждому исследуемому ребенку.

В) Клиностатическая проба.

Суть: при изменении положения тела с вертикального на горизонтальное происходит кратковременное замедление пульса в результате рефлекторной стимуляции парасимпатической нервной системы в регуляции сосудистого тонуса.

Методика: Измерить исходный пульс (Ps 0) в вертикальном состоянии в покое. Затем попросить исследуемого ребенка принять горизонтальное положение, при этом не убирая руку с его пульса, и сразу после изменения положения тела сосчитать пульс и зафиксировать его новое значение (Ps).

Оценка результатов проводиться при сравнении полученных результатов данных значений пульса.Если у исследуемого ребенка соотношения симпатической и парасимпатической инервации сосудистого тонуса соответствует возрастной физиологической норме, то после пробы будет отмечаться замедление пульсового значения на 10-12 ударов в минуту; если имеет место преобладание симпатической инервации - значение пульса или не изменится или замедление будет отмечаться менее чем на 10 ударов в минуту; если наблюдается преобладание парасимпатической инервации - пульс замедляется более чем на 12 ударов в минуту.

8 Прогнозирование уровней физического состояния по уравнению регрессии (УФС).

УФС - показатель динамичный и зависит от множества факторов, которые связаны друг с другом определенными зависимостями. Данные зависимости и отражены в уравнении регрессии, которое и используется для прогнозирования физического состояния исследуемых детей.

Х= 700-3*ЧСС – 2,5 АД ср. – 2,7*возраст + 0,28*m тела

350- 2,6* возраст + 0,21 * рост тела

где Х - количественный показатель, эквивалентный уровню физического состояния, диапазоны которого приведены в таблице (ЕА. Порогова,1986).

Уровни физического развития Диапазон

значений

Низкий меньше 0,375

Ниже среднего 0,376 - 0,525

Средний 0,526 - 0,675

Выше среднего 0,676 - 0,825

Высокий 0,826 и более

При этом АДср = АД (диастолическое) + 1/3 АЛ (пульсовое)

АД (пульсовое) = АД(систолическое) - АД(диастолическое).

Рассчитать прогнозируемый уровень физического развития для исследуемых детей с учетом выше приведенных расчетов и зафиксировать свои результаты.

VII. Уровень работоспособности детей среднего школьного возраста (собственное исследование)

7.1. Функциональное состояние основных систем организма детей среднего школьного возраста

Исследование основных систем организма нами проводилось на группе детей 11-12 летнего возраста в школах № 7 и № 14. Проводилось исследование сердечно – сосудистой, дыхательной и вегетативной нервной системы детей. Данные системы, как говорилось в первой главе исследования, являются основными рабочими подсистемами в адаптационном механизме.

Собранные первичные показатели отражены в таблице 1.

Состояние такого показателя гомеостаза как пульс покоя имеет довольно сильно выраженную вариабельность. При этом средние значения составляют 73,  5,73 при долженствующих для данного возраста – 80  7,3 ударов в минуту (табл. 3).

Как видно из таблицы максимальное количество детей имеют показатели намного ниже долженствующих (77,55% детей). Данное состояние возможно, обусловлено нарушениями в состоянии гомеостаза данных детей. Наиболее вероятные причины таких нарушений – это преобладание симпатической инервации, что говорит о напряжении механизмов адаптации к неблагоприятным условиям существования детей. К данной категории условий можно отнести малоподвижный режим деятельности, учебная перегрузка. Нарушения баланса в питании. Наличие хронических патологий и т.д.

Что касается показателей состояния вегетативной нервной системы, то результаты клиностатических и ортостатических проб представлены в табл.1. 4,5.

Из данных таблиц видно, что у большего количества детей наблюдается преобладание симптоматикотонии – от 40,82% до 46,94%. При этом не малое количество детей от 30,61% до 32,65% имеют преобладание парасимпатической инервации. Данное состояние менее благоприятно нежели преобладание симпатикотонии. Таким образом состояние вегетативной системы доказывает, что в организме данных детей происходя процессы напряжения адаптации. Для исследования возможным причин нами исследовался уровень тренированности сердечно – сосудистой системы.

