Умственная работоспособность у человека

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………….с.4

II. Физиология умственной работоспособности детей среднего школьного возраста……………………………………………………………..с.8

2.1. Понятие «умственная работоспособность»………………….с.8

2.2. Динамика умственной работоспособности…………………..с.9

2.3. Биоритмология работоспособности…………………………с.11

III. Факторы, влияющие на уровень работоспособности человека………с.18

3.1. Экзогенные факторы…………………………………………с.18

3.2. Эндогенные факторы…………………………………………с.24

IV. Здоровье как основной фактор, формирующий уровень умственной работоспособности……………………………………………………..с.28

4.1. Понятие здоровья, психофизиологические основы ………..с.28

4.2.Факторы, определяющие здоровье детей среднего школьного возраста ……………………………………………………….с.31

V. Методы исследования умственной работоспособности……………….с.39

5.1. Устойчивость ясного видения………………………………..с.40

5.2. Математический диктант……………………………………..с.41

5.3. Корректурные пробы………………………………………….с.44

5.4. Индивидуальный хронометраж………………………………с.49

5.5. Методы корреляционного и регрессионного анализа………с.50

VI. Методы исследования здоровья ………………………………………..с.55

6.1. Антропометрические исследования физического развития..с.63

VII. Уровень работоспособности детей среднего школьного возраста (собственное исследование) ………………………………………с.71

7.1. Функциональное состояние основных систем организма детей среднего школьного возраста………………………………..с.71

7.2. Состояние умственной работоспособности детей среднего школьного возраста……………………………………………с.77

7.3. Зависимость уровня умственной работоспособности детей среднего школьного возраста от функционирования основных систем организма………………………………………………с.80

7.4. Выводы………………………………………………………….с.86

VIII. Методы, повышающие уровень работоспособности детей в условиях дома………………………………………………………………….с.87

IX. Библиография……………………………………………………………..с.95

Введение

Существует восточная мудрость, которая гласит: «У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все!», Эта восточная мудрость определяет два самых главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:

первый — здоровье было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;

второй — здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояний человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство.

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека, а не просто его состояний, как это сказано в определении Всемирной организации здравоохранения.

Все эти основополагающие концептуальные понятия должны быть адресованы в первую очередь детству и школе, так как сфера образования является на сегодняшний день важнейшим институтом общественного воспитания и формирования личности, охватывающим в течение длительного периода (3 - 18 лет) все детское население.

Объединение большей, части детей и подростков в учебные коллективы создает благоприятные условия для организации диспансерного наблюдения на базе образовательных учреждений и проведения оздоровительных мероприятий для обучающихся и воспитанников, реализации самых современных и эффективных профилактических программ.

В системе образования, по данным мониторинга, проводимого Минобразованием России в 1999-2000 гг., общее количество медицинских работников, работающих на штатной основе, составляет 66033 человека, из них врачебного персонала — 9534 человека, среднего медперсонала — 56499 человек. Эти цифры свидетельствуют о значимой численности специалистов медицинского профиля в образовательных учреждениях.

Кроме того, отрадным является тот факт, что практически во всех субъектах Российской Федерации на договорной основе консультативную и научно-методическую помощь образовательным учреждениям в плане охраны здоровья оказывают специалисты научных подразделений и научных институтов системы здравоохранения.

В качестве позитивных моментов организации мер, направленных на сохранение здоровья в современной школе, можно отметить:

• внедрение в практику современной школы научных основ диагностики отклонений в состоянии здоровья, санитарно-гигиенических основ профилактики отклонений в состоянии здоровья детей и подростков и современных способов противостояния недугам;

• оснащение большинства учреждений образования современным медицинским оборудованием и создание условий для профилактики и предупреждения развития болезни на ранних стадиях (фитобары, оздоровительные, массажные, стоматологические кабинеты и пр.);

• обращение к проблемам формирования и сохранения здоровья со стороны педагогических работников и родителей, лиц их заменяющих, обучающихся, воспитанников.

Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья различных контингентов школьников (городских и сельских общеобразовательных школ, детских дошкольных образовательных учреждений, школ-интернатов, школ с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий и пр.) показывают, что отчетливой положительной динамики в состоянии здоровья детей и подростков, к сожалению, не наблюдается за последние 10—15 лет, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги.

По данным ежегодных медицинских обследований, выросло число детей с близорукостью, нервно-психическими и аллергическими заболеваниями, хроническими болезнями органов пищеварения. Стабильно высоким сохраняется уровень острой заболеваемости (1380 случаев на 1000 детей по Центральному региону), велика группа часто болеющих детей. По некоторым данным, эта группа составляет 15—23% от общего количества детей, обучающихся в конкретном образовательном учреждении. С переходом из класса в класс состояние здоровья, как правило, ухудшается, возрастает доля детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья, у детей падает общий уровень работоспособности (29, с. 8-9).

Большая учебная нагрузка, изменение содержания и методов обучения, интенсификация процессов обучения ведут сначала к снижению уровня работоспособности, а также - к учащению заболеваний и патологических состояний в школьном возрасте. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что плата за обучение на современном этапе развития общества предельно высока и это прежде всего — здоровье.

Актуальность: несмотря на увеличение числа педагогических новаций, внедряемых в школьную практику, снижается не только уровень работоспособности, но и состояние здоровья учащихся. В связи с этим возможно предположить наличие связи между уровнем работоспособности и состояние здоровья детей, в частности детей среднего школьного возраста.

Отсюда тема нашего исследования – «Корреляция состояния здоровья и уровня умственной работоспособности детей среднего школьного возраста».

Предмет исследования – зависимость уровня умственной работоспособности и состояния здоровья детей среднего школьного возраста.

Объект исследования – группа детей среднего школьного возраста.

Рабочая гипотеза:

1) предполагается, что уровень умственной работоспособности детей имеет прямую зависимость от состояния здоровья детей среднего школьного возраста;

2) преобладает низкий уровень состояния здоровья, что обуславливает падение уровня умственной работоспособности детей среднего школьного возраста.

Цель: установить связь между состоянием здоровья и уровнем умственной работоспособности детей среднего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели в исследовании ставились и решались следующие задачи:

• проанализировать имеющиеся теоретические и практические данные по теме исследования;

• определить наиболее приемлемые для условий исследования методик;

• провести донозологическую диагностику здоровья

• провести исследование умственной работоспособности детей среднего школьного возраста;

• проанализировать результаты исследования с использованием методов математического анализа;

• разработать комплекс наиболее продуктивных методов, повышающих уровень умственной работоспособности и состояния здоровья детей в условиях школы.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!