Показатели тренированности сердечно – сосудистой системы детей представлены в таблицах 1 и 6.

В таблице видно, что нормальный уровень тренированности имеется только у 22,45% детей среднего школьного возраста. Настораживает явное преобладание детей с хорошим уровнем тренированности. Что означает. Что у них значительно снижены резервные возможности данной системы, возможно, вследствие перенапряжения нервной системы, детренированности сердечной мышцы и других скелетных мышц, а также возможным дефицитом в питании белка и витаминов с минералами. Особенно беспокоит наличия в данной возрастной группе детей с критерием «удовлетворительный уровень тренированности сердечно – сосудистой системы». Таких детей 18,37%. При этом наблюдается 6,12% детей с плохим уровнем тренированности данной системы. Дети с плохим и удовлетворительным уровнем тренированности сердечно – сосудистой системы должны быть отнесены в группу риска для дальнейшего изучения и коррекции.

Подтверждают плохое состояние сердечно – сосудистой системы подтверждают и показатели систолического и диастолического давления (табл. 7,8).

У 44,89% детей наблюдается систолическое давление ниже долженствующего уровня (105,60  10,15), что значительно снизило и средний показатель данного параметра в этой категории детей – 101  12,06 мм.рт.ст. Так как систолическое давление в основном определяется силой сердечных сокращений и регулирующим воздействием вегетативной нервной системы, то данная ситуация, возможно, обусловлена слабостью сердечной мышцы и симпатической инервации.

Показатели диастолического давления преобладает число детей с повышенными показателями и составляет 63,27%. Средний уровень диастолического давления составил 75,50  8,11 мм.рт.ст., что выше долженствующего возрастного – 60 – 70 мм.рт.ст. Так как диастолическое давление определяется в основном тонусом сосудов и соотношением в вегетативной регуляции, то высокие значения тонуса определены спазмом переферических сосудов при преобладающем воздействии симпатической инервации. Данное состояние является физиологическим процессом, связанным с перераспределением крови к основным напряженным органам и системам. При этом уменьшается кровоток на переферии по микроциркуляторному руслу. Таким образом, имеет место напряжения функционирования, скорее всего нервной системы и сердечно – сосудистой.

В дальнейшем исследовалось состояние дыхательной системы, которая имеет взаимосвязь с кровеносной системой и нервной.

Исследование задержки дыхания, которая проводилась на паузе вдоха (менее нагрузочна для детей и является скрининговой методикой). Результаты представлены в табл. 1 и 8.

Из таблиц видно, что данный показатель не имеет большую вариабельность. У 81,63% детей отмечается высокая чувствительность организма к кислородной задолжности, что отражается в резком снижении возможной задержки дыхания. Средний показатель – 34  15 секунд при долженствующей в 40-55 секунд. Данная чувствительность, возможно связана с недостатком кислорода в тканях организма и особенно чувствительных к его недостатку – нервной и мышечной.

Выявленное положение доказывают и показатели частоты дыхания, которая регулируется центром дыхания. При учете того, что избыток углекислого газа в крови является гуморальным стимулятором центра дыхания происходит повышение частоты дыхательных движений на фоне снижения глубины дыхания.

В таблице 10 представлены результаты анализа показателей данного параметра.

Действительной преобладает количество детей с более высокой частотой дыхательных движений и составляет 36,73%. Но настораживает большой процент детей с пониженной частотой дыхательных движений, что на фоне повышенной чувствительности к недостатку кислорода является менее благополучным физиологическим критерием. У данной категории детей начинаются процессы декомпенсации. Их организм уже не выдерживает напряженной работы и в скором времени могут проявиться всеразличные патологические процессы. Данная группа детей обязательно должны быть дополнительно исследована и приняты по отношению к этим учащимся коррекционные меры профилактики и оздоровления.

Изучение параметров жизненной емкости легких (табл. 1 и 11) позволяет сделать вывод о достаточном анатомическом резерве данных детей в дыхательной системе. Как видно из таблицы 11 у 57,14% детей наблюдаются значения ЖЕЛ, превышающие средние по возрасту (1500 – 1700 мл) и составляют в среднем 1820,79  339,54 мл. на фоне неплохих резервных возможностей дыхательной системы у исследуемых школьников снижение частоты дыхания еще более неблагополучный фактор. Определяемое состояние скорее определяется сильно действующим фактором.

Таким образом, при исследовании сердечно – сосудистой, вегетативной и дыхательной систем можно сделать выводы, что:

1. Сердечно – сосудистая система детренирована. Имеет место слабость сердечной мышцы и нарушение баланса вегетативного регулирования.

2. Преобладает симпатическая нервная система, но начинает свое доминирующее воздействие парасимпатическая нервная система, что указывает на длительность действия неблагоприятного фактора на организм данных детей и долгим напряжением системы адаптации во времени.

3. Высокие резервные возможности дыхательной системы позволяют более длительно сопротивляться организму действию неблагоприятного фактора, вызывающего гипоксию тканей и особенно нервной и мышечной.

4. Неблагоприятным фактором может являться именно перенапряжение нервных клеток и их выраженное утомление.

Последний вывод при своей значимости должен отразиться в первую очередь на уровне умственной дееспособности детей среднего школьного возраста.

7.2. Состояние умственной работоспособности детей среднего школьного возраста.

На втором этапе нашего исследования нами изучался уровень умственной работоспособности средних школьников во вторник на втором уроке, что соответствует оптимальной фазе работоспособности.

Результаты исследования исходного уровня умственной работоспособности детей среднего школьного возраста представлены в табл. 1 и 12.

Из таблиц видно, что используя математический диктант определено большее количество детей с значительно сниженным уровнем исходной умственной дееспособности и составляет 48,98%. При этом уровень работоспособности составил 11,39 2,68 ошибок при долженствующей средне возрастной норме 5 – 6 ошибок. Та же динамика наблюдалась и при использовании метода письменного диктанта. Количество детей с большим количеством ошибок составило 57,14%. Те же результаты наблюдались и по данным коэффициентов продуктивности.

Таким образом, отмечается сниженный уровень начальной работоспособности, что соответствует физиологическим процессах, описанным выше в первой части собственных исследований. Низкий исходный уровень умственной дееспособности средних школьников возможно проявит и особенности динамики работоспособности в течении занятия.

При исследовании уровня умственной работоспособности в середине занятия выявлен характерный для детей данного возраста подъем работоспособности в фазу оптимума. По данным таблицы 1 и 13 видно, что количество детей с повышенным уровнем работоспособности составляет 48,98% и 57,14%.

При этом средний уровень таких детей не превышает 60%, что является физиологической нормой оптимального подъема работоспособности. Следовательно, имеет место недостаточный подъем уровня умственной работоспособности в фазу оптимума.

Результаты исследования умственной дееспособности детей среднего школьного возраста представлены в таблице 1 и 14.

Из таблиц видно, что у большинства детей наблюдается значительно низкий уровень умственной работоспособности от 40, 82 до 59,18 единиц коэффициентов продуктивности.

Средний уровень составил от 0,45 0,08 до 22,68 8,94 единиц продуктивности.

Таким образом, значительное снижение умственной работоспособности является симптомом нарушений функционирования клеток нервной ткани. Причин данного состояния много. Так, возможно основными являются чрезмерные учебные нагрузки на фоне сниженной оксигинации тканей в связи с детренированностью мышечной системы и неэффективности фазы восстановительного периода, особенно недостаток двигательной активности.

7.3. Зависимость уровня умственной работоспособности детей среднего школьного возраста от функционирования основных систем организма.

Для проведения анализа зависимости состояния умственной работоспособности детей среднего школьного возраста от состояния функционирования основных систем, которое было выявлено в нашем исследовании проведем третий этап исследования с использованием корреляционно – регрессионного анализа.

Результаты корреляционно – регрессионного анализа зависимости исходного уровня работоспособности от основных параметров здоровья детей среднего школьного возраста представлены в таблице 15.

Показатели общих коэффициентов множественной регрессии и детерминации показывают наличие слабой связи изучаемых явлений и небольшой долевой вклад данных факторов в исходный уровень работоспособности детей среднего школьного возраста и составляют соответственно 0,39 и 0,15. Представленные в таблице зависимости отражены в уравнении регрессии:

У = 0,94 – 0,03*х1 + 0,0009*х2 + 0,003*х3 – 0,016*х4 + 0,02*х5 + 0,0002*х6 + 0,003*х7 – 0,00006*х8 – 0,003*х9 + 0,000002*х10… (1), где

Х1 – пульс покоя; х2 – пульс в положении стоя; х3 – пульс в положении лежа; х4 – процент изменения пульса после физической нагрузки; х5 – пульс после физической нагрузки; х6 – систолическое артериальное давление; х7 – диастолического артериального давления; х8 – частота дыхания; х9 – частота дыхания; х10 – величина ЖЕЛ.

Как видно из уравнения регрессии наблюдается прямая зависимость уровня работоспособности от показателей величины пульса после нагрузки и диастолическом давление. Данное соотношение объясняет зависимость уровня работоспособности от состояния дополнительной симпатической инервации, на фоне которой отмечается значительное повышение пульса при физической нагрузке и повышается уровень диастолического давления. При этом преобладание парасимпатической инервации снижает уровень умственной дееспособности, в связи с чем наблюдается обратная зависимость работоспособности от показателей пульса в покое и частоты дыхания. Данные отношения для большей наглядности представлены на рис.1.

изучении зависимости среднего уровня умственной работоспособности детей от выше названных параметров была выявлена еще меньшая сила зависимости и меньший долевой вклад выбранных факторов. Величина общих коэффициентов множественной регрессии и детерминации составила – 0,24 и 0,057 соответственно (табл. 16).

Данные зависимости отражены в уравнении регрессии:

У = 0,59 + 0.01*х1 – 0,00009*х2 – 0,001*х3 + 0,005*х4 – 0,006*х5 – 0,0003*х6 – 0,00009*х7 – 0,00002*х8 + 0,001*х9 – 0,00002*х10…(2). Где

Х1 – пульс покоя; х2 – пульс в положении стоя; х3 – пульс в положении лежа; х4 – процент изменения пульса после физической нагрузки; х5 – пульс после физической нагрузки; х6 – систолическое артериальное давление; х7 – диастолического артериального давления; х8 – частота дыхания; х9 – частота дыхания; х10 – величина ЖЕЛ.

Из уравнения регрессии видно, что прямая зависимость уровня работоспособности отмечается в отношении пульса в покое, процента изменения пульса после физической нагрузки и частоты дыхания. То есть состояние тренированности сердечно – сосудистой системы, состояние внутренних резервов организма и уровень оксигенации тканей определяет пределы подъема уровня умственной работоспособности в фазе оптимыма. Данные отношения для большей наглядности представлены на рис. 2.

Обратная зависимость отмечается в отношении величины пульса после нагрузки, диастолического давления и пульса в горизонтальном положении тела. Данная зависимость объясняет факт зависимости функционирования нервной ткани от состояния симпатической инервации, так как усиление парасимпатикотонии сдерживает функциональные возможности нейроцитов.

Значительно возрастает сила связи рассматриваемых факторов с уровнем работоспособности детей среднего школьного возраста к конечной, заключительной фазе умственной деятельности, при этом возрастает и долевой вклад вышеназванных параметров. Значения общих коэффициентов множественной регрессии и детерминации составили 0,46 и 0,21 соответственно (табл. 17).

Исследуемые зависимости отражены в уравнении регрессии:

У = 0,58 + 0,001*х1 + 0,002*х2+ 0,002*х3 – 0,0002*х4 + 0,0009*х5 – 0,0001*х6 + 0,008*х7 + 0,0004*х8 – 0,003*х9 + 0,00004*х10…(3), где

Х1 – пульс покоя; х2 – пульс в положении стоя; х3 – пульс в положении лежа; х4 – процент изменения пульса после физической нагрузки; х5 – пульс после физической нагрузки; х6 – систолическое артериальное давление; х7 – диастолического артериального давления; х8 – частота дыхания; х9 – частота дыхания; х10 – величина ЖЕЛ.

Из уравнения регрессии видно, что прямая зависимость уровня умственной активности зависит от параметров пульса в горизонтальном положении и пульса в положении стоя и в покое. Данное соотношение, возможно, объясняется тем, что уровень функциональной активности нейроцитов зависит от состояния оксигенации тканей, состоянием микроциркуляции, которая в первую очередь управляется вегетативной нервной системой и состоянием внутренней среду, например, содержанием в тканевой жидкости продуктов обмена и углекислого газа. Именно в связи с этим нами наблюдается связь с вышеназванными параметрами, состояние которых зависит от вегетативной регуляции и обеспечивают микроциркуляцию тканей (рис.3).

Обратная зависимость в отношении процента изменения пульса после физической нагрузки и частоты дыхания, доказывает физиологическую связь функционирования нейроцитов с состояние тренированности сердечно – сосудистой и дыхательной систем и уровнем содержания углекислого газа в крови, что вызывает увеличение частоты дыхания и более высокие значения процентного увеличения пульса после физических нагрузок.

7.4. Выводы

Таким образом, в результате исследования зависимости уровня умственной работоспособности детей среднего школьного возраста можно сделать следующие выводы:

1. Уровень умственной работоспособности значительно ниже долженствующих возрастных норм, что выражается в более низком начальном уровне умственной дееспособности, в недостаточном подъеме функциональной активности в оптимальную фазу нейроцитов и значительно более быстром утомлении и значительным ее снижении в конечной фазе умственной деятельности.

2. Низкий уровень функционирования нервной системы обуславливает значительное напряжение адаптационных механизмов и вызывает симпатикотонию, повышение диастолического давления и частоты дыхания.

3. При продолжительных и значительных умственных нагрузках на фоне снижения тренированности мышечной системы данная деятельность ограничевается во времени и вызывает состояние декомпенсации, проявляющееся в активации парасимпатикотонии, снижении систолического давления, урежении дыхания и перераспределением циркулирующей крови, что наблюдается примерно у 23% обследуемых детей.

4. Для большей эффективности умственной деятельности необходимо иметь достаточный запас энергии и уровень оксигенации, что физиологически связано с увеличенными резервами мышечной, сердечно – сосудистой, дыхательной систем. Следовательно, для повышения продуктивности умственных процессах необходимо соблюдать правила чередования умственной и физической активности, снятие перенапряжения, эффективный сон и питание с большим содержанием белков и витаминов с минералами.

VIII. Методы, повышающие уровень работоспособности детей в условиях дома

Достичь хорошей умственной работоспособности можно достичь с помощью регулярных физических упражнений, соблюдения режима дня, правильного питания, здорового сна и т.п. Выше мы уже останавливались на вопросах режима дня, питания, сна, гигиене труда и отдыха.

Но одним из наиболее эффективных методов повышения умственной работоспособности является организация двигательной активности, в частности - выполнение физических упражнений.

Как правило, большая часть детей редко специально занимается физкультурой, а упражнения утренней гимнастики могут выполнять все. Поэтому рассмотрим комплексы упражнений утренней гимнастики.

Занятия (особенно вначале) следует начинать с ходьбы (можно на месте), затем бег, опять ходьба с целью успокоить дыхание, затем следуют потягивания, повороты, наклоны, приседания, отжимание руками от пола, упражнения для мышц живота, туловища, взмахи в разные стороны ногами, разнообразные прыжки. Заканчивается зарядка спокойным бегом, переходящим в ходьбу. В первое время можно делать между упражнениями 10—15-секундную паузу, а в дальнейшем стараться выполнять все упражнения одно за другим.

Первое упражнение — потягивание выполняется в медленном темпе с глубоким вдохом и полным выдохом. Остальные упражнения — в среднем темпе. Если движение к концу ускорить, заканчивая его рывком (или пружиня), то мышцы будут растягиваться, делаясь постепенно эластичнее, будет увеличиваться подвижность суставов, гибкость. Такие упражнения рекомендуется выполнять во второй половине комплекса, и не следует в первые дни занятий делать их в полную силу.

Многие упражнения выполняются с различными предметами, поэтому заранее позаботьтесь об их приобретении. Это гимнастическая палка, большой (волейбольный, футбольный) и маленький (теннисный) мячи, скакалка.

Заниматься нужно при открытой форточке, а в теплое время года, если есть возможность,— на воздухе. Завершать занятия очень полезно водными процедурами — обтиранием, обливанием или душем с последующим растиранием тела сухим полотенцем.

Подбирая для утренней гимнастики комплексы упражнений, нужно стараться соблюдать принцип активного и последовательного вовлечения в работу всех мышц. Причем увеличивать постепенно амплитуду движений до максимума, ускорять темп и продолжительность занятий с учетом своей двигательной подготовки и самочувствия.

Приведем пять комплексов утренней гимнастики, каждый из которых рассчитан примерно на 1 месяц. Для краткости в тексте комплексов введены сокращения некоторых слов: исходное положение — и. п.; основная стойка (вертикальное положение тела, ноги вместе, руки вниз, плечи развернуты) — о. с. Цифры в тексте: 1—2 или 3—4 означают, на какой счет выполняется упражнение, например раз-два, три-четыре. Каждое упражнение выполняется 6—10 раз.

Комплекс I

Упражнения без предметов

1. И. п.— руки сцеплены внизу. 1—2 - руки вверх, подняться на носки и потянуться; 3—4—опуская руки через стороны, вернуться в и. п.

2. И. п.—ноги врозь, руки на пояс. 1 - наклон вправо с одновременным поворотом туловища вправо; 2 - и. п.; 3—4 - - то же, но в другую сторону.

3. И. п.— о. с. 1 - дугами влево руки вверх и наклон вправо;

2—обратным движением вернуться в и. п.; 3—4 - то же, но в другую сторону. В исходном положении не останавливаться.

4. И. п.— руки вперед. 1—4 - сесть без помощи рук; 5—8 встать (руки в том же положении).

5. И. п.— сед ноги врозь пошире, руки в стороны. 1—2 - два пружинящих рывка руками назад; 3—4 - два пружинящих наклона к левой ноге, руками потянуться к ступне. То же, наклоняясь к правой ноге.

6. И. п.— лежа на спине, ноги врозь. 1—2 - опираясь на пятки, затылок и руки, прогнуться (поднять тело); 3 - лечь и расслабиться; 4 - пауза.

7. И. п.— о. с. 1 - круг руками наружу; 2 - прижав локти к телу, «средний круг» (одними лишь предплечьями) наружу. После нескольких повторений направление движений менять.

8. И. п.— лежа на спине. 1 - согнуть ноги вперед; 2 - выпрямить вверх; 3—снова согнуть; 4—и. п.

9. И. п.— лежа на груди, руки у плеч. 1—2 - разгибая руки (отжимаясь), упор лежа на бедрах; 3—4 - и. п.

10. И. п.— руки на пояс. Прыжки на двух ногах с поворотами на 90°. (можно и на 180°).

Комплекс II

Упражнения без предметов

1. И. п.— о. с. 1 - поднимая локти в стороны и скользя руками по туловищу, пальцы сжать в кулак; 2 - руки вверх, пальцы разжать, потянуться; 3—4 - дугами наружу руки вниз. Движения руками выполнять с усилием, имитируя поднимание тяжести.

2. И. п.— туловище повернуть вправо, руки в стороны. 1 - поворот туловища налево, руки одновременно дугами книзу, снова руки в стороны; 2 - то же, но в другую сторону.

3. И. п.— о. с. 1 - шаг левой ногой в сторону, одновременно дугами влево руки вверх и наклон вправо; 2—обратным движением вернуться в и. п.; 3—4 - то же, но в другую сторону. Руки внизу не задерживать.

4. И. п.— ноги врозь, левая впереди, руки на пояс. 1 - присесть; 2 - повернуться на носках направо кругом; 3 - встать;

4 - повернуться налево кругом в и. п.

5. И. п.— ноги врозь пошире, руки перед грудью, локти обхватить. 1—3 - три пружинящих наклона вперед, стараясь коснуться предплечьями пола; 4 - и. п.

6. И. п.— о. с. 1 - мах правой ногой в сторону, руки в стороны; 2 - выпад правой ногой, руки вверх; 3 - толчком правой ноги стойка на левой, руки в стороны; 4 - и. п. То же, но в другую сторону.

7. И. п.— лежа на спине, ноги врозь пошире, носки оттянуты, руки в стороны. 1—поднять ноги вертикально; 2 - согнуть; 3 - выпрямить; 4 - опустить в и. п.

8. И. п.— лежа на груди, руки у плеч. 1—2 - выпрямляя руки в стороны и поднимая голову, плечи и ноги, прогнуться; 3—4 - и. п.

9. И. п.— упор присев на левой ноге, правую назад на носок. На каждый счет прыжками смена положений ног.

10. И. п.— о. с. 1 - руки через стороны вверх, напрягая все мышцы; 2 – 4 - расслабляя мышцы, последовательно опустить вниз предплечья, голову, руки и туловище, присесть. Вставать, поднимая руки вверх, нужно резким энергичным движением.

11. И. п.— стойка на левой ноге, правую в сторону, руки на пояс. Прыжками смена положений ног.

Комплекс III

Упражнения с гимнастической палкой

1. И. п. - ноги на ширине ступни, палка внизу. 1 - палку к груди; 2 - палку вверх, потянуться; 3 - палку к груди; 4 - и. п.

2. И. п.— ноги шире плеч, палка за головой. 1 - повернуть туловище влево, палку вверх; 2—и. п.; 3—4 - то же, но в другую сторону.

3. И. п. - ноги на ширине плеч, палку вперед. 1 - наклониться вперед, положить палку на пальцы ног; 2—выпрямиться, руки вверх; 3 - наклониться вперед, взять палку; 4 - и. п.

4. И. п.— палка за спиной под локтями. Приседая или опускаясь на колени, сесть, затем, опираясь рукой так, чтобы палка оставалась за спиной, лечь на живот, прогнуться. Держа палку за спиной, встать.

5. И. п.— сидя, палку вперед. 1 - согнув левую ногу, пронести ее через палку и выпрямить; 2—обратным движением вернуться в и. п.; 3—4 - то же, но правой ногой.

6. И. п.— палка внизу сзади. 1—приседая на носках, палку под колени; 2-—зажав палку под коленями, закончить присед, руки вперед; 3—4 - опустить руки, взять палку и встать. Спину держать прямо.

7. И. п.— палка внизу. 1—сгибая левую руку над головой, палку к правому боку (вертикально); 2—отводя левую руку назад-вниз, опустить палку за спину; 3 - согнуть над головой правую руку (палка у левого бока); 4 - и. п. Упражнение стараться делать единым Движением без остановок.

8. И. п.— лежа на спине, палка впереди. 1—2 - сгибая ноги вперед, продеть их между рук и подвести палку под колени; 3—4 - и. п.

9. И. п.— палку вперед. 1—3—три прыжка на месте (палка впереди); 4 - подпрыгнуть как можно выше, прогнуться (палка вверху).

Комплекс IV

Упражнение с малым мячом

1. И. п.— руки вперед (мяч в правой руке). 1 - опуская руки вниз и отводя их назад за спину, переложить мяч в левую руку; 2 - руки вперед (мяч в левой руке); 3 - руки вверх, прогнуться, переложив мяч в правую руку; 4 - и. п.

2. И. п.— о. с. (мяч в левой руке). 1 - дугами вперед руки вверх; 2 - наклон вперед, руки опустить, передать мяч позади голеней (как можно ниже) в правую руку; 3 - выпрямиться, руки вверх; 4 - наклон вперед, мяч в левую руку. Упражнение дополнить рывком руками назад.

3. И. п. - ноги врозь (мяч в левой руке). Поворачивая туловище вправо, ударить мячом о пол за правой пяткой и поймать его правой рукой. То же, но в другую сторону.

4. И. п.— ноги шире плеч, руки в сторону — назад (мяч в левой руке). 1 - наклоняясь к правой ноге и сгибая ее, переложить мяч под коленом из левой руки в правую; 2 - и. п.; 3—4 - то же, но наклоняясь к левой ноге.

5. И. п.— сидя, руки в стороны (мяч в правой руке). 1 - поднять повыше прямую левую ногу и переложить под нею мяч из правой руки в левую; 2—и. п.; 3—4 - то же, но с правой ноги. Ногу поднимать быстро, опускать медленней. Туловище держать прямо.

6. И. п.— ноги врозь, руки вверху (мяч в левой руке). 1 - наклон туловища вправо, выпустить мяч и поймать его правой рукой; 2—и. п.; 3 - 4—то же, но в другую сторону.

7. И. п.— ноги на ширине ступни (мяч в руках внизу). Подбросить мяч вверх, быстро присесть на полной ступне, хлопнуть одной рукой о пол и, вставая, поймать мяч двумя руками. Туловище держать прямо. Хлопки делать поочередно то правой, то левой рукой.

8. И. п.— мяч в правой руке. Прыгая на обеих ногах, поочередно ударами ладоней посылать мяч в пол.

Комплекс V

Упражнения с короткой скакалкой

1. И. п.— ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка на шее, руки согнуты. 1—2 - разгибать руки вверх и, натягивая скакалку, руки вверх, туловище повернуть вправо, потянуться; 3 – 4 - и. п. То же, но с поворотом влево.

2. И. п.— о. с., сложенная вчетверо скакалка сзади. 1- наклон вперед, опуская скакалку до середины голеней; 2—3—два пружинящих наклона, притягивая себя к ногам за скакалку; 4 - и. п.

3. И. п.— сложенная вчетверо скакалка внизу. 1 - отставляя левую ногу назад (подальше) и сгибая правую, принять положение выпада правой ногой; 2—3 - два пружинящих покачивания с опорой скакалкой о колено; 4 - встать в и. п. То же, но отставляя правую ногу.

4. И. п. - стоя на коленях, сложенная вдвое скакалка внизу. 1 - натягивая скакалку, руки вверх — в стороны, правую ногу в сторону; 2—3 - два пружинящих наклона вправо; 4 - и. п. То же, но в другую сторону.

5. И. п. - о. с., сложенная вчетверо скакалка внизу. 1 - присесть и обхватить скакалкой голени; 2 - активным усилием рук наклонить туловище к коленям; 3 – 4 - и. п.

6. И. п.— натянутая скакалка сзади под пяткой левой ноги, руки в стороны. 1—2 - поднимая ногу со скакалкой назад и наклоняясь вперед, держать равновесие («ласточка»); 3—4 - и. п. После 3—4 повторений - то же, но другой ногой. Спину держать прогнутой.

7. И. п. - держать скакалку за концы (опустив ее сзади). Бег, высоко поднимая колени на месте и с продвижением, вращая скакалку вперед.

8. Различные прыжки через скакалку (на одной, двух ногах).

Зарядка завершается спокойным бегом, ходьбой с успокаивающими дыхательными движениями.

Когда утренняя гимнастика станет для учащегося привычной, внутренней потребностью, можно постепенно усложнять упражнения. Например, во время бега менять направления, 10—15 секунд высоко поднимать колени, чередовать бег с прыжками.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!